Урок окружающего мира Если хочешь быть здоров (2 класс)
Московец Гузаль Наримановна
Учитель начальных классов
МБОУ «Ивановская ООШ»
Лениногорский район
Республики Татарстан
Предмет: Окружающий мир
«Школа России»
Класс: 2 класс
Тип урока: комбинированный
Вид урока:
Технологическая карта урока
Тема
Если хочешь быть здоров.
Цель урока
Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
Планируемые результаты
Личностные результаты: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока самостоятельно; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой учебник и осознавать необходимость нового знания.
Межпредметная связь
Чтение, физкультура
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Учебник для 2 класса. Часть 2. Стр. 8-11. А.А. Плешаков.
- карточки, рисунки «дерево, листья, желуди», Программа Logger Lite, датчик температуры, варежка.
Организация пространства
Групповая работа
Этапы урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
предметные
Личностные, метапредметные
I.Мотивация к учебной деятельности.
(ОС)
ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН
«Встать - сесть» - для знакомства с классом.
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Гузель Наримановна. Сегодня мне посчастливилось вести у вас урок и познакомиться с такими замечательными ребятами.
- Встаньте, те, кого зовут ..
-Очень приятно!
- Соседу по плечу – пожмем руку, а соседу напротив - улыбнемся. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения.
Поочередно встают.
Улыбаются друг другу, пожимают руки.
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения.
Психологический настрой для создания благоприятной рабочей обстановке в классе
II.Актуализация знаний.
(ОС) ТИК-ТЭК-ТОУ
СИНГЛ РАУНД РОБИН
1 группа: Закаляй своё тело с пользой для дела.
2 группа: Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
3 группа: Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
«однократный раунд робин»- учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
- Ребята, у вас на столах лежат листочки со словами, составьте из них предложения. Как только вы будете готовы, поднимите руки. ( время-30 сек)
- Что у вас получилось? Отвечают 1-е номера. – Как назвать одним словом эти предложения?
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- Совершенно верно, тема нашего урока «Если хочешь быть здоров» (вывешиваю надпись на доску- корень)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Вывешиваю рисунок дерево с корнем)
Участники составляют предложения в группе с обсуждением вариантов по кругу.
Зачитывают 1-е номера.
- Пословицы.
- О здоровье.
- Узнаем, что такое здоровье и как его сохранить.
Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Ориентироваться в системе знаний (Познавательные УУД)
Обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно (Регулятивные УУД)
III. Определяем основной вопрос урока (ОС)--
ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС «карта» согласия
Сингл Раунд Робин
2-е номера достают из коробки один предмет. На основе раздражителя каждый ученик в своем углу записывает максимальное количество идей. Ученики по очереди обмениваются своими идеями. Приходят к консенсусу («большой палец вверх»). Идею записывают в центр.
Работа в учебнике стр. 8-11. Каждая группа отвечает – что такое Режим дня, личная гигиена, правильные продукты питания.
- А что для вас значит понятие – здоровье? У каждой команды своё задание, вам в этом поможет волшебная коробочка. Подойдите 2 –е номера.
Выбирайте один предмет.
- Главную идею запишите на лист (дуба), проговорите вслух и прикрепите к дереву.
-Прочитайте, найдите ту информацию в учебнике на стр. 8 -11, что мы могли пропустить.
1 группа – Яблоко - Как правильно питаться;
2 группа – Часы - Режим дня;
3 группа - Зубная щетка - Личная гигиена.
Читают, находят информацию. Проговаривают вслух и записывают на лист дуба и прикрепляют к дереву.
Находить ответ на поставленный вопрос.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УУД)
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт, учебник. (ПУУД)
Физкультминутка
(ОС)--- КОНЭРС
Выбрать углы с пословицами «Чистота- залог здоровья», «Здоровье дороже богатства», «В здоровом теле- здоровый дух», «Курить здоровью вредить». В конвертах – задание. Выбрать по 1 упражнению каждому из предложенных и составить комплекс физкультминутки.
- Продемонстрируйте комплекс упражнений другим командам.
