Место страноведческого материала в изучении иностранного языка
Доклад на тему:
«Краеведение на уроках английского языка»
Подготовила:
Сабутова А.Б.
Червленные-Буруны
2015
Введение.
Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать - воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость.
Лихачев Д.С.
Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.
Цель предмета «Иностранный язык»- формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных стандартам по иностранным языкам и примерной программой.
В курсе широко используются лингвострановедческие материалы, которые дают учащимся возможность лучше познакомиться с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых иностранный язык является родным. Обучение построено на текстах различных типов, жанров и стилей. Это реальные письма детей из стран, изучаемого языка, заметки из школьных газет, подлинные вопросники и анкеты из молодежных изданий, информация из словарей и энциклопедий, биографические очерки, отрывки художественной литературы, рекламы, объявления и т.д. Учебник дает информацию о социокультурном портрете стран, о культурном наследии: литературе, живописи, достопримечательностях, знаменитых людях, их вкладе в мировую культуру, знакомит с проблемами, возникающими у современных детей и подростков в разных сферах жизни, в собственной семье, в школе, и готовит к использованию языка во время воображаемых путешествий.
Это позволяет осознать роль английского языка как средство межкультурного общения и побуждает учащихся пользовать им на доступном уровне. Однако познание культуры страны изучаемого языка является не самоцелью, а лишь поводом для более глубокого понимания и осмысления родной культуры. Доминирование иноязычной культуры в процессе обучения иностранным языкам в средней школе может привести к тому, что учащиеся окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению. Необходимо научить школьников говорить о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства. Страноведение нашей страны в учебниках представлено недостаточно. Краеведческий материал о различных регионах отсутствует полностью, так как невозможно включить материал обо всех субъектах Федерации, не говоря уже о сотнях городов и тысяч сел и деревень. Поэтому опыт работы по данной теме будет интересен и полезен учителям английского языка.
Актуальность использования краеведческого материала
на уроках иностранного языка.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Согласно Стандарту основного общего образования по иностранным языкам учащиеся должны уметь представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения. Учащиеся должны уметь оказать помощь зарубежным друзьям, приехавшим в Россию: встретить, познакомить с родным городом, пригласить в гости в свою школу, семью, обсудить с ними различные проблемы. Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы полюбить свой край, нужно его хорошо знать. Особую актуальность краеведение приобрело в связи с созданием особой экономической зоны на территории Липецкой области, а также переходом от информативного подхода к деятельностному. Данная работа должна помочь школьникам частично овладеть способами исследовательской деятельность, развить познавательную активность самостоятельной деятельности учащихся. У учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.
Только в учебниках и в рабочих тетрадях под редакцией В.П. Кузовлева имеется специальная группа упражнений под рубрикой “In your culture”, которая целенаправленно обучает умению рассказывать на английском языке о родной культуре. Выполняя упражнения под рубрикой “Link List”, учащиеся сопоставляют особенности русского и иностранных языков на нескольких уровнях - языковом, речевом, социокультурном.
Учащиеся лучше и глубже осознают свою культуру, Анализируя и сравнивая, они совместно решают важные общечеловеческие проблемы, ориентированные на усвоение общечеловеческих ценностей. Это вызывает осознание причастности к событиям, происходящим в мире, взаимопонимание, уважительное и терпимое отношение к различиям между людьми, культурами.
Местные материалы увязывают жизнь и быт любого населённого пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины и существенно дополняют содержательную сторону речи.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В учебниках других авторов подобные упражнения практически отсутствуют.
Цели обучения.
социальная адаптация учащихся в условиях быстрого социально-экономического развития региона;
формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.
воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края;
пробуждение интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям;
расширение кругозора учащихся;
формирование умений и навыков ведения поисковой и исследовательской работы в походах, экскурсиях, музеях, архивах;
пробуждение интереса к изучению жизни и природы своего края;
интеграция различных образовательных областей;
развитие умения получать информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в не
·й.
становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;
В результате изучения краеведческого материала учащиеся
Должны знать:
основные этапы развития и события истории области;
личности знаменитых земляков;
достижения культуры;
виды исторических, литературных и природных источников;
виды ландшафтных памятников и памятников природы;
связь региональной культуры с культурой России и мира;
географические и экономические особенности области;
наиболее значимые памятники литературы, фольклора края.
Приобрести умения:
соотносить события отечественной, региональной и мировой истории;
рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры;
объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;
проводить очные и заочные экскурсии по родному краю
Использование регионального компонента позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:
повысить эффективность изучения основного инвариантного содержания предмета;
поднять уровень владения иностранного языка у школьников, опираясь на личностно-ориентированный подход к организации работы учащихся со значимым для них местным материалом.
Типы занятий, методы обучения.
Работа с краеведческим материалом предусматривает разнообразные типы занятий:
самостоятельную работу с книгой и документом
экскурсии;
осмотр памятников истории культуры;
экспедиции по родному краю;
ученические исследования;
проектную деятельность;
работу предметного кружка;
беседы и встречи с интересными людьми;
выступления с сообщениями, докладами на уроках,
научно-практические конференции;
краеведческие исследования природы;
создание видеофильма;
фольклорные праздники;
публикации в СМИ и т.д.
Учитель может использовать современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создать условия для формирования самооценки обучающихся.
Требования к отбору материала.
Предметное содержание включает только те предметы речи, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе. Они могут быть представлены следующим списком.
1. Земля и люди.
Природа. Климат. Население. Города. Районы.
2. История региона.
Основные этапы. Личности. Памятники.
3. Экономика.
Промышленность. Сельское хозяйство. Полезные ископаемые.
4. Социальная сфера.
Экология. Спорт. Отдых. Средства массовой информации.
5. Культура.
Литература. Музеи. Театры. Школы. Вузы.
Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.Надо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов. Учащиеся пользуются учебниками по краеведению, рекламными изданиями, прессой, различными картами: физической, климатической, памятной краеведческой картой Липецкой области, сведениями из дневника липецкого школьника, Интернетом. Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя). Результаты работы могут быть представлены в своём классе, показаны в параллели или в младших классах, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т.д.
Работу над краеведческим материалом можно начинать уже в начальной школе, так как темы обучения повторяются в последующие годы на продвинутом, расширенном уровне.
Заключение.
Местный материал должен стать обязательной частью при изучении иностранного языка.
Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой, так как краеведение многогранно по своему содержанию: в нем сочетаются история, география, природа, этнография, фольклор и др.
Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.
Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у школьников научного мировоззрения, воспитанию нравственности.
Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность
Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни.
Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.
Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний
Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию.
Литература.
1. События и даты. – Липецк, 2003
2. Руднев Л. По следам легенд. – Воронеж, 1978.
3. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР.- Москва, 1980.
4. http://www.kropka.ru
5. http://www.warheroes.ru/ Герои страны.
13PAGE 15
13PAGE 141015