Технологическая карта урока русского языка в 6 классе Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа»
Технологическая карта
урока русского языка
в 6 классе
Тема: "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Разработала:
учитель русского языка и
литературы
Тимонова З. Е.
.
Обуховка, 2016
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий
Форма урока: урок-поиск
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Цели урока.
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения:
- компьютер,
- проектор,
- учебник,
- раздаточный материал (таблица, алгоритм),
- словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический);
- музыкальные произведения: П. И. Чайковский «Лебединое озеро»;
- репродукции картин М. Врубеля «Лебедь» и «Царевна-Лебедь».
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство
Ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организация начала занятия
Мотивация к учебной деятельности
Языковая разминка (повторение правописания о-е после шипящих в суффиксах прилагательных)
Актуализация знаний обучающихся по данной теме и фиксация затруднений в деятельности
I этап
Постановка учебной проблемы
II этап
Поиск решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог:
III этап
Решение проблемы
(«Открытие нового
знания»)
IV этап
Воспроизведение нового знания
Формирование умений. Составление алгоритма.
Физкультминутка
Организация деятельности по применению новых знаний.
Первичное закрепление новых знаний и способов действий
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности
Задание на дом
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;
личностные:
самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.
регулятивные:
целеполагание
познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;
познавательные: применение методов информационного поиска
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
познавательные: структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных способов решения задач,
логические: анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;
познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи;
коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,
логические: выведение следствий,
коммуникативные:
владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,
личностные: самоопределение,
регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.
Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;
логические: анализ истинности утверждений,
регулятивные: оценка результатов работы.
Слайд 1 - на перемене (Зима +музыка)
Включение детей в деятельность.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Оставьте две строки для записи темы урока, которую мы зафиксируем чуть позже
Учитель:
Урок мне хочется начать с лингвистической загадки.
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
-Что это?
(Ответы детей – суффикс)
-Напомните, какие орфограмму мы рассматривали на предыдущем уроке? (правописание гласных 0-Е после шипящих суффиксах прилагательных). Только ли в прилагательных мы работаем с выбором гласной о-е? (Нет, еще и в существительных). В каких еще морфемах возможен подобный выбор? (в корне и окончании)
- Откройте грамматические тетради, найдите составленную нами таблицу,
расскажите о правописании гласных о-е в разных морфемах.
- Предлагаю выполнить следующее задание – написать творческий диктант. (1 обучающийся работает у доски), 2 человека – по карточкам, остальные – в тетрадях.
Творческий орфографический диктант
Преобразуйте данные словосочетания в словосочетания, соответствующие схеме: «прил. + сущ.»:
сумка из холста*** (холщовая сумка),
платье из парчи*** (парчовое платье),
компот из груш (грУшевый компот) - -братите внимание на правильное произношение слова ГРУ’ШЕВЫЙ. От ударения зависит выбор гласной в суффиксе прилагательного ---
обувь из замши*** (замшевая обувь),
пуля из свинца (свинцовая пуля)
- Каково лексическое значение слов ХОЛСТ, ПАРЧА, ЗАМША?
-
Работа с текстом.
1) Прочитайте название текста. (Слайд 1 – название «Серебряная сказка»)
Определите по названию тему текста.
2) О чем пойдет речь в тексте? Я вам помогу (чтение учителем стихотворений, подсказывающих тему текста)
***
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,И иней на снегу сверкает.
***
Ты посмотри – какая красота!
Вечерний снег мелькает еле-еле.
Поляна лунным светом залита
Вокруг немой заиндевелой ели.
(Ответы учащихся - Зима)
3) Выразительно прочитаем текст «Серебряная сказка» вслух, подумаем над идеей текста. (Слайд 1 – музыка)
4)Какова основная мысль?
6)К какому стилю и типу речи мы отнесем этот текст? 7)Какие языковые средства присутствуют в нем?
- Обратите внимание, что в тексте много прилагательных с одной и двумя Н в суффиксах. Давайте выпишем те слова из текста, которые подчеркнуты .
лунный – луна
звериный – зверь
стеклянные – стекло
серебряный – серебро
утренний - утро
Внимательно посмотрите на данные слова. Произнесите их вслух. Какой частью речи они являются? Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно? От каких слов образованы? К какой части речи отнесете исходные слова?
