Статья Активные формы работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации


Активные формы работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации
Кузнецова Алевтина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 г. Нижний Тагил
Введение новых форм итоговой аттестации предполагает иные подходы к подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного приобретения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, парами, исследовательская деятельность, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д. - активные формы, которые используются для развития УУД как на уроках, так и во внеклассной работе.
Школьники учатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности. Также это помогает решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и подготовки старшеклассников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, цели и задачи которой определяются как личностными мотивами школьников, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Именно такие возможности предоставляет краеведческая игра «Мы живем на Урале», участие в которой воспитывает чувство патриотизма, развивает у учащихся навыки исследовательской деятельности, впоследствии реализуемые в проектах и при подготовке к итоговой аттестации.
Краеведческая игра проводится по различным направлениям, что дает широкое поле для деятельности учащихся с учетом их интересов, способствует формированию культуры проектной деятельности, умению поэтапно планировать работу.
Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей. Общая работа учащихся над проектом позволяет им проявить собственное творческое видение процесса и результатов работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться и другие.
Так, на этапе игры «Кладовые Урала» учащимися 5 класса изучался материал по теме, посещались музеи. В ходе работы были определены проблемы, на этапе конкретизации которых в результате обсуждения одна группа учащихся предложила в качестве источника информации взять произведения П.П. Бажова. Так появилась мысль о создании проекта литературной викторины «Малахитовая шкатулка открывается…» с последующей ее театрализованной презентацией (материалы были представлены к юбилею писателя в городскую библиотеку им. Герцена). Работая над составлением викторины, учащиеся приобрели навыки вдумчивого чтения, умение не только отвечать на вопросы, но и грамотно формулировать их (задания по восприятию содержания текста используются при подготовке к итоговой аттестации)
Другая группа предложила исследование – реферат «Народные промыслы Урала в произведениях Мамина – Сибиряка и Бажова», который впоследствии был представлен на Демидовских чтениях и городских литературных чтениях. Материалы, собранные учащимися, позволили не только расширить кругозор исследователей, но и раскрыть особенности работы с текстами разных стилей (научного, публицистического и художественного).
Данные групповые проекты стали в дальнейшем основой для индивидуальной исследовательской работы «Профессиональная лексика в произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка и П.П.Бажова».
Исследовательские проекты «Устаревшая лексика в повести А. П. Бондина «Моя школа», «Роль эмоционально-оценочной и экспрессивной лексики в детских рассказах Д. Н. Мамина - Сибиряка», занявшие призовые места на городской НПК учащихся, направлены на воспитание внимательного и бережного отношения к слову писателя. В процессе исследований авторы знакомились с языком произведения, узнавали особенности уральского быта, родной природы, посещали музеи города, использовали материалы, собранные в ходе выполнения заданий краеведческой игры «Мы живем на Урале». Такая работа дает возможность рассмотреть слово с разных позиций (лексические и морфологические характеристики, синтаксическая роль, употребление в речи). Аналитические материалы практической части проекта, словарики, созданные в результате исследования, используются учащимися как справочные материалы при выполнении заданий, связанных с характеристикой слова и при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Для учителя очень важно понять, что универсальные учебные действия могут успешно формироваться при работе с текстом на уроках любой предметной направленности, во внеурочной и внеклассной работе при использовании традиционных учебных упражнений: чтения текста, составления тезисов, написания сжатого изложения, сочинения, пересказа и т.д.
Компетентностный подход требует понимания того, что важно не научить писать изложение и сочинение-рассуждение, пересказать текст, а в процессе работы над этими традиционными учебными заданиями развивать у учащихся определенные социально значимые универсальные учебные действия.
Текст – это центральное звено экзаменационной работы, на основе которого строятся задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым – сжатым изложением и сочинением. В ходе анализа осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
Главным при подготовке к итоговой аттестации является комплексная работа с текстом, в ходе которой учащиеся должны определять тему текста, тип речи и стиль, основные мысли, находить ключевые слова, языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами.
Тексты должны быть разнообразны по жанру и тематической направленности, доступны для старшеклассников по содержанию, иметь высокую познавательную и воспитательную ценность, что позволит обеспечить реализацию как внутрипредметных, так и межпредметных связей. Поэтому материалы краеведения могут использоваться при подготовке к итоговой аттестации: научные и публицистические тексты - для работы над сжатым изложением, художественные – для выполнения тестовых заданий и написания сочинения. Например, научно-популярный текст об обработке камня и художественные тексты из рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Вертел» и сказа П.П.Бажова «Каменный цветок». Тестовые задания к ним предлагаются учителем или даются детям для составления в качестве домашней работы. Ценность таких материалов заключается в том, что они собраны учащимися, которые видят результаты деятельности и осознают значимость своих достижений.
Таким образом, участие в краеведческой игре имеет не только воспитательное значение. Приобщаясь к культуре и традициям своего края, учащиеся незаметно для себя приобретают навыки исследовательской работы с текстом, что является залогом успешной подготовки к итоговой аттестации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Долинина Т.А.Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы: методическое пособие для учителей. Екатеринбург: ИРО, 2011.-124с.
2.Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.- 159с.
Требования для оформления материалов
для опубликования в сборнике трудов конференции
.
Электронный вариант: переданный по электронной почте (flf@ntspi.ru). Текстовый редактор Word. Имя файла – фамилия автора русским шрифтом.
Оформление: через один интервал, гарнитура Times New Roman, кегль 14, стиль Normal (обычный), выравнивание по ширине, переносы расставляются автоматически, не более 4 подряд; абзац — 0,75 см; поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 3 см. Ссылки на литературу в квадратных скобках – [2. С. 76]. Список литературы в конце статьи по алфавиту, с обязательным указанием издательства и количества страниц (см. образец).
Статьи, оформленные не по правилам, к публикации приниматься не будут.

Образец

А. А. Петров
Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия

НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА

Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Иванов И. И. Название книги. М.: Наука, 2004. 300 с.
2. Симонов Н. П. Название статьи // Название сборника. М.: Наука, 2006. С. 56-70.
3. Уфимцев Л. М. Название статьи // Русский язык в школе. 2007. № 5. С. 20-25.