Урок географии для 6 класса «Движение воздуха. Ветер»
Конспект открытого урока по географии в 6-м классе «Движение воздуха. Ветер.»
Учитель Пацевич Т.К.
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Формирование представления о движении воздуха, ветре, как элементе погоды.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;
-сформировать представления о причинно-следственных связяхмежду возникновением, направлением, силой и скоростью ветра иатмосферным давлением; видах ветров;
-раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;
- направлять практическую деятельность учеников;
- учить их заботиться о чистоте воздуха.
Оборудование: мультимедийная презентация «Движение воздуха. Ветер», мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебники, тетради, раздаточный материал.
Используемые технологии: Технология развития критического мышления, ИКТ технологии
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Чтобы наша работа на уроке была успешной, попрошу вас быть дисциплинированными и активными, работать быстро и старательно, слушать меня внимательно.
2. Проверка знаний.
Давайте вспомним:
- Какую оболочку вы сейчас изучаете? Ответ: Атмосферу.
- Что такое атмосфера? Ответ: Воздушная оболочка.
- Каковы основные свойства воздуха? Ответ: Температура, влажность.
- От чего зависит температура воздуха? Ответ: От нагревания земной поверхности
- Каким прибором измеряют температуру воздуха? Ответ: термометром.
- Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит? Ответ: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. Оно зависит от высоты местности.
- В каких единицах измеряется атмосферное давление? Ответ: мм.рт.ст.
- Какое атмосферное давление считается нормальным? Ответ: 760мм.рт.ст.
- Как изменяется атмосферное давление с высотой? Ответ: (10,5м. – падает на 1мм.рт.ст.)
- Каким прибором измеряют атмосферное давление? Ответ: барометром.
- Какой воздух более лёгкий: тёплый или холодный? Ответ: тёплый.
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим изучение процессов, происходящих в атмосфере.
Учитель. В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированным фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистным врагом. Он пришел к партизанам и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.
(Вывешиваю на доску рисунок трубы).
Вопрос. А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше (что происходило с воздухом в трубе?).
Ответ. Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.
Вопрос. А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху? – отгадайте загадку:
Шелестит и шумит, ветки ломает, Пыль столбом поднимает, с ног тебя сбивает. Ясно слышишь ты его, да не видишь никого! Нет от него покоя, что это такое? (ВЕТЕР)
Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Ответ. 757 мм. рт. ст.
Вопрос. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?
Ответ: внизу, а наверху – меньше.
Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими?
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Ответ: Движение воздуха. Ветер.
Откройте тетради, подпишите число 18 апреля, тему урока.
Давайте ещё раз вспомним:
-От чего нагревается воздух? (от земли)
-От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью? ( От угла наклона солнечных лучей и от характера подстилающей поверхности).
Нанесение на графическую опору причины образования ветра.
ДАВЛЕНИЕ, ТЕМПЕРАТУРА, ПОДСТИЛАЮЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ,
Карточка №1- Графическая опора
Что мы должны узнать на уроке?
Предполагаемый ответ – мы должны узнать о движении воздуха, о силе, скорости, направлении ветра, а также о видах и его значении.
Вопрос. Что же такое ветер, дайте найдем его определение в учебнике (найдите его в учебнике: §43, стр. 154).
Учитель: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит.
Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. (щелчок мыши) Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. (щелчок мыши) У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Известно, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. (щелчок мыши) Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область высокого давления. (щелчок мыши) Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления. (щелчок мыши). Образуется ветер, который носит название бриз. Ночью наоборот. (слайд )
Суша остывает быстрее, чем вода. (щелчок мыши) Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления.
А над морем наоборот (щелчок мыши). Нагретая за день поверхность воды отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.
- Как вы думаете, что будет происходить с воздухом? (ответы детей) (щелчок мыши)
Правильно, воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год.
Учитель: Ребята, давайте найдём в учебнике на стр. 156, как называются они?
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕТРА (СЛАЙД)
Ветер, ветер, ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе.
- Из какой сказки этот отрывок? (Отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
Какие свойства ветра описаны в отрывке А.С. Пушкина? (могуч, гоняешь, волнуешь, всюду веешь).
могуч – сильный – сила;
гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;
всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.
Нанесение на графическую опору свойства воздуха.
Чем больше разница в давлении между сушей и водой, тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.
Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра? Какие предметы, явления могут помочь в этом? (по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб).
Направление ветра - это направление, откуда он дует. Принято различать 8 основных румбов горизонта. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.
Более точно это можно сделать с помощью флюгера. Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то южный.
Вопросы:
Как будет называться ветер, дующий с востока?
Как называется ветер, дующий с запада?
Деятельность учителя: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте построим «розу ветров»Деятельность учащихся: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(учащиеся встают и выходят из - за столов)
Ветер дует нам в лицо (вращение руками),Закачалось деревцо (наклоны в разные стороны),Ветерок все тише, тише (приседания),Деревцо все выше, выше (потягивание вверх).
