Интегрированная воспитательная программа ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ! для учащихся 5-9 классов


Интегрированная программа
по вопросам формирования здорового образа жизни у детей и подростков
(5 - 9 классы)
ГБОУ г. Москвы «Школа №2017»
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!»
на 2015 - 2018 годы
Автор-составитель:
Синицын В.А.,
педагог-организатор, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Москва, 2015
1.Пояснительная записка
Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых и актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Сегодня в условиях новой образовательной политики государства, действия нового закона об образовании, реализации новых ФГОС проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Считаю, что современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный и здоровый гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Автор данной программы рассматривает вопросы формирования здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства как важную и неотъемлемую составляющую в системе духовно-нравственного воспитания и социализации наших учащихся на ступени основного общего образования. Уверены, что только в интеграции заявленных нами ключевых базовых понятий вопросы здоровьесбережения школьников и формирования безопасной образовательной среды будут успешно решены.
Проблемы здоровьеформирующей направленности мы самым тесным образом рассматриваем в системе духовно-нравственного развития школьников, соблюдении преемственности родной духовно-нравственной культуры, воспитания у подростков открытости, толерантности, гуманизации отношений с другими людьми и природой.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение школьниками духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель и задачи программы
Целью программы является актуализация проблемы здорового и безопасного образа жизни и развитие у обучающихся важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, уважение к православным традициям, сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к нравственному самоусовершенствованию и к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи: 1) через изучение истории малой родины и страны способствовать интеллектуальному, физическому и духовно-нравственному развитию обучающихся; 2) создать условия для общественной, творческой, исследовательской, здоровьесберегающей самореализации детей и подростков; 3) объединение усилий школы, семьи, общественности, направленное на формирование ЗОЖ.
Принципы построения программы:
основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Мы определили несколько уровней результатов.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных и культурных знаний в социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, священнослужителями как значимыми для него носителями положительного социального и культурно-религиозного знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта сопричастности к тем или иным традициям, обрядам, праздникам и позитивного отношения к базовым культурным и религиозным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, с носителями и хранителями этих традиций (пожилыми людьми, духовенством).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально-культурных моделей поведения для сохранения традиций нашей страны. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социально-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Формирование УУД (универсальных учебных действий)
В ходе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания будет происходить формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) обучающихся:
Личностные универсальные учебные действия. У выпускника наступени основного общего образования будут сформированы: 1) ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; 2) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; 3) развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 4) эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
1) морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; 2) эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
1) принимать и сохранять учебную задачу; 2) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 4) вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
1) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; 2) строить сообщения в устной и письменной форме; 3) осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится: 1) адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; 2) допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; 3) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 4) формулировать собственное мнение и позицию; 5) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
СОДЕРЖАНИЕ
Структурный модуль – воспитательный блок ЗДОРОВЬЕ
Смысловая наполняемость ключевого понятия
Здоровье (определение ВОЗ) — состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Различают физическое, психическое и социальное здоровье.
Физическое здоровье - состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.
Психическое здоровье - состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.
Социальное здоровье — система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.
Здоровый образ жизни — поведение, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. ЗОЖ предполагает совершенствование всех сторон жизни — биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей.
ЗДОРОВЬЕ
Физическое
Психическое
Социальное
Здоровьесбережение, здоровый образ жизни
Духовное здоровье (очищение души от греховных умонастроений, стремление к нравственному самоусовершенствованию)
Школой здоровой желаем мы стать,
В круг свой здоровых друзей всех собрать.
Хотим, чтобы лился детей звонкий смех.
Учитель здоровый пусть радует всех.
Здоровье не купишь, его не продать.
Давайте об этом всегда будем знать.
Программы, проекты мы представляем,
О школе здоровой все мы мечтаем.
Характеристика региональных особенностей и их влияние на состояние здоровья школьников
Ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных школьников по сравнению с их сверстниками 70-80-х годов ХХ века связано не только с увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией процесса обучения, но и с особенностями того или иного региона проживания.
Комплексная система диагностических исследований позволила выявить и обозначить наиболее значимые (болевые) факторы региональных особенностей, влияющих на ухудшения состояние здоровья наших учеников и воспитанников (см. таблицу).
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
(ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Пожароопасные зоны в период летнего сезона (лесные и торфяные пожары).
Рост несанкционированных свалок ТБО – источников загрязнения окружающей среды.
Отсутствие современного полигона для переработки твердых промышленных отходов предприятий.
Выбросы котельных, промышленных предприятий, автотранспорта.
5. Зона интенсивного дорожного движения
6. Близкое расположение электромагнитных полей.
7. Йододефицит местности.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1. Превышение смертности над рождаемостью.
2. Резкое снижение рождаемости и увеличение бракоразводных процессов.
3. Неблагоприятная ситуация в районе по потреблению психоактивных,
наркотических веществ (рост курения, потребления алкоголя, наркотиков).
4. Наибольшее количество ВИЧ-инфиницированных, зарегистрированных на
территории района.
