Тексты для работы над орфографической зоркостью у учащихся начальных классов

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо уч-ся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости /умение видеть орфограмму в слове/ и орфографического слуха /умение слышать орфограмму в слове/. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.
Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра « Исправь ошибки». Текстовый материал для диктантов – это рассказы и сказки Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского, И.С. Соколова – Микитова. В. Бианки.

Дидактический материал к урокам русского языка
« Поработай корректором»
На охоте.
У ног тинулась уская долина. Прямо крутой стиной возвышался чястый осинник. Я оглинулся и спустился с халма. Густая, высокая трова на дне далины билела скатертью. Хадить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторану и пашел по опужке. Литучие мышы насились и кружылись. Резво пролител в вышыне запаздалый ястреп.
Ураган.
Нависли тижелые гразовые тучи. Ураган с ревом напал на карабль. Он срывал вирхушки волн и пакрывал все вокруг сидой пылью. Палил страшный ливень. Засвиркала яркая молния. Из аблаков стали падать огненные шары. Возле мачт стаяли матросы с топарами. Вдруг самая бальшая мачта повалилась и накланила карабль. Громадные волны были гатовы залить его. Прашол час, другой, третий. Эти чясы казались виками. Наканец ураган стал затехать.
Гроза.
Сильный ветир загудел в вышыне. Диревья забушевали. Крупные капли даждя реско застучяли, зашлепали по листьям. Сверкнула молния, и граза разразилась. Дожть палил ручьями. Я приютился к шырокому кусту и ожидал канца ненастья. Вдруг на дароге пачудилась мне высокая фигура. Это был лисник.
В тундре.
Летом ехали мы ночъю по тундре. Под полозьями саней милькали разнацветные мхи и кочьки. На них росли цвиты, ягоды. И вдруг видим, над палзучими бирезами торчат шляпки гребов. Харошие гребы! Остановились мы, сарвали гребы и принялись искать еще. Набрали полную карзину. Смотрим на чясы. Позтно. Полначь. А сонце светит. Паложили мы свои спальные мишки на бирезы, забрались в них с галовой и крепка заснули.
Весна.
На горке паявились первые белинькие цвиточки. Кусты и диревья еще голые, но на ветке орешника ведны желтенькие пушынки. За орешком зацвитет ива, ольха и осина. На бирезе вьют гнёзда грочи. Бальшой черный грач бродит на огороде. Он ищет в грятках чирвяков. Механизаторы гатовят машыны к севу. В поле уже зелинеет озимая рож. Висна в разгаре.
Ночью в лесу.
К вечиру пришла граза. Она долго ворчала в лисах. Потом поднялась к югу. Молния хлестнула в долекие стога. Мы проседели в палатке до ночи. В полначь дожть стих. Мы разожгли бальшой костер и обсохли. В овраге пичально кречали ночьные птицы. Белая звезда переливалась в небе. Я задримал. Разбудил меня крик перепела. Он кречал в зарослях шыповника и крушины. Мы спустились к рике. Вода блистела, как черное стикло.
Дождь.
Поднялась бальшая темная туча. Панесся по лисным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались диревья, закружились листья. Упали первые тижелые капли. Свиркнула молния, ударил гром. Хлынул пралевной дождь. После дождя сильно пахнет в лису гребами. В траве прячутся крепкие боровики и мокрые сыроешки. Краснеют мухоморы. Талпятся черноголовые подбирезовики. В ельнике скрываются душыстые грузди и красноголовые подосиновики. На лисных палянах показались рыжыки. Желтеют залотые лисичьки.
Ночью в лесу.
Ночью жытели леса спишат на добычу. Серый волк вышел из лисной чящи. Он побрел к диревне. Из нары вылизла леса и пошла по трапинке к паляне. На опушке леса сабрались зайцы. Кругом была тешина. Легкий мароз шумел по диревьям. Вдрук с елки упал ком снега. Зайцы испугались и скрылись в лисной чяще.
Ёж.
Осинью у ежа мало корма. Спрятались в землю черви, не найти жуков и лягушик.
В асенние дни еж гатовит себе жылище. Днем и ночью он тащит в нору душыстые сухие лисьтья и мох.
Скора еж ляжет спать. Больше не станет он бегать по лесу. Накроет его нару снежный сугроп. Не найти логова ежа. До висны проспит он в теплой наре.
В горах.
Харошо висной в гарах. На зиленых склонах пистреют ранние цвиты. Они тянут свои галовки к склону и жадно пьют его лучи. Встали пучьки сухих трав. Вот из серых скал выпалзла тучя. Потимнела местность. Пасыпал калючий снег и грат. Прошла туча. Сонце съело снижок. Запели птицы. Цвиты раскрыли свои вазочки. Весило зажужжали жуки и пчелы.
