Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Одна и две буквы нн в суффиксах прилагательных»

Урок русского языка в 6 классе
Тема урока «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Цели урока:
1.Обучающая цель: знакомство с правописанием одной и двух букв –н- в суффиксах прилагательных; формирование навыков и закрепление полученных знаний в постановке одной и двух букв –н- в суффиксах прилагательных.
2.Развивающая цель: развитие грамотности, внимания, логического мышления, воображения, памяти, орфографической зоркости
3.Воспитательная цель: воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову.
Основные понятия: имя прилагательное, разряды имен прилагательных, суффиксы имен прилагательных
Методические приемы:
Оборудование: учебник под редакцией Баранова «Русский язык. 6 класс», компьютер (презентация), учебные карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока
Организационный момент, целеполагание
II.Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания
а) Беседа по теоретическому материалу по вопросам:
1.Какие разряды прилагательных вы можете назвать?
2.Расскажите про качественные прилагательные, их особенности. Приведите примеры.
3.Раскажите про относительные прилагательные. Приведите примеры.
4.Расскажите про притяжательные прилагательные. С помощью каких суффиксов они образуются? Приведите примеры.
б)Буквенный диктант
Задание: в прочитанных словосочетаниях нужно определить разряды прилагательных, сделать буквенную запись в тетради.

Гусиная кормушка, золотое кольцо, прекрасный вечер, зимнее небо, свежий снег, заячий характер, деревянная ложка, медвежья берлога, волчий аппетит, железный гвоздь.
III.Изучение нового материала
а)Объяснение учителем нового материала (Слайд №1)
Схема постановки н и нн в суффиксах прилагательных.
б) знакомство со словарными словами по данной теме (Слайд №2), запись слов в словарик.
в) чтение обучающимися правила в учебнике
г)Мини-опрос по теоретическому материалу:
-В каких случаях пишется одна –н- в суффиксах прилагательных?
- Когда пишутся две буквы –нн- в суффиксах прилагательных?
-Назовите прилагательные - исключения, написание которых нужно запомнить.
IV.Закрепление нового материала
1.Комментированное письмо
Задание: записать предложения, найти изучаемую орфограмму, графически выделив ее.

Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях.
Я видел много примет осени.
По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал багровый или лимонный лист осины, березы.
Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.
(К.Паустовский)
2.Буквенный диктант
Торжественный, деревянный, весенний, ослиный, оловянный, песчаный, районный, кожаный, звериный, бетонный, соломенный.
Проверка : (нн,нн,нн,н, нн, н, нн, н, н,нн,нн) (Слайд №3)
3.Работа по карточкам (по вариантам) (Слайд №4)
4. «Замени одним словом»
Прочитанные словосочетания нужно заменить прилагательным с изучаемой орфограммой, графически выделив ее.

Охота, которая ведется с помощью соколов (соколиная), почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная), растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные), цветы не природные, а сделанные наподобие подлинных (искусственные), кукла, сделанная из дерева (деревянная)
5. Запись пословиц и поговорок с изучаемой орфограммой.
Задание: вспомните и запишите пословицы и поговорки , где встречается орфограмма «Одна –н- и две -нн – в суффиксах прилагательных»

1.Муравьиная рать и льва победит.
2.Речь хороша короткая, а веревка длинная.
3.Осиное гнездо не трогай.
4.Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую- люди.

V.Подведение итогов урока.
Фронтальная беседа с обучающимися
Рефлексия
Что удалось и не удалось на уроке?
Что затруднило вас в течение работы на данном уроке?
VI. Оценивание,
выставление оценок
Цель: оценивание работы обучающихся на данном уроке.
VII.Домашнее задание.
Цель: сообщение и разъяснение обучающимся домашнего задания. (новый теоретический материал, выписать из художественной литературы 9-10 предложений с изучаемой орфограммой, графически выделив ее)


15