Урок Движение воздуха. Ветер


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОБУРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МОУ НОВОБУРАНОВСКАЯ СОШ)

ул. Школьная 1, с. Новобурановка Агаповский муниципальный район Челябинская область 457443 e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








Разработка урока по географии

«Движение воздуха. Ветер.»

5 класс






Учитель : Баламбаева У.Х.







2014г.
Технологическая карта урока географии

Класс
5

Учм\итель
Баламбаева У.Х.

Учебная тема(раздел),
название учебного занятия
Движение воздуха. Ветер. ( Природа Земли)

Педагогическая идея урока
« Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море»
(А.С. Пушкин)

Цель учебного занятия
Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы, измеряющие его силу и направление, уметь строить «розу ветров»

Задачи – планируемые образовательные результаты учебного занятия (предметные, метапредметные и личностные)
Предметные: Знать значение и объяснять особенности образования понятий «ветер», «бриз», «анемометр». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с движением атмосферы.
Метапредметные : Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов и явлений, высказывать суждения, подтверждаемые фактами, работать с текстом и нетекстовыми материалами (схемам, рисунками, таблицами)
Личностные : Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Тип учебного занятия
Урок - практикум

Вид учебного занятия(форма организации деятельности учащихся)
Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли;
Формировать и развивать творческие способности учащихся;
Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.

Литература, цифровые образовательные ресурсы и оборудование учебного занятия
1.Учебник. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
2.Рабочая тетрадь. , Н.И.Сонин. , С.В. Курчина.. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа 2012 г.
3.Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
4.Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа 2012 г.
5.Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
6. вентилятор с разными режимами работы.
7. Флюгера ( или на экране, или рисунок)
8. Анемометра
9. Компас.



Этапы учебного занятия:

Название этапа
Ведущая деятельность



учителя
учащихся



Познавательная
Коммуникатив-ная
Регулятивная

1.Актуализация жизненного опыта учащихся, постановка цели и задач урока.
1.1.Определение темы урока
Проводим эксперимент:
- зафиксируйте свои ощущения на данный момент.
Включаем вентилятор.
- Как теперь изменились ваши ощущения?(стало прохладнее)
- Почему изменились ваши ощущения, почему стало прохладно? (Дует ветер )
- сделайте вывод, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке. (О ветре)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(1слайд)
* Выполнить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

* Анализируют свои ощущения;
Самостоятельно формулируют тему урока.
* Установить причинно- следственные связи (влияние ветра на температуру воздуха)

*Делать выводы.


* Слушать и слышать собеседника
* Слушать в соответствии с целевой установкой.

* Принимать и сохранять учебную цель и задачу

1.2. Определение основного вопроса (гипотезы) урока на основе актуализации жизненного опыта учащихся
- Как мы смогли добиться прохлады в кабинете? ( Включили вентилятор)
- Что будем изучать на уроке? Обозначить цель изадачи.
(2 слайд)
- Сделайте вывод, что стало источником ветра в нашем помещении. ( вентилятор), в природе?
- А что будут с источником ветра снаружи, не в помещении?
- Если дети смогут среди прочих назвать причины возникновения ветра, оформляется и фиксируется на доске такое предположение:
« Ветер - это перемещение воздуха»
(3 слайд)
* Обнаружить проблему ( в форме недостаточности информации).







* Формулировать гипотезу.
*Слушать и слышать собеседника.

* Строить монологическое высказывание.
* Установить и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор
* Установить и сравнить разные точки зрения, , прежде чем принимать решения и делать выбор
* Слушать в соответствии с целевой установкой.

* Принимать и сохранять учебную цель и задачу

2. Изучение нового материала.

2.1. Проверка гипотезы
* Для того чтобы мы могли проверить выдвинутую нами гипотезу (ответить на вопросы), прочитаем отрывок из романа Ж. Верна «Дети Капитана Гранта».
*Организуем беседу по результатам чтения текста:
-Подтвердилась наша гипотеза? Что такое ветер?
- В чем причина образования ветра?
(4-5 слайд)
- Расскажите о типах ветра

* Владеть основами изучающего и усваивающего чтения.


* Выделить существенные и второстепенные признаки понятия.
* Давать определения понятиям.

* Доказывать и делать выводы
*Слушать и слышать собеседника.

*Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
* Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

2.2. Определение основных характеристик ветра
* С помощью иллюстративного ( учебник , с. 111, рис.6.14; 6.16)
материала просит определить основные характеристики ветра (направление, скорость, силу). (6-7 слайд)

*Проводить опрос по основным характеристикам ветра.
* Организует экспертизу осуществленных характеристик ветра.
* Подводить итог ; выставить отметки.
* Анализировать визуальную информацию.
* Анализировать текстовую информацию.
* Анализировать модели и схемы для решения учебных задач.
* Установить причинно-следственные связи между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением
*Слушать и слышать собеседника.

* Строить монологическое высказывание.

*Слушать в соответствии с целевой установкой.
* Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
* Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия.