Гнездышко.
Птичка вспорхнула из куста и закружылась над нашими галовами. Мы осторожно раздвинули зиленые ветки. Там было гниздо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.
Поевились птинцы. Мы чясто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не баялись.
Птенцы выросли и улители. Мы уехали в горад. Дома чясто вспоминали теплое лето и наших даверчивых птичек.
Осень в лесу.
Наступила золатая осень. По опушкам лисов растут подосиновики, скольские грузди и душыстые рыжыки. В моховых балотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лисных палянах пакраснели гроздья рябины. В осение дни улитают на юг певчие птицы. Уже улители ласточьки и стрежи. В шумные стайки собрались скварцы. Пакидают родные балота журавли. Остались зимовать рябчики. Долеко слышны в лису прощяльные галоса птиц.
Скворцы.
Мы работали на беригу Волги. Я жыл в избе лисника. Из маих окон была видна старая биреза. Наступила ранняя висна. Подул теплый ветир. Прилители скварцы. Они устроились в дупле бирезы. Весь день работали птицы. Скварцы насили в гниздо перья, трафку, сухой мох. Вечиром они садились на ветку и пели. Я любил слушать их песни.
В ельнике.
Наступило ранее утро. Тиха в еловом лису. Густые громадные ели создают прахладу. Под диревьями царит полумрак. Лучи солнца ретко праникают в чащу. Не порхают бабочьки. Не прыгают кузнечики. Но вот с шумом пралитела стайка клистов. Они размистились на бальшой елке. Тижелые шышки свисали с дерева. Клест лапой прижал шижку к ветке. Клювом он дастал крылатые семечьки.
Весной.
Наступил март. Марозы утихли. Старые сугробы асели и стали плотными. По таким сугробам лигко хадить. С каждым днем висеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согривают землю. Ива распустила сваи нарядные барашки. Гипкие веточки бирез покрылись смалистыми почьками. Весило бежит ветирок по лесу. Прилители грочи -вестники висны. Они начали строить гнезда. Скора в лису все зазиленеет, зацвитет, зазвенит.
Скоро зима.
Пирнатое царство затихло. Нет звучьных песен. Пичальная песенка синичьки. Реский ветир больно бьет гибкие веточки рибины. Ночью бывают заморазки. Они пытаются скавать землю. Льдом затинулись лужи. Вот и первый снек. Белые шапки быстро одели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Наступает руская зима.
В пустыне.
Висной в пустыне на гипких веточках седят ящерки. Их спинки обшыты голубым бисером. Висеннее солнце припикает. Они закрыли гласки от тепла. Ящерки слились с ветками и повтарили каждый их изгиб. Налител легкий ветирок. Закачались веточьки кустов. Они все были пакрыты тонкими ящерками. Ящерки не пают, как птицы висной. Но появление их на ветках говарит о весне.
Первые цветы.
Я люблю радной край. Наступает ранняя висна. Солнце льет на землю теплые лучи. Паявились первые висенние цвиты. Есть любители сабирать их в бальшие букеты. Из года в год все меньше цвитов распускает свои пышные галовки.
Наш класс правел беседу со всеми учениками школы. Рибята стали сохранять и обирегать первые цвиты. Многие школьники разбили цветники и клумбы у сваих домов.
Зима.
Стоят суровые марозы. Реки и азера одеты плотным лидяным покровом. Январский лес спит под теплай шубой. В глубокий снег спрятались маленькие ёлочки. Диревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное время кепит в лису жызнь. Слиды рассказывают о ней. Под шыроким кустом начевал заяц. На палянке ныряли в пушыстый снег тетерева. Здесь прашёл величавый лось. У медведицы в январе паявляются крошечьные медвижата.
На вастоке высилась сниговая гара. У её подножия талпились невысокие халмы. Они заросли дримучими мрачьными лесами. На виршинах деревьев диржались длинные поласы бледного тумана. Но края их уже таяли в празрачном воздухе. А на виршине сниговой гары день уже наступил.
Зима.
Зима пакрылась белым снежным кавром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей атправились в зимний лес. Ночью вьюга вынесла все дарожки и трапинки. Мы скальзили на лыжах по лисным палянам. Вокруг стаяли красивые диревья в зимнем убранстве. Стройные бирезы и осины пакрыты пушыстым снегом. С ветки литит на шапки мягкий снижок. Мы подъехали к избужке лисника. Она стаит на опушке бальшой сасновой рощи.
Вдруг выглинуло зимнее сонце. Яркий лучь его освитил стройные диревья.


