Методическая разработка по внеурочной деятельности «Молоко и молочные продукты»
Аннотация работы
Данная методическая разработка создана по программе «Две недели в лагере здоровья», авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева по теме: «Молоко и молочные продукты». Методическая разработка рекомендуется для учащихся 3 классов.
В методической разработке использованы различные виды и формы работы, такие как: викторина, сюжетно-ролевая игра, кроссворд, мультимедийная презентация
Данное мероприятие может проводиться на занятиях внеурочной деятельностью, классных часах в нем могут принимать участие не только дети, но и их родители, медицинские работники.
Это занятие позволяет формировать положительное отношение к здоровому питанию и сформировать представление о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания человека
Новизна данной работы заключается в том, что в ней объединены разнообразные формы работы, способствующие формированию ключевых компетенций младших школьников, данная разработка может применяться на уроках и внеклассных мероприятиях для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ.
Тема урока: « Молоко и молочные продукты»
Цель урока:
- развивать представления детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;
- расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах;
- сформировать представление о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания у разных народов, познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.
Формирование ключевых компетенций у учащихся:
Учебно-познавательная, информационная, общекультурная.
Оборудование:
- мультимедийная презентация, рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья», методическое пособие для педагога, комплект плакатов «Что полезно есть», «Как правильно есть».
Виды работы: викторина, сюжетно-ролевая игра, презентация учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: Ребята, предлагаю вам вспомнить сведения, которые вы получили при изучении темы «Самые полезные продукты» при изучении предмета «Разговор о правильном питании». Для того чтобы понять о чем мы сегодня будем говорить предлагаю Вам отгадать загадку:
Все мы любим без обмана
Деревенскую : (сметану)
Она любима тем, кто вкус имеет тонкий,
Густая, сладкая варёная : (сгущёнка)
Она вполне годится для окрошки,
Оближем пальчики и не оставим вам ни крошки! (сыворотка)
Готовить пищу так легко,
Коль есть:(сухое молоко)
Не надеясь на прививки,
Мы употребляем :.(сливки)
Чтобы стала жизнь прекрасной,
Вы на хлеб намажьте :(масло)
Он бывает в шоколаде,
Дети очень ему рады,
Он сытнее, чем хот-дог,
Глазированный :(сырок)
Очень вкусное печенье
И отличнейший пирог
Будет, если мы добавим
По пропорции : (творог)
Ну что вкусней быть может в мире,
Чем жёлтые бесчисленные дыры? (сыр)
Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)
УЧИТЕЛЬ: Надеюсь все уже поняли какова тема сегодняшнего урока Чтобы ближе узнать что такое молоко и молочные продукты мы с Вами сегодня совершим самую настоящую экскурсию на молочную ферму.
Люди каких профессий работают на ферме и что они делают? Соедини стрелками начало и окончание предложений. (Дети работают в рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья» с.35 задание №3 , а один ученик на доске аналогичное задание)
На ферме мы повстречаемся с дояркой Анной Петровной и Итак, в путь. (Инсценировка)
Анна Петровна: Как я рада, что вы пришли к нам на ферму. Наверное, вы все любите молоко. В народе говорят: « Молоко не пьёшь, откуда силы возьмёшь».
Алёна: Мне рассказывала мама, что в молоке есть все необходимые человеку вещества белки, жиры, углеводы. Многие животные выкармливают своих детёнышей молоком. Они так и называются млекопитающие.
Илья: У меня месяц назад родилась сестрёнка Полинка, и мама её кормит грудным молоком. Мама говорит, что новорождённым детям этого достаточно.
Даша: Молоко всем полезно. Ведь в нём есть очень важное минеральное вещество- кальций, который необходим для роста костей и зубов. И белка в молоке тоже много.
Анна Петровна: Давайте послушаем нашего гостя Врача
Он-то лучше знает, полезно молоко или нет.
ВРАЧ: Молоко уникальный продукт по пищевой и биологической ценности, усваиваемости и значению для организма. Академик Иван Петрович Павлов назвал молоко изумительной пищей, приготовленной самой природой. Действительно, молоко и молочные продукты содержат все необходимые для организма пищевые вещества. Жаль, что многие дети относятся с пренебрежением к такому замечательному продукту. Я бы слово «молоко» всегда писал большими буквами. Ведь ребенок, появившись на свет, питается только молоком. В молоке выявлено свыше двухсот полезных веществ. Я думаю, что о составе молока много полезного и интересного расскажет Микробиолог.
Микробиолог: Вы правы, я действительно могу без конца говорить о молоке. Сам его очень люблю и считаю, что детям оно просто необходимо! Угощайтесь молочком!
Илья: Какое оно вкусное и сладкое! Я раньше такого никогда не пил. А почему у молока сладкий вкус?
Денис: Ну... может быть, в нём углеводы есть?
Микробиолог: Правильно догадался!
Алёна: Смотрите, смотрите, на стенках стакана остались жирные капельки. Выходит, что в молоке и жиры есть?
Микробиолог: Действительно, в молочных продуктах есть все питательные вещества.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, как много интересного мы узнали о молоке и молочных продуктах.