Выбирают углы. Показывают упражнения.
Выполнить упражнения.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ориентация деятельности. (Личностные УУД)
Различать способ и результат действия (Регулятивные УУД)
IV. Открытие нового знания.
(ОС)--
ЭЙ АР ГАЙД
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.
До
Утверждение
После
Варежки создают тепло
Варежки греют
Варежки удерживают тепло
- Я начну стихотворение замечательного поэта, а вы хором продолжите: «Поёт - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. ..
- Прекрасно! Молодцы! Аплодисменты!
- Назовите автора стихотворения.
- О чем это стихотворение?
- Как можно связать этот факт с нашей темой?
- Как сохранить здоровье зимой, как заботиться о здоровье зимой и т.д.
- отгадайте загадку.
- Заполните графу «До», прочитав утверждение, поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-«, если не согласны.
Продолжают чтение стихотворения хором.
- С.Есенин.
- О зиме.
- Одеваться по погоде.
Перечисляют : шапка, шарф, пальто и т.д.
- Варежки.
Заполняют графу «До»
Отвечают письменно в виде знака «+» или «-«
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. (Коммуникативные УУД).
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. (Познавательные УУД)
V. Эксперимент
«Почему в варежках тепло?»
Программа Logger Lite, датчик температуры, варежка.
Задачи: - Определим температуру воздуха в классе и температуру ладоней; - попробуем предсказать, как изменятся показания, если датчик температуры положить в то или иное место; - проверим, каким образом варежки согревают руки.
Эксперимент 1. А) Определяем температуру воздуха в классе.
Б) Определяем температуру руки ребенка.
Эксперимент 2. А) Сравниваем температуру варежки и температуру варежки с детской рукой.
Анализ полученных данных:
А) Температура воздуха ниже, чем температура тела;
Б) Выявление того, что свойства варежки- изоляция. Не выпускает тепло и не пускает холод внутрь варежки. И поэтому нам в варежках – тепло. Заполняют таблицу.
- Наверное, у вас есть любимые варежки или перчатки. Вы надеваете их зимой, чтобы согреть руки.
Проблемный вопрос: Варежки создают тепло, греют или удерживают его?
Анализ полученных данных.
- Что является источником тепла? (Варежка или рука)
- Каким образом варежки согревают руки, если сами они тепла не создают?
- Заполните таблицу графу «После»
Слушают
Смотрят, участвуют.
Анализирует.
- Рука.
- Рука выделяет тепло в варежку, а варежка её сохраняет. Заполняют графу «После»
Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. (Личностные УУД)
Различать способ и результат действия. (Регулятивные УУД)
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. (Познавательные УУД)
VI. Рефлексия.
Домашнее задание.
Отвечают на вопросы.
Зеленый желудь – я молодец, но я ничего не понял.
Желтый желудь – я молодец, я все понял.
Красный желудь - я молодец, и могу поделиться опытом с другими.
Зеленый – базовый уровень д/з (составить свой режим дня)
Желтый – средний уровень. «Здоровая и разнообразная пища»- Подготовить письменное сообщение, какими полезными свойствами обладают продукты (витамины).
Красный – сложный уровень. Подготовить письменное сообщение о том, откуда берётся тепло в наших домах и каким образом оно сохраняется. Почему летом в домах отключают отопление.
- Назовите помощников в сохранении здоровья.
- Какое последствие может быть, если в сильные морозы не надевать варежки?
- Кто догадался, какое дерево у нас с вами? Почему именно это дерево?
- Результат сохранения здоровья, это?
-Оцените свои знания с помощью- желудей .
- В зависимости, кто какой выбрал желудь, такое и домашнее задание.
- Спасибо, ребята! Мне было очень приятно работать с вами.
- режим дня, личная гигиена, правильное питание, движение, спорт, врачи, правильно одеваться по погоде,
- отморозить пальцы, нос.
- Дуб.
- Долгожитель.
- Долголетие.
Прикрепляют к дереву.
Берут со стола по цветовой гамме - карточки с домашним заданием.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)
Установка на здоровый образ жизни (Личностные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)
15