ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАДОСТЬ САМОПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
И РАДОСТЬ САМОПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Незнамова В.Н.,
Учитель начальных классов
Аспекты работы с одаренными детьми в контексте приоритетных проектов «Образование» и «Здоровье» последние два года стали особенно актуальными. В педагогической науке под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях,восприимчивость к умению и более выраженные творческие проявления.(Боголюбинская)
В России существует свой опыт работы со способными детьми, неслучайно, мы оказались впереди всей планеты по балету, музыке, живописи и спорту. Именно такие школы-интернаты для одаренных были открыты сразу же после революции 1917 года и опыт работы с такими детьми был на особом контроле государства.
В зарубежном опыте весьма поучительна разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом большое внимание уделяется подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к учению и творческими детьми.
На современном этапе развития российского общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
Имеющиеся в психологии материалы позволяют обратить внимание учителей и воспитателей на три категории одаренных в умственном отношении детей.
Одна категория – дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Другая категория – дети с признаками специальной умственной одаренности, например к математике, или какой-нибудь другой области науки. Всего сегодня различают 12 видов одаренности (12 видов интеллекта). Такие учащиеся с достаточной определенностью могут обнаруживаться в подростковом возрасте.
Третья категория – дети, хотя и не достигающие почему-либо успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Эти случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые воплощаются в разные формы, которые предпочитает конкретная школа и конкретный воспитатель или учитель. Для этого разрабатывается миссия учреждения и стратегия воспитания, специальные программы развития учреждения и учебные программы.
К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. Ускорение связанно, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие: учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышение способности в той сфере, где будет использовано ускорение; дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане; необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний. 
Сопоставление стратегий ускорения и обогащения показывает, что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач, считает исследователь А. Савенков.
В целом можно выделить следующие направления работы в начальной школе с одаренными учениками:
1. Проведение психологической диагностики. Одаренных детей можно выявить с помощью целенаправленного педагогического наблюдения, характером их ответов, интересов и т.д. Естественно, что педагогу необходимо учить вести такие наблюдения, замечать в детях соответствующие особенности.
2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представлений о природе и проявление их одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.
3. Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников.
4. Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.
5. Формирование в школьном сообществе определенной психологической установки в отношении одаренности: одаренность – это целостное, уникальное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, одаренность нуждается в выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа школы, а как некоторая самоценность и т.д.
Современная наука способна разрабатывать такие условия в жизнедеятельности способного ребенка, при которых он будет чувствовать себя здоровым и счастливым. Учеба способного ребенка не может забирать его интеллектуальное здоровье, она должна нести ему радость самопознания, удовлетворенность работой и благостное ощущение коллегиальной ответственности при работе в команде, группе, паре. Здоровый ребенок способен многое преодолеть и со многим справиться, ему только нужно быть рядом с умным и добрым взрослым.