Конспект урока по алгебре 9 класса по теме Конспект урока по алгебре 9 класса по теме «Сдвиг графика функции y = ax2 вдоль осей координат»
Конспект урока по алгебре 9 класса
по теме «Сдвиг графика функции y = ax2 вдоль осей координат»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление его
Цель урока: научить обучающего:
познакомится с темой урока «Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат»;
усвоить алгоритм получения графиков функции y = ax2 + q и y = a(x + p)2 путем сдвига графика функции у=ах2 ;уметь задавать формулой графики этих функций по описанию и чертежу;
уметь находить вершины параболы данных функций;
уметь применять полученные знания по алгоритму, как с внешней опорой, так и по памяти;
решать практические задания, для закрепления изученной темы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (мультимедийная установка), презентация (Приложение 1), лист учета знаний (Приложение 2), карточка №1 и №2 (Приложение 3,4).
Структура урока (временные рамки):
Организационный момент и проверка домашнего задания (5 мин.);
Постановка темы и цели урока (5 мин);
Изучение нового материала(20 мин.);
Закрепление изученного материала (20 мин.);
Итоги урока, рефлексия, домашняя работа (5 мин.).
Ход урока:
Деятельность учителя Номер слайда Деятельность обучающихся- Добрый день, ребята! Я рада вас снова видеть на нашем уроке. Я вижу, что вы готовы к уроку и наш урок пройдет успешно. Присаживаетесь.
- Наш урок охота начать со слов древнего мыслителя и философа Китая Конфуция о трех путях ведущего к знаниям «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления это самый благородный путь, путь подражания – это самый легкий, путь личного опыта – это самый тяжелый». Я думаю, каждый из вас уже определил для себя свой путь к знанию и уровню, на котором мы сегодня будем работать.
- У вас на столах лежат листы, давайте ознакомимся с ними. Лист учета записей – в этот лист вы будите вносить результаты своей деятельности на уроке, где прописаны ваши действия и ваши результаты освоения. Карточка № 1 Проверка знаний – это самостоятельная работа в качестве проверки домашнего задания и проверки усвоения прошлой темы наших занятий. Карточка №2 Проверь себя – это карточка покажет на сколько вы смогли понять и усвоить тему урока. Исходя из этого, мы можем определить план нашего урока.
План урока:
Проверка знаний (карточка №1)
Постановка темы и целей урока
Изучение нового материала
Применение изученного материала
Применение полученных знаний (карточка №2)
Анализ результатов по листу учета знаний
Подведение итогов урока
- Ребята, будут ли дополнения к нашему плану урока?
- На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться. Если вам, что то не понятно, помните: вы можете всегда, обратится ко мне.
- В качестве проверки домашнего задания вам предлагается выполнить задание на карточке № 1 Проверка знаний. На выполнение этой работы отводится 3 минут. После окончания работы вы поменяетесь вариантами с соседом по парте и проведете взаимопроверку.
- Поменяйтесь с соседом карточками и проверим ее. При правильном ответе ставите плюс. Обратите внимание на доску.
1. График функции у=ах2, где а не равно нулю, является парабола с вершиной в точке (0,0).
2. Функция задана формулой у=-25х2. Какой из следующих утверждений являются верным? (Выпишите их номера). Ребята зачитайте по очереди эти варианты.
3. В одной системе координат изображены графики четырех функций (они обозначены числами -1,2,3,4). Для каждого графика укажите соответствующую ему формулу.
- Подсчитайте количество плюсов и внесите свой результат в лист учета знаний.
- Давайте проведем опрос по свойствам функции, кто отвечает ставит себе плюс в лист учета знаний 1
2
3
4 Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. Настроены на урок.
Знакомятся с раздаточным материалом урока.
Ребята рассматривают план урока
Ребята дополняют план урока
Ребята выполняют работу на карточках №1
Взаимопроверка
Правильные ответы:
Парабола; (0,0)
1,2,5
А -1, Б – 2, В – 4, Г - 3
Подсчитывают свой результат и вносят его в лист учета знаний.
- Ребята, что мы с вами изучали на прошлом уроке? Какова была тема урока?
- Ребята, как вы думаете, можем ли мы график функции у=ах2 передвигать по координатным осям Ох и Оу?
