Рабочая программа внеурочной деятельности Если хочешь быть здоров


Муниципальное бюджАтное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
РЕКОМЕНДОВАНОУТВЕРЖДЕНО
методическим советом школыприказ №______
протокол №___ от ___________от _____________
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Если хочешь быть здоров»
Возраст детей 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Леденева Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
Староюрьево-2015 гПояснительная записка
Направление программы
Программа внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров» имеет спортивно-оздоровительного направление
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания и его привычек.
В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Только здоровый ребёнок может успешно учиться в школе, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Актуальность программы
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Новизна программы
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Цель программы: приобщение школьников к здоровому образу жизни, воспитание ответственности за своё здоровье, создание оптимальных условий в классе для формирования здоровой личности ребёнка.
Задачи программы:
- познакомить с основными составляющими здорового образа жизни;
- ознакомить с правилами личной гигиены и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности;
- обучать способам сохранения здоровья;
- вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам;
- развивать культуру двигательной активности;
- воспитывать нравственную культуру учащихся.
Возраст учащихся: программа рассчитана на обучение детей в возрасте 10-11 лет.
Сроки реализации программы: данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 1 год обучения (70 часов).
Формы и режим занятий: групповые занятия с детьми в количестве 26 человек. Программа предполагает групповые занятия с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год
обучения Количество детей в группах Общее
количество занятий
в неделю Продолжительность занятия, час Общее
количество часов
в неделю Общее
количество
часов в год
1 26 2 1 х 1 (35 мин) 2 70
Предполагаемые результаты обучения
Личностными результаты– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
умение выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий во время занятия;
– учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
–умение оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Формы и методы занятий
- беседы;
- просмотр видеопрезентаций;
- игры;
- викторины.
- экскурсии;
- творческие конкурсы;
- оздоровительные минутки;
- спортивные соревнования;
- путешествия;
- тренинги;
- проекты;
- праздники здоровья и т.д.

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров»:
1 – 2 классы:
Раздел 1. Здоровый образ жизни.
Раздел 2. Правила безопасного поведения.
Раздел 3. Подвижные игры.
Раздел 4. Доврачебная помощь.
3 – 4 классы:
Раздел 1. Здоровый образ жизни.
Раздел 2. Психическое здоровье.
Раздел 3. Подвижные игры.
Раздел 4. Доврачебная помощь.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Основное содержание занятия Количество часов по теме Дата проведения
Раздел 1. Здоровый образ жизни – 29 часов
1. Понятие о здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым. 1 2-3. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Охлаждение и перегревание, закаливание воздухом, водные процедуры. Игры на свежем воздухе. 2 4-5. Друзья Вода и Мыло Сказка о микробах: что такое хорошо и что такое плохо. Как микробы проникают в организм. Как с ними бороться. Чтение и обсуждение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского. 2 6-7. Глаза – главные помощники человека. Беседа об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Правила бережного отношения к зрению. 2 8-9. Чтобы уши слышали. Проведение опытов. Разыгрывание ситуаций. Правила сохранения слуха. 2 10-11. Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой? Знакомство с доктором Здоровые Зубы и Здоровая Пища. Зачем человеку зубная щётка? Памятка «Как сохранить здоровые зубы». 2 12-13. Зачем человеку кожа. Встреча с доктором Здоровая Кожа. Строение кожи. Проведение опытов. Правила ухода за кожей. 2 14-16. Осанка по заказу. Что такое правильная осанка. Способы определения правильной осанки. Физические упражнения на формирование осанки. 3 17-18. Здоровая пища для всей семьи. Советы доктора Здоровая Пища. Проведение опыта. Что разрушает здоровье, что укрепляет? Золотые правила питания.
2 19-20. Витамины, витамины…
Для чего нужны витамины? Продукты, богатые витаминами. Как лучше всего сохранить витамины в продуктах питания. 2 21-22. Сон – лучшее лекарство. Повторение правил здоровья. Игры по гигиене сна. Анализ ситуаций. 2 23-24. Пять дел перед сном. Что необходимо сделать перед сном. Как правильно просыпаться? 2 25-26. Режим дня. Режим дня первоклассника. Можно ли всегда быть бодрым и работоспособным. 2 27-28. «Я сажусь за уроки». Что такое утомление и переутомление. Как с этим бороться. Режим дня. 2 29. Обобщающее занятие. Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек это…»Повторение правил здоровья.
Памятка Здоровичков. 1 Раздел 2. Правила безопасного поведения – 17 часов
30. Правила безопасного поведения дома. Порядок в доме. Разыгрывание и анализ ситуаций. 1 31. Правила безопасного поведения дома. Газ. Чем это грозит. Что необходимо знать. 1 32. Правила безопасного поведения дома. Незнакомые люди. Опасные ситуации. Как выйти из них, к кому можно обратиться за помощью. 1 33-34.
Правила безопасного поведения на улице. Незнакомые люди. Опасные ситуации. Составление памятки.
2 35-36. Правила пожарной безопасности. Что нужно делать при пожаре. Средства тушения.
Чем грозит разведение костров. 2 37-38. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Разыгрывание и анализ ситуаций. Правила поведения на остановке.
2 39-41. Правила безопасного поведения на дорогах. Как переходить улицу. Дорожные знаки для пешеходов.
3 42. Правила безопасного поведения на дорогах. Игра-соревнование «красный, жёлтый, зелёный…» 1 43-44. Правила безопасного поведения в природе. Как вести себя в лесу, на реке. Составление памяток. Разыгрывание ситуаций, их анализ. 2 45-46. Правила безопасного поведения при общении с животными. Чем опасны домашние питомцы. Правила поведения с животными на улице, в природе.
2 Раздел 3. Подвижные игры – 15 часов
47-48. Знакомство с доктором Свежий Воздух. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три – беги!» 2 49-50. Игры на свежем воздухе.
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч». 2 51. Игры – эстафеты. «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета».
1 52. Игры – эстафеты. «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета».
1 53-54. Игры с мячом. «Передал садись», «Перестрелка», «Мяч – соседу».
2 55-56. Игры на свежем воздухе. «Золотое зёрнышко», «Не зевай», «Западня». 2 57. Спортивное соревнование. Весёлые старты. 1 58-60. Игры с элементами ритмической гимнастики. «Весёлые ладошки», «Веселый зоопарк».
3 61-63. Игры с элементами лёгкой атлетики. «Чай-чай выручай», «День и ночь».
3 Раздел 4. Доврачебная помощь – 7 часов
64-65. Уход за кожей. Ожоги. Первая помощь.
2 66.67. Органы слуха. Как чистить уши. Как защитить свои уши.
2 68-69. Один дома. Первая и взаимопомощь.
2 70. Принципы предупреждения инфекций. Прививки. Нужно ли делать прививки от гриппа?
1 Литература
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980