Измерение скорости ветра производят прибором – анемометром.
- Перед вами, ребята, лежит таблица – шкала Бофорта по этой таблице измеряется сила и скорость ветра.
Обратите внимание!
В первой колонке показано, что сила ветра измеряется в баллах от 0 до12б.
Если ветра нет, то это штиль – 0 баллов.
Самый разрушительный ветер – ураган имеет силу 12б.
(СООБЩЕНИЕ) УРАГАН
УРАГАН – это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое до 200 км/ч. Разрушительная сила ураганов создаётся ветром очень большой скорости, который несёт много воды, грязи и песка. Ураганный ветер повреждает прочные и сносит лёгкие строения, обрывает провода линий электропередач и связи, опустошает поля, ломает и вырывает с корнями деревья.
В нашей стране ураганы чаще всего бывают в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке, Курильских островах. Один из сильнейших ураганов на Камчатке был ночью 13 марта 1988 года. Были выбиты стёкла и двери в тысячах квартир, ветер гнул светофоры и столбы, с сотен домов сорвал крыши, валил деревья. Из строя вышло электроснабжение Петропавловска-Камчатского, и город остался без тепла и воды. Скорость ветра доходила почти до 140 км/ч.
(СООБЩЕНИЕ) СМЕРЧ (ТОРНАДО).
СМЕРЧ – атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Существует не долго, перемещаясь вместе с облаком. Одно из первых упоминаний о смерче на Руси в 1904 г.
Страшные, разрушительные ветры – смерчи в Северной Америке получили испанское название «торнадо» (в переводе это значит «крутит»). Торнадо движется обычно со скоростью 60-75км/ч. Торнадо может разрушить несколько городских кварталов, пока их жители спокойно занимаются своими делами в другой части города. Сброшенные с рельсов паровозы, разрушенные здания, вырванные с корнем деревья – все это проделки торнадо. В районах, где торнадо появляется часто, при доме обычно устраивается подвал, куда прячутся с приближением опасности.
А сейчас мы познакомимся еще с рядом местных ветров (сообщения). 1) Фён – теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через гребень хребта, воздух устремляется вниз, быстро нагревается. Фен продолжается обычно менее суток. В начале мая 1935 года летний фён, дующий с Армянского нагорья в северные предгорья Кавказа, повысил температуру до + 40 С. Однажды в Скалистых горах Соединенных Штатах Америки под действием фёна температура воздуха в течение 7 часов повысилась с – 40 С до +4 С. В Исландии при фёнах наблюдались повышения температуры почти на 30 С за несколько часов.
2) Бора – сильный порывистый ветер, дующий с гор к морю или озеру. Возникает, когда, холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо-западе побережья Адриатического моря, на Черном море (у Новороссийска), на Байкале.
3) Постоянные ветры всегда были верными спутниками и помощниками мореплавателей. Их надо было хорошо знать и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Например, пассаты - название постоянных ветров, которое означает "ветер, благоприятствующий переезду". Эти ветры действительно благоприятствовали движению парусных судов, так как устойчиво дуют на протяжении всего года вдоль экватора.
Виды ветров:
1) Постоянные (пассаты);
2) Сезонные (муссоны);
3) Суточные ( бриз);
4) Временные (фён, бора)
Нанесение на графическую опору видов ветров.
Значение ветра.
•Ветер великий в природе работник.Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море...
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:
Взгляни на небосвод –
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.
В. Гюго
•Очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
•Ветер «съедает» горы, сглаживает их.
Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
- Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плыть, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин
III. Закрепление. Подведение итогов.
«Перепутанная логическая цепочка»
Правильный ответ: 2 – 1 - 4 – 3 – 5.
Карточка – задание №2 (подпишите в правом верхнем углу свою фамилию и ответьте на вопросы в карточке).
Вставьте пропущенные слова.
1. С высотой температура воздуха . . . на каждый километр на . . . градусов.
2. Холодный воздух . . . теплого.
Какая схема нагрева воздуха является верной? (подчеркни правильный ответ)
А) солнце - нагревание воздуха - нагревание земной поверхности Б) солнце - нагревание земной поверхности - нагревание воздуха
4. Море нагревается . . . и . . . отдает тепло.
5. Суша нагревается . . . и . . . отдает тепло.
ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ И ПОСТАВЬТЕ ОЦЕНКУ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК: нет ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
Больше двух - «2»
Возьмите карточку №3
Попробуйте оценить свою работу на уроке:
«5» - я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому.
«4» - я понял (а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.
«3» - я понял(а) материал частично.
«2» - я ничего не понял(а).
Домашнее задание:
§43, Найти подборку пословиц, поговорок, песен, стихов, народных примет, в которых упоминается ветер.