КОМПЛЕКСНОЕОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В ГОСТИ К БАБУШКЕ


Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа №16 "Мотылек" управления образования администрации города Шахтерска
Подготовила:
воспитатель
Платонова С.А.
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «В ГОСТИ К БАБУШКЕ»
ЦЕЛЬ: Учить детей отгадывать простые загадки. Побуждать детей к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, способствовать развитию речи как средства общения, речевому общению, активизации исполнительской деятельности детей, проговариванию стихотворений.
Продолжать закреплять знания детей о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, отвечать на вопросы воспитателя.
Продолжать учить использовать нетрадиционные формы рисования на песке пальчиком, передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми линиями; чётко произносить звуки, подражать голосам птиц. 
Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); размера (большой, маленький); геометрических фигур (квадрат, круг) посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения, уметь классифицировать их.
Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, умственную деятельность, память, внимание.
Создать атмосферу радостного настроения.
Воспитывать чувства заботы и сострадания, отзывчивость, желание помочь, доброжелательность, умение работать в коллективе.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки: солнышко, заяц, елочки, полоска голубой ткани, геометрические фигуры разной величины, звукозапись, цветные прищепки, силуэты курочек на каждого ребенка, одноразовые тарелочки для сортировки бобовых и песка для каждого ребенка, домик, угощение – пряники.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
             1. Сюрпризный момент.
             2. Художественное слово.
             3. Использование наглядности.
             4. Игровые приемы.
              5. Дидактическая игра.
              6. Подвижная игра.
              7. Использование ТСО.
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ: показ иллюстраций времени года-зима; игры на классификацию предметов, величине, форме. Игры с прищепками, песком. Разучивание потешек, стихотворений, отгадывание загадок о временах года, домашних птицах.
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ: проработала программу Л.Н.Арутюнян "От рождения до школы ", Т.И.Пониманская «М.Монтессори: теория и технология», Е.Г. Пилюгина "Занятия по сенсорному воспитанию", руководство "Развивающие игры с малышами до трёх лет" из серии «Развитие»; изготовила наглядность, составила конспект занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку заходят в группу.
- Посмотрите, дети, к нам сегодня пришли гости.
Деточки вы маленькие,
Деточки красивые.
На гостей вы посмотрите
Поздоровайтесь, улыбнитесь,
И в подарок им пошлите
Поцелуй воздушненький.
(Дети здороваются, улыбаются, целуют ладошки и дуют на гостей)
- Малыши, а кто еще к нам пожаловал в гости? (Солнышко)
(Дети поднимают глаза и видят солнышко)
- Давайте поздороваемся с солнышком. Здравствуй солнышко.
-Детки, а солнышко не просто так пришло, оно зовет нас в гости к бабушке и укажет нам дорогу.
- Но прежде чем отправиться в путь, отгадайте загадку.
Если снег лежит кругом,
Если речка подо льдом,
Значит, в гости к нам сама
Скажите, кто пришла? (Зима)
- Так какое сейчас время года? (Зима)
- А давайте с вами вспомним, что происходит зимой?
-Что на земле лежит? (Снег)
- Какого он цвета? (Белого)
- А с неба, что зимой падает? (Снежинки)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
(Дети выполняют движения за воспитателем)
Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем.
С вами мы гулять пойдем.
- Зимой на улице холодно или тепло? (Холодно)
- А теперь, давайте оденемся, потеплей, прежде чем отправимся в дорогу.
(Тактильная игра- массаж «Собираемся на прогулку»).
Наденем на ножки (наклонились, указать на ноги)
Теплые сапожки;
На ручки - рукавички (руки вверх)
Теплые сестрички, (вращают ладошками)
Шубки меховые, (надевают «шубку»)
Шапки пуховые (надевают «шапку»).
- Ну что, все готовы? Тогда в путь.
- Малыши, посмотрите, а что это такое? (Это речка)
(Звучит музыка зимней природы, на полу, ткань голубого цвета)
- Правильно, это речка, но сейчас зима и речка покрыта льдом. А мостик здесь есть? (Нет)
- Так давайте его построим. (Давайте)
- А посмотрите, какие здесь камешки лежат. Сколько их? (Много)
- Здесь лежат круглые большие камешки и круглые маленькие; квадратные большие и квадратные маленькие; нам с вами нужно выбрать круглые большие камешки и построить мостик. Из каких камешков мы будем строить мостик? (Из круглых больших)
- Давайте их мне, и мы будем строить мостик.
(Воспитатель вместе с детьми строит мостик через речку из больших кругов)
- Смотрите, какой мостик мы построили, потопаем по нему.
Через мостик перейти,
Надо нам ребята
В дальний лес мы попадем,
Там, друзья, зайчата.
(Дети подходят к елочке)
- Детки, кто-то выглядывает из-за елочки.
(Воспитатель достает из-за елочки зайчика)
- Кто это? (Зайчик)
- Зайчик, какого цвета? (Белого)
- Да, он зимой белый как снег, а летом серый.
- А почему он белый зимой? (Чтобы его не смогла поймать лиса и волк)
- Зайчик, а ты чего такой грустный? Детки, он мне что-то хочет сказать.
