Урок окружающего мира во 2 классе на тему Путешествие по городу Здоровейску, или Если хочешь быть здоров.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Урок окружающего мира во 2 классе
по программе «Школа России»


Маслова Наталья Александровна
учитель начальных классов
г. Белокуриха
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема. Путешествие по городу Здоровейску, или Если хочешь быть здоров.
Цели. Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компонента здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
Оборудование.
1. Карточки для проверки домашнего задания;
2. Силуэт человека, рисунки внутренних органов человека;
3. Карта – схема города Здоровейска: рисунки с изображением сказочных героев: Доктор Пилюлькин, Доктор Чистюлькин, щенок, Медуница, Доктор Физкультурник, Весёлый Повар, Незнайка;
4. Плааы: «Режим дня», «Правила личной гигиены»;
5. Полотенце, зубная паста и щётка, шампунь, мыло, мочалка, расчёска, ложка, тарелка;6. Рисунки: мясо, морковь, рыба, молоко, орехи
7. Слова – таблички для схемы «Наши помощники в сохранении здоровья»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Вчера я побывала в гостях у профессора Почемучкина. Он передаёт вам огромный привет, желает успехов в дальнейшей работе и предлагает выполнить следующие задания.
(Учитель раздаёт карточки с заданиями для проверки изученного материала)
Карточка 1.
Отметь правильный ответ:
1. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.
а) лёгкие б) желудок в) сердце
2. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов – сердца и лёгких. За это его называют «командным пунктом» организма.
а) печень б) мозг в) кишечник
3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.
а) лёгкие б) мозг в) сердце
4. В этом органе выделяется кислый сок, который способен переварить большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни»
а) кишечник б) желудок в) печень
5. Этот орган похож на длинный извилистый «коридор». Пища в нём окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.
а) желудок б) печень в) кишечник
(Ответы: 1-в, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в)
Карточка 2.
(на карточке – силуэт тела человека).
Задание. Подпиши названия частей тела человека, которые относятся к внешнему строению. Покажи стрелками.
Карточка 3.
(на карточке – силуэт тела человека с внутренними органами).
Задание. Подпиши названия внутренних органов человека. Покажи стрелочками.
- Вот и выполнили мы все задания профессора Почемучкина.
3. Путешествие по городу Здоровейску.
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если вы всё-таки заболели.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску!
(На доске рисунки с изображением домов сказочных героев и сказочные герои)
№1
Доктор Пилюлькин№3
Медуница №5
Незнайка
№2
Доктор Чистюлькин№4
Весёлый
Повар №6
Больница
- Давайте-ка навестим доктора Пилюлькина (дом №1)
- Мы хотим узнать побольше узнать о том, как быть здоровым долгие годы.
Доктор Пилюлькин.
- Сохранить своё здоровье помогает режим дня. Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Каждому из вас надо составить свой режим дня. Посмотрите на плакат. Это образец. А у вас режим дня должен быть свой – индивидуальный. Советую вам посетить Доктора Чистюлькина.
Режим дня.
7.00 – 8.00
8.00 – 13.00
13.00 – 14.00
14.00 – 16.00
16.00 – 18.00
18.00 – 19.00
19.00 – 20.45
20.45 – 21.00 Подъём, зарядка, утренний туалет, завтрак.
Занятия в школе.
Возвращение домой, обед.
Отдых, прогулка, магазин, дополнительные занятия.
Приготовление уроков.
Отдых, ужин, помощь по дому.
Чтение, игры дома.
Подготовка ко сну.
В вашем возрасте надо спать 9 – 10 часов!
- Спасибо, доктор Пилюлькин, за ваш рассказ. Я думаю, что ребята постараются придерживаться ваших рекомендаций.
(На доске учитель открывает схему:Наши помощники
в сохранении здоровья
Режим дня
- Давайте воспользуемся советом и зайдём в гости к Доктору Чистюлькину.
Доктор Чистюлькин.
- Здравствуйте, ребята! Как во время вы пришли ко мне. Я доктор Чистюлькин, слежу за тем, чтобы жители нашего города соблюдали правила личной гигиены.
Что обозначают эти слова – «личная гигиена»?
(Ответы детей)
Доктор Чистюлькин.
- Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила.
Гигиена – это те действия, выполняя которые, жители нашего города поддерживают своё тело и жилище в чистоте, и не болеют. Я слежу за тем, чтобы каждый гражданин нашего города мыл руки перед едой, правильно ухаживал за зубами, не реже одного раза в неделю мылся горячей водой, ухаживал за ногтями и волосами, содержал в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живёт.
- Но вот незадача. В моём доме живёт очень непонятный щенок. (рисунок щенка)
Он не хочет соблюдать правила личной гигиены, постоянно путает предметы – какими он должен пользоваться сам, а какими мы можем пользоваться вместе.
- Помогите мне ребята, объяснить это щенку.
Работа в группах.
(Класс делится на три группы – каждый ряд – это одна группа. Учитель выдаёт каждой группе предметы:
Для первой группы: полотенце, зубная щётка, зубная паста.
Для второй группы: шампунь, мыло, мочалка.
Для третьей группы: расчёска, ложка, тарелка.
(Дети обсуждают, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи. Затем от каждой группы один ученик объясняет решение своей команды).Например: Шампунем и мылом могут пользоваться все члены семьи, а мочалка должна быть у каждого.
Учитель.
-Доктор Чистюлькин благодарит ребят за выполненное задание и просит закончить правила личной гигиены.