- Сегодня на уроке мы с вами изучим и убедимся в том, что график функции у=ах2 можно сдвинуть по осям Ох и Оу. Сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетради и число данного урока.
- Какие цели мы с вами поставим на сегодняшний урок?
- Ребята, пригодится ли нам эта тема в жизни? Где мы ее будем применять?
- А на каких школьных предметах мы тоже встречаемся с графиками? 5
6 - Тема прошлого урока «График и свойства функции у=ах2»
Высказывают свое мнение
- Тема урока: «Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат»
- Цели:
Уметь сдвигать график функции у=ах2 вдоль осей координат
Знать алгоритм получения графика
Знать формулы по которым задаются данные функции
Закрепить полученные знания
- Необходима эта тема для сдачи ГИА. Уметь читать и строить графики, так как есть профессии такие как: архитекторы, инженеры.
- Почти во всех предметах, в книгах демонстрируются всевозможные графики, которые необходимо понимать и читать. Физика, обществознание и т.д.
- И так, перейдем к изучению новой темы урока. Рассмотрим график функции у=ах2 на слайде. Ответьте на мои вопросы:
- Какой формулой задана данная функция?
- Назовите координаты вершины данной функции?
Воспроизвести слайд по анимации.
- Что произошла с графиком?
- Изменилось значения аргумента?
- Изменилось значение функции?
- На сколько, изменилось значение функции?
Итак, значение аргумента осталось прежним, а значение функции увеличилось на 3 единицы.
- Ребята, как вы думаете, как отобразится сдвиг графики функции по формуле, которая задается функция?
- Верно, в формуле функции появится запись +3 единицы.
Итак, вы получили новую функцию у = х2 + 3, путем …… продолжите фразу.
- Назовите вершину полученной функции
- Попробуйте построить функцию у = х2 опустив на 5 единиц вниз и ответь на вопросы, которые прописаны на доске. Вы имеете право обратиться ко мне за помощью. На эту работу вам 3 минуты.
- Проверим.
Какой формулой задана данная формула?
Назовите координаты данной функции?
Что произошла с графиком?
Изменились значения аргумента?
Изменилось значение функции?
На сколько, изменилось значение функции?
Назовите координаты полученной функции?
- Оцените свою работу и впишите баллы в лист учета знаний
- Давайте с вами подведем небольшой итог. Попробуйте произнести алгоритм построения графика функции, отвечаем по очереди.
- Можем ли мы записать формулы функций в общем виде на математическом языке. У = ах2 + q. Запишите формулу в тетрадь.
-Замечательно. Работаем дальше в парах. Задания для вас продемонстрированно на доске. Первый ряд – Исследовательская группа №1, второй ряд – Исследовательская группа №2. Прочитаем, что нам необходимо.
Исследовательская группа №1
Откройте учебник на стр. 88, рассмотрите рисунок 2.21, прочитайте материал учебника, обсудите его с соседом по парте и ответьте на следующие вопросы:
Что представляет собой функция у =а(х+p)2?
Составьте алгоритм получения графика функции у =а(х+p)2 из графика параболы у=ах2.
Где находится вершина параболы у =а(х+p)2 ?
Постройте график функции у = 2(х+2)2.. Запиши координаты вершины полученного графика.
Исследовательская группа №2
Откройте учебник на стр. 88, рассмотрите рисунок 2.23, прочитайте материал учебника, обсудите его с соседом по парте и ответьте на следующие вопросы:
Что представляет собой функция у =а(х-p)2?
Составьте алгоритм получения графика функции у =а(х-p)2 из графика параболы у=ах2.
Где находится вершина параболы у =а(х-p)2 ?
Постройте график функции у = -2(х-2)2.. Запиши координаты вершины полученного графика.
- Итак, давайте с вами проверим. Отметьте плюсиками в листе учета знаний выполненную работу, в зависимости от того, как вы справились с этой работой: полностью, частично или не справились. 7
8
9
10
11
Дети готовы к освоению новой темы.
- У=х2
- (0,0)
- График функции поднялся по оси у на 3 единицы.
- нет
- да
- изменилось на 3 единицы
Рассуждают
У = х2 + 3
Путем сдвига графика функции у = х2 вдоль оси Оу на 3 единицы вверх.
