Конспект урока по окружающему миру на тему Движение воздуха. Ветер (2 класс)
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема. «Движение воздуха Ветер»
Цели: создать условия для усвоения и понимания обучающимися процесса движения воздуха. Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний при решении вопросов, возникающих у обучающихся по данной теме.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная работа
Групповая работа
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-формирование положительного отношения и интерес к изучению окружающего мира; -понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Предметные: -расширение у обучающихся представлений о воздухе, движении воздуха; формирование общего представления о природном явлении – ветер, причинам его возникновения;
Метапредметные:
Регулятивные: -использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели - выбор средств е достижения- проведение эксперимента- оценка результата); -формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом. познавательные -установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах. коммуникативные -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; -формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Орг. момент.
Эмоциональ
ный настрой
II Актуализация знаний
- Ребята, меня вчера мучила одна мысль, весь вечер думала, а почему батареи располагаются внизу? А вы мне не поможете объяснить?
- О каком важном свойстве воздуха мы сейчас вспомнили?
- Кто выйдет к доске и изобразит, что происходит с молекулами воздуха при нагревании и при охлаждении?
(Видео?)
Когда батареи снизу, легкий воздух от батарей идет к потолку, а тяжелый холодный идет вниз и согревается. Так получается, что комната прогревается вся. Если бы батареи были сверху, то и грели бы они воздух только там, под потолком, а снизу бы оставался тяжелый и холодный воздух.
Воздух расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Нагревание Охлажден.
(расширение) (сжиман.)
III Постановка учебной задачи
-Наша тема связана непосредственно с воздухом, с его свойством, о котором мы сейчас говорили. Кто предположит, какая тема?
(Если не догадались)
- - Возьмите маленькие листочки, которые лежат у вас на столах, положите их на свои ладошки и дуньте. – Что произошло с вашими листочками? (– О чем это говорит? (Листочек улетел из-за ветра.)
(слайд 1. Тема урока)
- Так какая же наша задача на этом уроке?
Вы сегодня будете испытателями. А как они должны себя вести?
Остался на ладошке, улетел, взлетел и т.д.
Узнать, что такое ветер, как он образуется, какой он бывает и т. д.
IV Реализация учебной задачи
Учитель открывает окно, приоткрыв дверь.
- Что сейчас произошло?
- Как дует ветер?
- Вспомните, когда вы находитесь на улице, как дует ветер?
Так что же такое ветер?
- А где мы можем проверить, верны ли были ваши предположения?
Прочитайте и найдите, как образуется ветер. Затем поработайте в парах, расскажите друг другу о том, что узнали.
- А теперь поделитесь со мной, что же нового, интересного вы узнали о ветре?
Работа в группах. Проведение опыта.
У вас на столах тарелочки с водой и маленькие бумажные кораблики. Вам нужно опустить кораблик на воду и посмотреть, что с ним происходит.
– Что же нужно сделать, чтобы кораблик поплыл?
– А где его взять?
– Может ли кораблик опрокинуться? – От чего это будет зависеть?
- Так какое открытие мы сейчас сделали, что узнали о ветре важного? (фиксирует на доске)
- Ребята, а кто из вас знает, где есть на нашей планете место, в котором ветер никогда не меняет своего направления?
- Я хочу открыть вам ещё одну тайну. В космосе нет слышимости, т. е. звука в космосе не слышно. А почему? Потому, что там безвоздушная среда, нет воздуха. Это мы сейчас о каком свойстве воздуха вспомнили?
-А как можно определить направление ветра? (слайд с изображением прибора)
- Ребята, а как вы думаете, ветер друг нам или враг? Посовещайтесь в группах.
На доске:
Ветер – друг? Враг?
Итак, вы доказали, что ветер может быть для нас другом, а вот может ли являться врагом? Об этом узнаем на следующем уроке и о том, каким разным может быть ветер.
-Достигли ли мы поставленной цели?
- Какие открытия вы для себя сделали?
- Заполните таблицу, нарисуйте смайлик, каким был для вас урок, как вы работали на уроке.
Урок
Я на уроке
Итог
Интересный
Работал
Понял материал
Скучный
Отдыхал
Узнал больше, чем знал
Мне безразлично
Бездельничал
Ничего нового не узнал
Домашнее задание
На выбор:
подобрать пословицы, поговорки, песни, стихи, народных примет, в которых упоминается ветер.
2)нарисуйте, как вы представляете ветер.
- Вы открыли окно, подул ветер.
Горизонтально.
В лицо, горизонтально.
Движение воздуха в горизонтальном направлении.
Прочитать текст в учебнике. С. 30-32.
Дети читают текст, работают в парах.
-Земля по - разному нагревается в разных местах солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
Кораблик стоит на воде неподвижно.
Нужен ветер, сила, которая будет двигать его.
Нужно дунуть на кораблик. От силы, с которой будет дуть ветер.
На доске:
Ветер------сила
------направление
-------скорость
(на экваторе)
Воздух проводит звук.
С помощью флюгера.
Ветер используют для получения электроэнергии; Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли, гари, вредных газов. Не было бы ветра, облака пыли так и висели бы над городами. Ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок. Подгоняет корабли; поднимает воздушные шары; приводит в движение ветряные мельницы.
Урок
Я на уроке
Итог
Интересный
Работал
Понял материал
Скучный
Отдыхал
Узнал больше, чем знал
Мне безразлично
Бездельничал
Ничего нового не узнал
15