Теперь вы без труда решите кроссворд на стр .36 рабочей тетради(дети решают кроссворд)
УЧИТЕЛЬ: А вы знаете, что наиболее полезными среди молочных продуктов являются кисломолочные продукты – кефир, творог, сыр. Для их приготовления используется специальная закваска в которой много полезных бактерий. Кефир «родился» на Кавказе и рецепт этого напитка длительное время сохранялся в секрете.
Сегодня ваша одноклассница приготовила для Вас небольшую презентацию , думаю информация для вас будет очень полезна(презентация, сопровождается рассказом ученицы):
Кефир «родился» на Кавказе и рецепт этого напитка длительное время сохранялся в секрете. У горцев существовало поверье, что если кто-то из них расскажет о том, как готовить кефир, продаст или подарит кефирные грибки, то навлечет Божий гнев погибнет вся закваска и целый народ лишится пищи.
Кефир очень полезен детям. Так, если обычное молоко через час, после употребления усваивается примерно на 30% , то кефир на-90%.
Родиной йогурта считают Балканы. Среди мусульманских народов его называют катык, в Турции айран (слегка подсоленный, приправленный мятой и разбавленный минеральной водой йогурт).
Кумыс напиток, распространенный в Казахстане, Татарстане, Узбекистане. Он готовится из молока кобыл, реже коров, коз. Кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами, возбуждает аппетит, его издавна применяют для профилактики и лечения туберкулеза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, восстановления после болезни.
Мацони, катык, айран разные названия одного и того же кисломолочного напитка, приготовляемого из кипяченого (отличие от простокваши) молока, путем заквашивания.
Мацони название, характерное для жителей Закавказья, айран для Киргизии, Казахстана, а название «катык» распространено в Узбекистане, Татарстане, Башкирии, Азербайджане.
Тарак - (бурятское название) или тарг (калмыцкое) кисломолочный продукт, получаемый при смешивании овечьего, козьего и коровьего молока, иногда с примесью молока верблюдицы. Такое смешивание первоначально было связано с тем, что при небольших удоях, получаемых жителями высокогорий, для получения тарака требовалось собрать все имевшиеся в хозяйстве виды молока. Однако было замечено, что именно это дает лучшее качество продукта.
Каймак кисломолочное изделие, подобно сметане. В Татарстане, Башкирии, в южных районах европейской части России каймаком называют обыкновенную сметану, которую собрали с простокваши. В Узбекистане приготовление каймака довольно сложный процесс. В готовом виде он густой, темно-кремового цвета.
Учитель: 1. Викторина. Мы услышали полезные и интересные сведения о молоке. Но ни для кого не секрет, что многие ребята молоко не любят, предпочитают различные напитки с вредными добавками. А кто из вас любит молоко и молочные продукты? Поднимите руки. Раз вы так любите молочные продукты, то я проведу с вами небольшую викторину. Делим класс на две команды. 1 команда отвечает на вопросы:
Назовите, какой жирности выпускают молоко? (0.5%, 1.5%, 2.5%, 3.2% и 6%).
Что такое кумыс? ( Напиток из кобыльего молока.)
Назовите хотя бы пять сортов сыра.
Какой процент жирности должен быть у сливок? (10-35%.)
2 команда отвечает на вопросы:
Что такое брынза? (Сыр из овечьего и козьего молока.)
Молоко, каких животных можно употреблять в пищу? ( Молоко кобыл, коров, овец, коз, оленей.)
Как изготавливают масло? (Путём взбивания сливок.)
Как правильно хранить молоко? ( Молоко нужно хранить охлаждённым, подальше от других продуктов, так как оно быстро впитывает запахи.)
Дополнительное задание: назвать 5 блюд в которых для приготовления используется молоко.
(выигравшей команде вручается супер приз – упаковка иогуртов и грамота – програвшим – глазированные сырки)
Рефлексия:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие продукты вы теперь ежедневно будете использовать в свое рационе?
- Что полезного дал вам сегодняшний урок?
Домашнее задание: Исследовательское задание-проект – «Что мы знаем о сыре?»
УЧИТЕЛЬ: Из молока готовят так много вкусных продуктов, что если кто-то не пьёт молоко, то обязательно любит мороженое или блинчики со сметаной и творогом, а кто-то с удовольствием пьёт кефир, сливки, йогурт. Так что ешьте и пейте на здоровье молоко и молочные продукты! А в альбоме творческих заданий оформите страницу «Молоко и молочные продукты» и дома напишите рецепт приготовления любого блюда из молока.
Молоко, молоко для здоровья нам дано!
Молочные продукты – это замечательно!
Очень вкусно и питательно!
(Все садятся за стол и пьют и едят полезные молочные продукты ).
Используемая методическая литература:
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева
« Две недели в лагере здоровья» ( методическое пособие для учителя)
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева
« Две недели в лагере здоровья» ( рабочая тетрадь для школьников)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:
«Молоко и молочные продукты»
(УМК « Две недели в лагере здоровья»)
Реализации курса по формированию здорового образа жизни (региональный и школьный компонент)
Составила: Салихбаева Л.И.
-учитель начальных классов,
классный руководитель 4 В класса.
Рисунок 015