(Вывешивается плакат «Правила гигиены»:1. Чистить зубы надо два раза в день: …. (утром и вечером)
2. Перед едой нужно обязательно …. (мыть руки)
3. Во время еды нельзя …. (разговаривать с набитым ртом)
4. Никогда не ешь немытые ….(овощи и фрукты)
5. Свет при письме должен падать …. (слева)
Учитель.
- Давайте узнаем, как поживает Медуница.
Медуница.
- Здравствуйте! Я рада видеть вас. О чём хочу рассказать, вы узнаете из загадки:
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболеют. (Зубы)
Медуница.
- Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?
-Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережёванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережёвывать не спеша, тщательно. Не забывайте мудрую народную поговорку: «Кто долго жуёт, тот долго живёт».
- Как же сохранить зубы здоровыми?
(Ответы детей)
Медуница.
Правила:
1. Чистить зубы надо два раза в день: утром и вечером.
2. Зубы нужно чистить с наружной и внутренней стороны, тщательно обрабатывать жевательную поверхность
3. Пользуйтесь только своей зубной щёткой.
4. Не грызите зубами орехи, сахар, твёрдые конфеты.
5. После горячей пищи не пейте сразу холодную воду, и наоборот, после холодного мороженного не пейте чай, иначе на зубах могут появиться трещины, и они заболят.
6. Не ковыряйте в зубах острыми предметами.
7. Не менее двух раз в год проверяйте состояние зубов у врача.
Учитель.
- Спасибо, Медуница, за твой рассказ. Я думаю, что ребята хорошо запомнили все правила, и будут обязательно их выполнять.
(Учитель вывешивает табличку «личная гигиена»)
Учитель.
- Мы отправляемся в гости к Доктору Физкультурнику.
Доктор Физкультурник.
- Здравствуйте! Как вы думаете, почему меня так прозвали?
- Я очень люблю физкультуру. Ведь ещё один наш помощник в сохранении
здоровья – это движение.
- Я слежу за тем, чтобы жители нашего города каждый день выполняли зарядку, больше ходили пешком, играли в подвижные игры, не пропускали без причины уроки физкультуры, катались на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.
- А сейчас я вам предлагаю выполнить физкультминутку.
Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились. (наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И ещё
Через левое плечо!
Учитель.
- Как мы хорошо подвигались! Спасибо тебе Доктор Физкультурник!
(Учитель вывешивает табличку «движение, закаливание»)
Учитель.
- Мы спешим к домику Весёлого Повара.
Весёлый Повар.
- Здравствуйте! Рад вас видеть! Зачем пожаловали?
Учитель.
- Хотим, чтобы ты рассказал о том, как сохранить своё здоровье надолго.
Весёлый Повар.
- С удовольствием это сделаю. Вы думаете, почему я такой здоровый и весёлый?
Я правильно питаюсь.
- Что значит «правильное питание»? (Ответы детей)
- Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Есть лучше всего одно и то же время.
- Сколько раз в день желательно кушать? Желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трёх раз.
- Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и солёного. И будьте здоровы!
- Советую вам навестить Незнайку, которого уже несколько дней никто не видел.
(Учитель вывешивает табличку «правильное питание»)
Учитель.
- Давайте навестим Незнайку.
- Здравствуй, Незнайка, что-то ты не весел.
Незнайка.
- Я заболел. У меня насморк, болит горло, краснеют и слезятся глаза.
Учитель.
- Чем же Незнайка болен?
(Ребята делятся на группы: каждый ряд – одна группа. Каждая группа получает карточку с заданиями)Для первой группы.
Прочитайте в учебнике текст «О простуде» (с. 14 – 15) и выполните задания:
1. Перечислите признаки простуды.
2. Какие правила нужно выполнять, чтобы не простудиться?
3. Что делать, если всё-таки заболел?
Для второй группы.
Прочитайте текст «О гриппе» (с.15) и выполните задания:
1. Что вызывает эту болезнь? Что такое эпидемия гриппа?
2. Перечислите признаки гриппа.
3. Какие правила нужно выполнять, если заболел гриппом?
Для третьей группы.
Прочитайте текст «О болях в животе» (с.16) и выполните задания:
1. Почему может заболеть живот?
2. Составьте правила: как предупредить боли в животе.
(Дети выполняют задания. Затем от каждой группы по два ученика защищают работу команды)Вывод. Незнайка простудился, и ему нужно отправиться в больницу или поликлинику к доктору. Дети объясняют Незнайке, что такое «больница» и «поликлиника».
Учитель.
- В больнице очень много разных врачей. К какому доктору должен обратиться Незнайка?
- Он должен обратиться к педиатру. Это врач, который лечит детей.
- А какие ещё специальности врачей вы знаете?
(Дети называют специальности врачей)
Вывод. Если ты заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь.
На доске окончательно получается следующая схема:
Наши помощники
в сохранении здоровья
Правильное питание Личная гигиена Режим дня Движение, закаливание Врачи:
педиатр
терапевт
окулист
стоматолог
4. Закрепление изученного материала.
- Вот и подошло наше путешествие по городу Здоровейску- Чему вы научились на уроке? Что нового узнали?
- Назовите помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, правильное питание, движение, врачи)
- Что такое режим дня? Что нужно учитывать при составлении собственного распорядка дня?
- Что такое личная гигиена? Какие предметы должны быть у человека личными, а какие могут быть общими?
- Назовите правила личной гигиены
- Как ухаживать за зубами?
- Что такое правильное питание?
- Почему человеку нужно двигаться, заниматься физкультурой, спортом?
- Что делать, если вы всё-таки заболели?
Домашнее задание: учебник с.10-17, ответить на вопросы, выполнить задания к тексту.