5. Тревожная ситуация в семье (внутрисемейные конфликты).
6.Социально-психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях.
7. Рост неврозов, депрессивных состояний, проявлении агрессии.
8. Воздействие средств массовой информации, травмирующее психику молодого
поколения (культ жестокости, насилия, агрессии, секса через рекламу, СМИ, ЦТ).
9. Частичная недоступность и низкое качество медицинских услуг.
10. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры
здоровья населения муниципального района Москворечье-Сабурово
11. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
12. Недостаточный уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы по вопросам здоровья.
13. Импортные продукты питания (генетически модифицированные продукты).
14. Чрезмерное употребление в 60-80-е гг. в сельском хозяйстве удобрений и гербицидов.
15. Отсутствие моды на здоровье, отсутствие культа ЗОЖ.
16. Несформированность культуры здоровья учителей, неблагополучие их состояния здоровья.
17. Низкий уровень жизни.
Итак, на здоровье наших школьников оказывает влияние множество факторов:
Образ жизни
Наследственность
251079053340001367790571500
Факторы риска для здоровья школьника
2406015825500958215825500
Экология
Медицина
Характеристика внутришкольных факторов, оказывающих воздействие на здоровье школьников
1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ФАКТОРЫ)
1.1. Шум.
1.2. Освещенность.
1.3. Воздушная среда.
1.4. Размер помещений, кубатура.
1.5. Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы).
1.6. Используемые стройматериалы, краска.
1.7. Мебель: размеры, размещение в помещении.
1.8. Видеоэкранные средства: компьютеры, телевизоры.
1.9. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания.
1.10. Качество питьевой воды.
1.11. Экологическое состояние прилегающей к школе территории.
1.12. Состояние сантехнического оборудования.
2. УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ
2.1. Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьников.
2.2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году.
2.3. Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.2.4. Объем физической нагрузки (по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).2.5. Особенности Устава школы и норм школьной жизни.
2.6. Медицинское и психологическое обеспечение школы.
2.7. Участие родителей в жизни школы.
2.8. Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали».
2.9. Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».
2.10. Интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь в школе.
2.11. Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и ЗОЖ школьников.
2.12. Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
3.1. Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разгрузок.
3.2. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
3.3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок и отметок.
3.4. Степень реализации учителем личностно-ориентированного, индивидуального подхода к ученикам.
3.5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.
3.6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
3.7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных, мыслительных проявлений учащихся на уроках и во время пребывания в школе.
3.8. Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
3.9. Здоровье учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
3.10. Возможность инновационной деятельности учителя.
3.11. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
24003005969000
Ресурсы взаимодействия с высшими учебными заведениями
ГБОУ г. Москвы
«Школа №2017»
Московский социально-гуманитарный институт
Московская гуманитарная академия
Московский университет биотехнологий
Всероссийская заочная многопрофильная школа РАО при МГУ
Заочная физико-математическая школа при МФТИ
ГБОУ г. Москвы
«Школа №2017»
Московский социально-гуманитарный институт
Московская гуманитарная академия
Московский университет биотехнологий
Всероссийская заочная многопрофильная школа РАО при МГУ
Заочная физико-математическая школа при МФТИ

Ресурсы взаимодействия с кафедрой общих гуманитарных дисциплин Московскогосоциально-гуманитарный институт (МСГИ) по оказанию помощи в здоровьесберегающей деятельности ОО
Кафедра
общих гуманитарных дисциплин
МСГИ
(г. Апрелевка)
Кафедра общей психологии
Кафедра дефектологии
Курсы повышения квалификации
Лаборатория – творческая мастерская речевого развития школьников
Центр практической логопедии по работе с детьми дошкольного и школьного возраста
Кафедра
общих гуманитарных дисциплин
МСГИ
(г. Апрелевка)
Кафедра общей психологии
Кафедра дефектологии
Курсы повышения квалификации
Лаборатория – творческая мастерская речевого развития школьников
Центр практической логопедии по работе с детьми дошкольного и школьного возраста

Модуль «ЗДОРОВЬЕ»
Модуль «Здоровье» включает два направления:
1.Профилактические и оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа, развитие физической культуры и спорта.
2. Организация здорового школьного питания.
Модуль «Здоровье» предусматривает: 1) мониторинг состояния здоровья учащихся в разные периоды их обучения в школе; 2) рекомендации специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий учащихся; 3) профилактические мероприятия для закаливания и физической культуры разных возрастных  групп; 4) программу организации здорового школьного питания.
Модуль «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медработника. Все профилактические и оздоровительные
технологии осуществляются медицинскими работниками в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся.
Главная задача осуществления модуля: наша школа должна стать школой сохранения и укрепления здоровья, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды учебного заведения. Модуль «Здоровье» включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений или компонентов, способствующих адаптации детей и подростков к окружающей среде.
