Системно – деятельностный подход при работе над орфографической зоркостью младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»г. Сосногорска
Системно – деятельностный подход при работе над орфографической зоркостью младших школьников
Котенко Надежда Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2»
г. Сосногорска
г.Сосногорск
2016 г.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
Я работаю над темой «Системно – деятельностный подход при работе над орфографической зоркостью младших школьников». Проблема эта очень актуальна, так как начальная школа закладывает основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы орфографические навыки ученика в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программный материал в последующих классах.
Обратиться к этой проблеме меня побудилопрежде всегосохранение орфографических ошибок в работах обучающихся, а также требования ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы по данной теме:
— осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
— при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость.
Работая над этой проблемой, я для себя сделала выводы, что главным в обучении правописанию считается орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Но ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Изучая теорию развивающего обучения, теорию проблемного обучения, учения поэтапного формирования умственных действий, выделила следующие цели и задачи в работе по формированию орфографической зоркости:
Начинать работу надо уже в период обучения грамоте на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ввести понятие «опасное» место, чтобы насторожить детей появления возможной ошибки.
Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
Развивать фонематический слух.
Обучать правильному списыванию текста.
Прививать интерес к чтению.
Интегрировать уроки русского языка и чтения.
Развивать словарный запас детей.
Развивать логическое мышление и аналитико-синтетические способности.
Самостоятельные, проверочные и контрольные работы в моём классе показывают, что знания многих обучающихся по русскому языку поверхностны, формальны.
Существует ряд проблем:
чрезвычайно беден словарный запас школьников;
не развито умение связывать теорию с практикой;
снижен интерес к учебе;
невысокий процент числа обучающихся, обладающих прочными знаниями.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты, обучающие изложения и сочинения.
В целях повышения познавательной активности использую различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр и игр занимательного характера (кроссворды, шарады, ребусы, игры в «путешествия» слов и др.).
Ведущей линией в моей работе является сотрудничество, в основу которого положен «принцип положительного эмоционального фона обучения».
Исходя из этого, мною определены основные принципы педагогической деятельности:
- уровневая дифференциация (принцип индивидуального подхода к каждому ученику с целью его максимального развития);
- организация совместной работы учителя и учащегося (принцип сотрудничества);
- актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных УУД).
Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения различных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух.
Работая много лет в начальной школе, я знаю, что прежде всего необходимо учеников научить слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные звуки, находить ударные и безударные гласные. Необходимо научить детей видеть и узнавать орфограммы в слове, приучить к самоконтролю.
Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Так, уже в период обучения грамоте, требую, чтобы ученики, прежде чем записать слово, сделали его звуковой анализ и, записывая, проговаривали по слогам.
При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или в учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант.
Особенно часто использую на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоения материала. Предложения для комментирования часто придумывают сами дети с опорой на иллюстрацию, на конкретный предмет или на определённую тему. Большое значение придаю словообразовательным упражнениям – составлению гнезд родственных слов.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности. При постоянном ориентировании обучающихся на обнаружение «опасного места» орфографическая зоркость к концу первого года обучения составила 55%.
На всех уроках изучения нового материала, закрепления, повторения, обобщения, мы выполняем тренировочные упражнения на основе алгоритма. Усвоив алгоритм, мы выходим на более высокий уровень работы. Орфографические минутки, включая работу над ошибками, письмо по памяти, работу с деформированным текстом, работу с текстом «Исправь ошибки», выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть изученные орфограммы – вот далеко не полный перечень тех заданий, которые делают орфографическую работу увлекательной и творческой. Следует давать детям трудные случаи написания, сложные литературные тексты для орфографического анализа.
Эффективным средством развития познавательной деятельности на уроке является индивидуальная работа с карточками, работа в парах, в группах. Именно она, на мой взгляд, создает психологический комфорт, особенно для детей со слабой подготовкой.
Также я использую некоторые приемы, как
«Волшебный» квадрат (5×5). Используется для проверки написанного: накладывается на первое слово предложения и постепенно двигается вправо, открывая сначала первый слог, потом второй. Таким образом, ученик легче обнаружит «опасное место», если будет внимательным.
«Жужжащее» чтение (3-5 мин) на уроках чтения, орфографическое проговаривание на уроках русского языка.
Письмо с проговариванием.
Повторение изученных орфограмм в виде ежедневной орфографической зарядки.
Формулировка правил с порой на ключевые слова, но чтобы ребенок умел применить правило, необходимо владение приемами умственной работы. Если ребенок смог «открыть» для себя прием умственной работы, соответствующий правилу или группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако открыть эти приемы самостоятельно могут не все, надо помочь детям. Поэтому предлагаю игру в «составление инструкций» из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно.
Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развивать навыки самоконтроля.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации обучения.
а) Игра «третий лишний»
- Вычеркните лишние слова:
Лес, лестница, лесничий.
Смешной, смешивать, смешать.
б) Игра «Назови ошибку».
- Выделите слова, обозначающие предметы:
Парта, школа, ученик, играет, куклу.
Солнце, море, синее, песок, место.
в) Найди «Опасное место».
- Я называю слово, если в нем есть «опасное» место, дети хлопают в ладоши.
г) Использование жестов.
- Я называет слово. Если в слове безударная гласная «а» - руки в стороны, если «о» - приседают и т.д. (ещё и как физминутка).
На этапе закрепления, тренировки ученики пишут слова с предложенными орфограммами и обосновывают свой выбор.
Упражнения подбираю разнообразные, чтобы они не наскучили детям, и интерес к ним не пропадал, а возрастал. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме:
- использование различных группировок;
- работа в паре с последующей проверкой;
- использование ребусов, кроссвордов, загадок;
- диктанты закрепительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, распределительные, предупредительные, картинные;
- диктант «Проверяю себя». При этой работе необходима доброжелательная обстановка, чтобы ученик чувствовал, что учитель его помощник;
- творческие работы, цель которых расширять словарный запас и развивать связную речь;
- свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты;
- опорные таблицы, памятки. По ходу изучения орфографических тем даю срезовые работы, тесты, диктанты.
Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки учебной работы, активизирует мышление, создает условия для развития интереса. Работу часто дифференцирую по уровням. Для проверки привлекаю консультантов, использую самопроверку, взаимопроверку. При фронтальной работе использую средства обратной связи – «светофоры», «сигнальные карточки».
На итогово – диагностическом этапе проверяю умение правильно писать слова с отработанными орфограммами. Для этого провожу разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов) на 3 – 4 диагностируемые орфограммы, что позволяет сравнивать их усвоение; слова даются вперемешку.
При анализе работы определяю навык письма; слова, в которых были допущены ошибки, включаю в разнообразные упражнения и задания.
Первую страницу тетради оставляю чистой. Вверху крупными буквами пишу: «Запомнить». Сюда учащиеся записывают слова, в которых допускают ошибки. Ребята запоминают их, составляют с ними предложения.
При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, а на полях ставлю палочку, для того чтобы ученик сам ее исправил. Если он затрудняется, то обращается за помощью к соседу по парте, если оба не справляются, зовут к помощи меня или консультанта из сильных учеников.
Заключительным этапом всякой работы является проверка знаний. Различные виды проверочных работ, предупредительные диктанты, диктанты с обоснованием, диктанты с простукиванием.
Это примерная схема контроля, по результатам которого я сужу о формировании навыка грамотного письма.
Важно понимать, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков зависит как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главным из которых являются:
четкое планирование всей работы;
тренировочные упражнения, опирающиеся на слухоартикуляционные, зрительные, рукодвигательные восприятия;
систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
постоянный контроль за усвоением изученных орфограмм.
Такая система работы дает хорошие результаты. Главным достижением, ее оправдывающим, является то, что в 5-м классе уровень грамотности не падает. На итоговом контрольном диктанте ученики показывают хорошие результаты: справляются на «4» и «5» около % обучающихся.
Какие же результаты?
В первом классе после проведенной диагностики, я разделилаобучающихся по отношению курсу русского языка на три группы:
I группа – учащиеся с низким темпом усвоения материала;
II группа – учащиеся со средним темпом усвоения материала;
III группа – учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Итогом работы по формированию орфографической зоркости является то, что дети из первой группы постепенно перешли во вторую, а из второй – в третью:
год
группа 2013–2014 уч. год
1 класс 2014–2015 уч. год
2 класс 2015-2016 уч.год3 кл.(1 полугодие)
I 12 8 6
II 11 13 13
III 4 6 8
Хорошие результаты 55% 70% 78%
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности. При постоянном ориентировании обучающихся на обнаружение «опасного места» орфографическая зоркостьразвивается.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка на начальном этапе является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков.
Библиографическийсписок
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт – Петербург, 2002 г.
Львов М.Р. Перспективы методики правописания в начальных классах. // Начальная школа. – 1989 №8
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990 г.
Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия. // Вопросы психологии. – 1960 г.
Чистякова Л.Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок. // Начальная школа. – 1997 г. №2