(0,3)
Ребята пробуют выполнить самостоятельное построение функции.
Ответы на вопросы:
- у = ах2- (0,0)
- график функции опустился по оси Оу на 5 единиц вниз
- нет
- да
- на 5 единиц в низ
- (0,-5)
Отвечают. Записывают формулу в тетрадь
Читают слайд, где описано задание на самостоятельное выполнение в парах.
Проверяют полученный результат. Заполняют лист оценки знаний.
- Итак, давайте с вами закрепим полученные знания. В учебнике на странице 93, № 236 (а, б) и № 246 (в, г) выполняет первый ряд. № 236 (в, г) и № 246 (а, б) выполняют второй ряд. Вы можете просить у меня помощь и консультацию. На работу отводится 8 минут.
- Молодцы! Перейдем с вами к нашей постоянной рубрике «Готовимся к ГИА». На слайде даны примеры, дайте ответ, не забывая фиксировать правильность плюсом в листах оценки знаний.
- Просмотрим, на сколько вы сегодня смогли усвоить тему нашего урока, мы выполним задания на карточке №2 Проверь себя. Работа состоит из 2 уровней: если вы достигли 1 уровень знаний – это отметка 3, если 2 уровень – 4 или 5. На выполнении работы 3 минуты.
- Проверим, поменяйтесь работами с соседом по парте и сравните полученные ответы с доской. Рядом с каждым правильным ответом ставьте плюс.
- Внесите полученные результаты в лист учета знаний. 12
13
-
15
16 Ребята выполняют задания
Ребята смотрят задания из рубрики «Готовимся к ГИА», отвечают, заполняют лист оценки знания.
Проверяют, оценивают работу соседа.
Вносят свой результат в лист оценки.
- Итак, подойдем к итогу нашего урока. Давайте оценим нашу работу на сегодняшнем уроке, подсчитайте баллы в листе оценки знаний и сравните с шкалой оценок. Какие отметки у вас получились?
- Давайте с вами вспомним, какой был план нашего урока и все ли мы с вами выполнили.
- А каковы были цели нашего занятия? Достигли мы их или нет?
- Значит, какая тема будет следующего урока и чем мы будем там заниматься?
- Запишем домашнюю работу:
Стр. учебника 92, задания 234, 237, и дополнительное задание 238.
- Ребята, как вы чувствовали себя сегодня на уроке? Все ли вам было понятно? Довольны ли вы своим результатом? Достигли ли вы цели?
- Ребята, я желаю вам на следующем уроке продуктивно поработать и получить положительные отметки. А на сегодняшнем уроки вы хорошо поработали, молодцы!
Ну что ж, сдвиг графика у = ах2 вдоль осей координат прошли,
Итог сегодня подвели.
Смелей шагайте вы вперед,
Много нового вас ждет.
Спасибо вам за внимания,
За ваши все старания!
Спасибо за урок!
Урок окончен! 17
18
19
20
21 Ребята оценивают свою работу, подсчитывают баллы и выставляют свои отметки за урок.
Последняя цель: «закрепить полученные знания». Данная задача не до конца была выполнена, так как мы можем многое про решать еще.
Тема: Решение задач по теме «Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат». Решать задачи по теме.
Записывают задание на дом
Отвечают на вопросы
Приложение 2.
Лист учета знаний
Веремея Егора
Действия (план урока) Как себя оценить? Баллы, +
Проверка знаний, карточка № 1 За каждое правильное выполненное задание 1 балл (один +), максимум по баллам – 3. Опрос по свойствам Ответил, ставь смелее + Формулируем тему урока, ставим цели урока
Изучение нового материала
Работа в группах I исследовательская группа – 1 ряд,
II исследовательская группа – 2 ряд.
В группе совместно решается, какой балл поставить каждому участнику по шкале:
- полностью справился с обязанностями и заданием – 2 балла;
- частично справился – 1 балл;
- не справился – 0 баллов. Применение полученных знаний
Рубрика «Готовимся к ГИА» Если смог выполнить верно, смелей ставь + Проверим себя, карточка № 2 Если ты выполнил только 1 уровень и допустил ошибки – 1 балл. Если выполнил 2 уровень, но допустил ошибки 2 балла. Полностью выполнил верно и допустил незначительную ошибку – 3 балла. Итог урока Подсчитай баллы и по шкале оценивания оцени свою работу и поставь себе отметку за урок Баллы:
Оценка:
Шкала оценивания:
Меньше 5 баллов 3
От 6 до 8 баллов 4
От 9 и выше 5
Приложен е 2.