3.Практиче-ская работа по изучению приборов, определяющих скорость и направление ветра.
(8-10 слайды)
*Разбить класс на микрогруппы.
*Раздать приборы.
* Ознакомить учащихся с названиями приборов, определяющих скорость и направление ветра
* Демонстрируется работа флюгера.
* Демонстрируется работа анемометра
* Анализировать устную вербальную информацию
*Слушать и слышать собеседника.
* Принимать и сохранять учебную цель и задачу.


3.1. Презентация деятельности приборов
* Предлагается самостоятельно исследовать и опробовать работу приборов.




3.2. Контроль ода пр. раб. В группах
* Поддерживать работу групп , при необходимости помогать.
* отбирается группы , которые будут демонстрировать деятельность приборов и оценивать результаты выполнения практической работы
*Изучить работу флюгера
* Проводить наблюдения и эксперименты под руководством учителя
*Взаимодействовать, принять чужую точку зрения, отстоять свою точку зрения.
*Договариваться и приходить к общему решению в группе
* Планировать, контролировать ход выполнения и результат задания.
* Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
* Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

3.3. Обсуждение итогов прак. Раб.
* Объявить завершение Пр/Р.
* Назначить группу экспертов для оценки результатов выполнения Пр/р. Группами, выдать карточку эксперта
* Поддерживать и корректировать ответы групп по необходимости.


*Поддерживать и корректировать при необходимости ответ группы экспертов

*Продемонстриро-вать работу приборов :
1гр.-флюгера;
2гр. – анемометра под руководством учителя;
эксперты – озвучивают о качестве выполнение ПР/р. групп.
* Анализировать вербальную информацию.
*Слушать и слышать собеседника.
* Принимать и сохранять учебную цель и задачу.


Эксперты:
* Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

4.Практическая работа по построению розы ветров.

4.1.Ориентировка в деятельности.
* Мотивировать учащихся к предстоящей деятельности.
* Разбить класс на группы.
* Поставить задачу по построению розы ветров ( раб. тетрадь)
* Ознакомить с правилами построения розы ветров
(11-14 слайды)
* Устанавливают последовательность действия по выполнению Пр/р.
* Анализируют устную вербальную информацию
*Слушать и слышать собеседника.
* Самоконтроль выполнения действий.
* Принимать и сохранять учебную цель и задачу.




4.2. Контроль хода практической работы в группах по построению розы ветров( время 5-7 мин.)

*Поддерживать работу групп при необходимости помогать


* Определить группу , которой будут переданы полномочия по оценке качества выполнения работы группами
* Составляют розу ветров.
* Анализируют графическую и табличную информацию
* Создают модели и схемы(розу ветров)для решения задач
* Задавать вопросы
* Ориентироваться на позицию других членов группы.
* Спорить и отстаивать свою позицию
*Контролировать ,время на выполнение задания и управлять им.
* Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
* Анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

4.3.Оценка итогов выполнения практической работы по построению розы ветров.

* Объявить завершение Пр/Р.
* Назначить группу экспертов для оценки результатов выполнения Пр/р. группами, выдать карточку эксперта, фиксировать время выполнения оценки.
(5 мин)
*Пока группа экспертов осуществляет оценку составленных роз ветров , предлагает классу вспомнить , как человек использует энергию ветров
( организует беседу по актуализации жизненного опыта).
(15-16 слайд)
* Поддерживать и корректировать ответы групп по необходимости.


*Поддерживать и корректировать при необходимости ответ группы экспертов

Эксперты:
* осуществляют оценку составленных роз ветров..


Класс:
*Рассказывают как человек использует энергию ветра.
* Анализирует вербальную информацию





Эксперты:
*Озвучивают результаты оценки составленных роз ветров.
* Строить логические рассуждения , включающее установление причинно-следственных схем.
Класс:
* Слушает результаты оценки составленных роз ветров.
Слушать и слышать собеседника.
*Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия., так и по ходу его реализации.






Эксперты:
* Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров







5. Закрепление нового материала.
5.1. Работа в рабочей тетради


*Ставить задачу индивидуально в раб. тет.№ 2 задания:
- определить направление ветра в зависимости от атмосферного давления и нанести на карту;
- обозначить на рисунке направление ночного и дневного бриза;
- определить назначение и название приборов.
* Контролировать ход выполнения задания.
* Ставить задачу – оценить в парах правильность выполнения задания.
* Организовать сбор раб. тет. На проверку.
* Индивидуально выполняют задания в спец. Раб. тет.
* Объяснить явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
* Установить причинно-следственные связи.
* Задавать вопросы ,необходимые для организации собственной деятельности.
* Самоконтроль выполнения заданий по определению причин ошибки и его результата.
*Принимать и сохранять учебную задачу.
*Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия., так и по ходу его реализации.
* Действовать в соответствии с поставленной задачей


Домашнее задание: § 43 (читать, учить определения); обобщить данные дневка погоды
Подготовить поговорки, стихи , песни о ветре.
(17 слайд)

















15