Поступление ребёнка в школу, перевод из начальной школы в основную, из основной в старшие классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации учащихся в эти сложные периоды нами предусматривается целый ряд мер: а) анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста; б) мониторинг состояния их здоровья; в) индивидуальные рекомендации медиков и психолога по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье; г) контроль за пограничными состояниями; д) консультации родителей по организации оптимального домашнего режима; е) при необходимости проведение медико-педагогической коррекции.
Для активизации двигательного компонента в режиме дня в школе планируется применять целый комплекс мероприятий, в частности: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведение дней здоровья и других физкультурных праздников.
Важнейшим разделом модуля является гигиеническое воспитание детей,  мотивирующее среду их поведения в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Наиболее эффективным и доступным в этом процессе является планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека и формирование у него мотивации к ЗОЖ.
Основные мероприятия по реализации воспитательногоинтегрированного блока «Здоровье»
Направление воспитания, развития: физическое, экологическое, эстетическое, творческое
Профилактические и оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа, развитие физической культуры и спорт
№/№ Содержание деятельности Сроки Ответственные
1. Мониторинг состояния физического и психического здоровья учащихся
В течение учебного года (по плану) Кл.руководители,
медслужба2. Составление рационального расписания учебных занятий, кружков, спортивных секций; организация рационального питания школьников 2015-2018 гг. Директор школы,
замдир. по УВР, организатор школьного питания
3. Издание локальных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся 2015г.
Директор школы,
секретарь
4. Педагогические советы, административные совещания, «круглые столы», мастер-классы и др. на тему «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе» В течение учебного года (по плану) Администрация школы
5. Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки) Ежедневно Учителя-предметники
6. Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья и здоровьесбереженияДва раза в год Администрация, кл. руководители
7. Работа по ведению паспортов здоровья
2015-2018 гг. Зам. директора по ВР, кл. руководители
8. Гигиеническое воспитание школьников 2015-2018 гг. Кл. руководители,
методист по здоровьесб. техн.
9. Создание здоровьесберегающей среды во время учебных занятий Ежедневно Учителя-предметники
10. Проведение психологических тренингов Один раз в триместр Психолог, социальный педагог
11. Диагностика  состояния здоровья педагогов школы Один раз в год Медслужба12. Соблюдение гигиенических правил и норм при работе с компьютером Ежегодно (сентябрь –май) Учитель информатики
13. Реализация долгосрочной комплексно-целевой программы «СТОП» (Силой Терпения Опасность Преодолей!» (профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних подростков) 2015- 2018 гг. Кл. руководители, социальный педагог, замдиректора по ВР
14. Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек у учащихся: акции, диспуты, интерактивные игры
Приглашение на беседы с учащимися священников Сентябрь-май Зам директора поВР, клас.руков.
15. Проведение Дней Здоровья
2 раза в четверть Зам дир. по ВР, классные руководители, учителя физкультуры
16. Книжная выставка «Здоровье – твоя жизнь!»
Декабрь
ежегодно Библиотекарь
17. Цикл родительских собраний  «Профилактика злоупотребления ПАВ» Ноябрь –
апрель ежегодно Зам. директора по ВР
18. Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов. Конкурс рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни – что это такое?» В течение учебного года Классн. руковод. Зам.директора по ВР
19. Участие в муниципальных, окружных, городских соревнованиях по различным видам спорта Ежегодно по плану воспит.
работы Учителя физической культуры
20. Работа спортивных секций спортклуба «БАРС» По графику работы
Учителя физической культуры, педагоги ДО21. Лекция  «ВИЧ/СПИД инфекции – поведенческая болезнь или чума XXI века?» Декабрь, май
ежегодно Методист по здоровьесбер.тех.
22. Проведение месячника «Умей сказать: Нет!»
Профилактика злоупотребления ПАВ Ноябрь, ежегодно Классные руководители
23. Коррекция основных направлений модуля программы и разработка новых перспективных направлений Май
2015-2018 гг. Администрация
Мониторинг
Критерии Показатели
Сроки Ответственные
1.Включённость учащихся в деятельность Количество школьников, участвующих во внеурочных мероприятиях, (ученик – кто он: участник, организатор, зритель)
В течение года Замдиректора по УВР, ВР; социальный
педагог;
классные руководители
2. Критерий успеха удовлетворенность учащихся внеурочной деятельностью, своим участием в данной деятельности; удовлетворение интересов учащихся начало и конец года Замдиректора по УВР, ВР
3. Наличие различных форм внеурочной деятельности количество различных форм;
эффективность их применений В течение года Замдиректора по УВР, ВР
4. Наличие системы дополнительного образования наличие и качество программы дополнительного образования;
охват детей;
использование дистанционных форм.
отчёты руководителей кружков о проделанной работе Начало и конец года Директор,
заместители директора по УВР, ВР;
руководители кружков
5. Наличие системы социального партнёрства количество партнёров;
эффективность взаимодействия В течение года Директор,
Заместители директора по УВР, ВР
Список литературы
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012. – 47 с. – (Работаем по новым стандартам).
Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. - М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Работаем по новым стандартам).
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Немова Н.В. Деятельностный подход – методологическая основа ФГОС общего образования. Дидактические материалы. - М., 2012. – 28 с.