Приложение 3.
Ломоносов
1 сл. 8 класс Sin, Cos, Tg2 сл. Таблица значений Sin, Cos, Tg. Основ триго тожТема урока
Цели урока
На столе
План урока
I пункт плана
Карточка № 1 / проверка у доски 3 мин
Итак, перейдем к изучению новой темы урока, это II пункт нашего плана / сопровождающий лист
Задачи 3 мин
Дополним значение Sin, Cos
Задачи 3 мин
Обратная задача 3 мин
Tg, CtgЗадача 3 мин
Дополним таблицу Tg, Ctg (0, 180)
Основное триг тожФормулы приведения
Задача 3 мин
Работа с учебником 8 мин
Нужна ли нам эта тема?
Рубрика «Готовимся к ГИА»
III пункт урока Карточка № 2 Проверь себя
Подведение итогов урока
План урока
Следующий урок
Цели урока
Д/ЗКарточка № 1 Проверка знаний
Найдите синус и косинус углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если:
ВС = 8
АВ = 17
Карточка № 1 Проверка знаний
Найдите синус и косинус углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если:
ВС = 21
АВ = 20
Карточка № 1 Проверка знаний
Найдите синус и косинус углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если:
ВС = 1
АВ = 2
Карточка № 1 Проверка знаний
Найдите синус и косинус углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если:
ВС = 24
АВ = 25
Карточка № 1 Проверка знаний
Найдите синус и косинус углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если:
ВС = 8
АВ = 17
Карточка № 1 Проверка знаний
Найдите синус и косинус углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если:
ВС = 21
АВ = 20
Карточка № 1 Проверка знаний
Найдите синус и косинус углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если:
ВС = 1
АВ = 2
Карточка № 1 Проверка знаний
Найдите синус и косинус углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если:
ВС = 24
АВ = 25
Лист учета знаний
Действия (план урока) Как себя оценить? Баллы, +
Проверка знаний, карточка № 1 Полностью верно выполнил – 2 балла.
Допустил небольшую ошибку – 1 балл.
Белее одной ошибки – 0 баллов Формулируем тему урока, ставим цели урока
Изучение нового материала
Задача 1. Верно выполнено – 2 балла
Допустил одну незначительную ошибку – 1 балл
Более одной ошибки – 0 балла Задача 2. Верно выполнено – 3 балла
Допустили одну ошибку – 2 балла
Допустили две ошибки – 1 балл
Допустили более двух ошибок – 0 балла Обратная задача 3. Верно выполнено – 3 балла
Допустили одну ошибку – 2 балла
Допустили две ошибки – 1 балл
Допустили более двух ошибок – 0 балла Задача 4. Верно выполнено – 5 баллов
Допустили одну ошибку – 4 балла
Допустили две ошибки – 3 балла
Допустили три ошибки – 2 балла
Допустили более трех ошибок – 0 баллов Задача 5. Верно выполнено – 2 балла
Допустил одну незначительную ошибку – 1 балл
Более одной ошибки – 0 балла Применение полученных знаний
Рубрика «Готовимся к ГИА» Если смог выполнить верно, смелей ставь + Проверим себя, карточка № 2 Верно выполнено – 3 балла
Допустили одну ошибку – 2 балла
Допустили две ошибки – 1 балл
Допустили более двух ошибок – 0 балла Итог урока Подсчитай баллы и по шкале оценивания оцени свою работу и поставь себе отметку за урок Баллы:
Оценка:
Шкала оценивания:
Меньше 7 баллов 2
От 7 до 10 баллов 3
От 11 до17 баллов 4
От 18 и выше 5
Сопровождающий лист
43561022161500
167322528003500Таблица значений sin, cos, tg, ctg47720251602105427672516021054781550122110542767251221105374332512211053286125160210532861251221105279082516021053743325154495502800350116395502295525160210522955251221105477202584963042767258496304743450449580427672544958023050508496302295525449580
62293513081000382460513081000
656590161480500
75628522225000