Доклад Казачий класс-один из путей эффективности учебно-воспитательного процесса
«Казачий класс – один из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
В 2013 году на базе нашей школы был открыт класс казачьей направленности, в котором духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся строится на основе культурных традиций казачества и православных духовных идеалов. При поддержке станичного казачьего общества в 2014-2015 учебном году был открыт еще один казачий класс. В перспективе планируется создание школы казачьей направленности. Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с федеральным базисным учебным планом по общеобразовательным программам образования.
Повседневная жизнь и деятельность казачьего класса в школе осуществляется в соответствии с требованиями Порядка организации работы казачьего класса в муниципальном общеобразовательном учреждении. Порядок предназначен для поддержания в казачьем классе дисциплины, обеспечивающей выполнение всеми учащимися своих обязанностей, организованное выполнение других задач в повседневной деятельности и сохранение здоровья. Деятельность казачьего класса организуется в соответствии с Порядком при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации, Устава и локальных актов общеобразовательного учреждения. Выполнение требований Порядка развивает у учащихся казачьего класса добросовестность, взаимопонимание, доброжелательность и готовность помочь друг другу, способствует укреплению товарищества и сплочению коллективов.
В соответствии с программой класса казачьей направленности используются следующие формы работы : работа с родителями учащихся; введение регионального компонента на уроках истории, биологии, географии, изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры; занятия клубов «Казачья вольница», «Истоки», «Поиск», организация воспитательной внеурочной работы в классе; участие во всех районных и сельских мероприятиях, связанных с работой казачьего общества. Возможность включать региональный компонент есть у учителя практически на каждом уроке.
Его реализация осуществляется также через факультативные и кружковые занятия. Среди учебных курсов, составляющих школьный компонент учебного плана, можно назвать историю казачества, строевую и огневую подготовку, сборку и разборку автомата, казачий фольклор, уроки нравственности и духовности.
В течение первых двух лет обучения за детьми классов казачьей направленности велось наблюдение. Два раза в год учащиеся диагностировались на выявление уровня школьной мотивации. Использовалась методика М.И. Лукъяновой и Н.В. Калининой «Изучение мотивации учения подростков». Диагностика показала следующие результаты.
Уровень мотивации 5 класс 6 класс
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие
Высокий уровень 36% 38% 40% 45%
Средний уровень 27% 28% 28% 30%
Положительное отношение к школе. 27% 27% 27% 22%
Низкий уровень 10% 7% 5% 3%
Такая организация учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности положительно влияет на мотивацию ребенка к учению.
Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, милосердие, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа.
Формирование человека начинается, как известно, с детства. Именно на этом периоде жизни закладываются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Поэтому учителя школы большое внимание уделяют работе с родителями. С ними проводят консультации педагоги и психолог школы, ведется родительский лекторий, постоянными гостями на родительских собраниях стали представители станичного казачьего общества.
Наши казачата при материальной поддержке станичного казачьего общества в течение учебного года посетили краеведческий музей в г. Ставрополе, краевой казачий центр. Накануне праздника 70-летия Победы была организована незабываемая трехдневная поездка в город-герой Волгоград. Именно казачьи классы лидировали по школе в сборе информации в акции «Бессмертный полк» и приняли самое активное участие в праздновании 70-детия Великой Победы. Общественная жизнь станицы тоже не проходит без участия казачьих классов, будь то праздник, субботники, акции, или другие важные для мероприятия.
Ученица 6 класса казачьей направленности Журенкова Анастасия стала лауреатом 1 степени конкурса исследовательских работ в номинации «Великая Отечественная война» 28 районного слета Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество-2015». При грамотном планировании эти направления помогают решать проблему низкой мотивации к учебе.
Педколлектив школы считает, что главной целью воспитания школьников является не только патриотическое, но и прежде всего интеллектуальное.. Поэтому все программы дополнительного образования в таких классах имеют цель - повысить уровень всесторонних знаний до таких объемов, которые позволят будущему выпускнику нашей школы поступить в ведущие высшие учебные заведения края и страны.
В казачьих классах за прошедший период заметно повысился уровень школьной мотивации. Во время учебного года казачата с удовольствием работали в библиотеке, у них повысился читательский интерес. Успеваемость -100%, качество знаний увеличилось на 7% в 5 классе и на 3% в 6 классе. Анализируя успеваемость учащихся 5 и 6 классов за 2014-2015 учебный год и сравнивая её с годовой оценкой прошлого учебного года, пришли к выводу, что 75% детей учатся стабильно, 20% - повысили успеваемость, 5% - снизили.
Сопоставив результаты среднего суммарного годового балла, следует отметить, что влияние казачьего класса сказывается положительно, так как на переходе из начальной школы в среднее звено теряется процент качества, а дети, которые посещают казачий класс, все же успевают лучше, в сравнении с обычными классами.
Ежегодно проводятся творческие отчеты казачьих классов, где присутствуют родители, представители станичного казачьего войска, учителя и учащиеся школы. Ребята рассказывают о своих достижениях в первую очередь в учебе, демонстрируют уровень физической подготовки, знание культурных традиций казаков. Администрация школы и атаман вручают благодарственные письма родителям и лучшим учащимся казачьих классов.