В лесу
Утренняя заря освитила местность. Яркие звезды на небе стали блиднеть и скоро пагасли. Первый золотой лучь солнца заиграл на виршине магучего дуба. С рики потинул легкий свежий ветирок. Задражали листья на осине. Засверкала на траве серибристая раса. В густой зелени диревьев зазвенели виселые птичьи галоса. Харашо идти по уской лисной трапинке. Длинные тени лижат под нагами. Тешина. Только пестрый дятел стучит на каре белой бирезы.
Снегирь.
Снигирь чуть бальше воробья. С черной шапочькой на галове и серой спинкой.
Снегиря можна наблюдать на опушке леса, в саду, в парке, на бульваре. Снигирь харошо лазает по витвям дерева.
На рябине или клене снигири седят часами. Могут седеть и весь кароткий зимний день. Эти птицы едят симена хвойных и лиственных диревьев.
Висной снегири литят в чащу и устраивают гнезда в густых лапах елей, на ветвях берез и сосен.
Наблюдай за этими интиресными птицами.
В зимнем лесу.
Солнце освитило виршины деревьев. Тихо в зимнем лису. Пушистым снегом пакрыты ветви елей. Тонкие ствалы. Малодых берез прагнулись под тяжестью снега. Вот прастучал дятел. С шырокой еловой ветви упал снежный ком. Тихо шуршат по пушыстому снегу лыжи. Вдруг лисную тишыну нарушили виселые птичьи галоса. Это стайка клистов пранеслась над головой. Удевительно красивы эти птичьки. Словно яркие красные бусы обсыпали они виршину ели . Ловко и быстро добывают клисты симена из тижелых шишек.
В зимнем лесу.
На мерзлую землю лигла зима. Гипкие ствалы над лисными дарогами согнулись кружевными арками. В зимнем лису много звириных и птичьих слидов.
По краю глубокого оврага стаят огромные осины. Давно лигли ярким кавром их трепетные листья. По свежей пороше протинулись ципочки слидов рыжих полевок. В мягких осиновых ствалах устраивают свои дупла дятлы.
Вот над речькой скланилась ива с тонкими длинными ветвями. На снигу видны слиды бабров. Ива вместе с осиной служат им главным зимним кармом. Сережки ивы – любимое висеннее лакомство тетеревов.
Загадки леса.
В лес пришел Новый год. Лисные ребята – звирюшки и птицы - сбигались к елкам за подарками. Елки дарили им вкусные еловые шышки.
Рады лисные ребята, прыгают, скачут, играют в пятнашки. Вкусные симена они съели, а пустые шишки бросили. Насорили и разбижались, разлителись лисные жители.
Пришел лисник и узнал, кто тут насорил. Побывайте и вы на елке в лису. Отгадайте интересные загатки. Кто брасает шишки с чешуйками? Кто втискивает шижки в щелку и носом вытаскивает симена? Кто отгрызает чешуйки?

Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.

ЛИТЕРАТУРА:
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Владос, 2001.
















15