- Зайчик говорит, что он потерялся, его бросила хозяйка.
- Детки, зайку бросила хозяйка, а мы такое стихотворение знаем. Давайте расскажем.
(Дети рассказывают стихотворение А.Барто «Зайка»)
Зайку бросила хозяйка -Под дождем остался зайка.Со скамейки слезть не смог,Весь до ниточки промок.
- А куда ты шел, зайчик? (К бабушке)
- Не плачь, зайка, мы тоже идем к бабушке и тебя к ней отведем. Детки, пожалейте зайку. (Дети гладят зайчика)
- Какая шерстка у зайчика? (Пушистая, мягкая)
- А чтобы зайчик не грустил, мы станцуем танец для него.
(Дети танцуют танец зайчиков)
- Посмотрите ребята, как зайчик развеселился. А теперь пойдемте дальше, нам пора в путь.
- Ой, ребята, посмотрите, что это? (Домик)
(Дети подходят к домику, из домика выглядывает петушок и поет песенку ку-ка-ре-ку)
- Детки, кто это? (Петушок)
- Давайте послушаем, что он нам скажет.
Петушок – Живу во дворе, пою на заре
На голове гребешок, я голосистый петушок, ку-ка-ре-ку!
- Детки, а какого цвета у него гребешок? (Красного) А хвостик? (Зеленого)
- Петя, петушок, а мы про тебя знаем стихотворение. (Дети читают стихотворение Г.Лагздынь «Петушок»)
Петушок, петушок,Подари мне гребешок,Ну пожалуйста, прошу!Я кудряшки расчешу.
- Ребята, а у петушка еще есть семья. Посмотрите кто это? (Курочка)
(Слышится песенка курочки: ко-ко-ко)
-Но что-то она грустная. Курочка, что же с вами случилось?
Курочка – Ко-ко-ко, ночью лиса пробралась в курятник и выщипала всем курочкам хвостики, ко-ко-ко, горе то, какое.
- Не переживай, курочка, мы тебе поможем.
(Дети подходят к столам, где лежат разного цвета курочки, вырезанные из картона и разного цвета прищепки)
- Детки, посмотрите, сколько здесь курочек, а у них нет хвостиков, давайте мы им подарим новые хвостики. Только вы каждой курочке по цвету подбирайте хвостик.
(Дети по цвету подбирают курочкам хвостики)
- Малыши, а курочки проголодались и их надо накормить. Курочки очень горошек любят, но у нас горошек перепутался с фасолью, наверно, здесь тоже побывала лиса. Надо отделить фасоль от горошка и угостить наших курочек.
(Самостоятельная работа детей).
- Ой, как наши курочки будут довольные угощением.
- А теперь отдадим курочкам горошек, чтоб они покушали. Мы одну тарелочку дадим, а за остальным горошком курочки придут сами.
- Зайчик, скажи, а чей это домик?
Зайчик - Дом моей бабушки.
- Детки, мы пришли к домику бабушки. Давайте позовем ее.
(Дети зовут бабушку. Звучит музыка, из домика выходит бабушка)
Бабушка – Здравствуйте, ребята. (Здравствуй, бабушка)
Бабушка – Как я рада вас видеть. Спасибо, что вы нашли моего зайчика. А кто вам помогал найти дорогу к моему домику?
- Бабушка, а мы тебе не скажем, а мы тебе покажем.(Дети пальчиком рисуют солнышко по песку на тарелочках)
- Бабушка, так ты думаешь, что нарисовали детки?
Бабушка – Я вижу круг и лучики. Так это солнышко вам помогло найти ко мне дорогу!
- Правильно, бабушка, это солнышко.
Бабушка – Спасибо солнышко, что помогло найти дорогу к моему домику.
- Бабушка, а мы пришли к тебе в гости, чтобы проведать тебя, узнать как твое здоровье, как ты поживаешь. Детки, подойдите к бабушке, обнимите ее, вы же соскучились по ней.
Бабушка – У меня все хорошо, вот только переживала за зайчика, но вы его нашли, дорогу показали, привели ко мне, спасибо вам.
- Бабушка, мы тебя хотим повеселить и спеть песенку, присоединяйся к нам.
(Дети поют отрывок из песни «Если весело живется», и выполняют соответствующие действия)
Если весело живётся,Делай так (хлоп-хлоп)Если весело живётся,Делай так (топ-топ)Если весело живётся,Мы друг другу улыбнёмся,Если весело живётсяХорошо!
Бабушка – Спасибо вам за песенку, мне и правда стало весело. А для вас я угощение приготовила, прянички испекла. Вы будете их кушать и вспоминать меня.
- Детки, что надо бабушке сказать? (Спасибо)
- А мы с детками, когда придем в детский сад ручки помоем, и будем пить чай с пряничками. Ребята, наше путешествие закончилось, нам пора в садик. До свидания бабушка, до свидания зайчик.
(Физминутка «Мы шагаем по сугробам»)
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
(В конце занятия воспитатель подводит итог занятия. Спрашивает у детей, что они делали на занятии, кого встретили по дороге к бабушке.)