(Слайд 2 - слова) + доска
Сформулируйте тему нашего занятия? Запишите тему в тетради. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.
Познакомиться с правилом,
2) учиться... .
Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?
(Побуждение к выдвижению гипотез).
- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма?
( в суффиксе) (подсказка к решающей гипотизе 1)
- От каких частей речи образованы прилагательные?
(от существительных)
- С помощью каких суффиксов? ( –н-,-ин -, -янн-, -ян-, -енн-)
- Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы?
Обратимся к таблице.
(Слайд 3)
Сначала поработаем со словами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н.
Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?
Какое слово является исключением из этого правила?
Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II. Обобщение второй части таблицы.
Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса.
А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.
А теперь внимательно читаем правило в учебнике
( & 64 стр. 29), обратим внимание на теоретические сведения на стр. 31, слова в рамке.
А все ли слова подчиняются данному правилу? Обратите внимание на доску (на листке – слова, в которых пишется одна Н ). Запомните эти слова, запишите их в тетрадь.
Ребята, что такое алгоритм? Как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий. (Слайд 4)
I. 1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз.
Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
II. 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
(Слайд 5)
1. Коллективная работа.
Устно объяснить правописание слов:
Комиссионный - комиссия+онн-
Клюквенный клюква+енн
Лебединый лебедь+ин
Стеклянный стекло+янн
Телефонный телефон+н
Государственный государство+енн
Травяной трава+ян
2. От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:
государство - ,
экскурсия - ;
туман -
дерево - ;
революция - ;
кожа - ;
серебро - ;
лебедь -
- Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»? Обратимся к толковому словарю. (Ученик зачитывает толкование слова)
1)лебедь - большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной,
красиво изогнутой шеей
Пример: Белый лебедь
В фольклоре бытует слово Лебедь как ласкательное прозвище молодой пригожей женщины. ( 2) нар.-поэт. Употр. как ласковое обращение к девушке, женщине.)
Может быть, А. С. Пушкин выбрал это имя для своей царевны за её дивную красоту?
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет
А. С. Пушкин
Лебедь, лебединая песня, лебединая верностьЧудесная сила слов ЛЕБЕДЬ, ЛЕБЕДИНАЯ не раз вдохновляла поэтов, художников,
(Слайд 6 – а, б, г) композиторов на создание прекрасных произведений. (Слайд 6 – музыка). Вы слышите божественную музыку из балета П. И. Чайковского «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», перед вами репродукции картин
Михаила Александровича. Врубеля «ЛЕБЕДЬ» и «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ».
3. Графический диктант. (Слайд 7) Правильно вставьте нужную букву
Оловя..ый, дровя..ой, муравьи..ый, торжестве..ый, даль тума..а, ю..ый, ветре..ый, стари..ый, песча..ый, дивизио..ый.
Сверьтесь с эталоном
(Слайд 8)
4. Напоминаю вам, что правило выбора Н и НН распространяется как на полные, так и на краткие формы прилагательных.
Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных, запишите их вместе с существительными.
длинный – шнурок длинен, дорога длинна, слово длИнно;
румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно;
единый – коллектив един, Россия едина, общество едино.
- Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме). Сверьтесь с эталоном.
(Слайд 9)
- Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ (розовощекий, краснощекий), антонимы (бледнолицый, бледный)
Составьте словосочетания «прил. +сущ.»:
(Слайд 10)
величество (природа), былина (размах), стекло (фигурка), барабан (дробь),
ветер (день), шерсть (шарф), станция (смотритель)
Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника.
Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?
Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?
От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?
Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?
Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения (Слайд 11):
Я узнал
Мне понравилось
Я открыл для себя
Было интересно
I.& 64, упр 367
II. Предлагаю выбрать любой вариант творческого домашнего задания:
1) подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);
2) написать сочинение-миниатюру «Зимушка-зима», используя в нем прилагательные с н и нн в суффиксах.
Включение в работу, самоопределение
Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.
Обучающиеся работают у доски, самостоятельно.
Орфоэпическая характеристика во время образования слова
Обращение к толковому словарю во время работы
Читает один ученик
Рассуждения учащихся
Работа со словами.
Выдвижение гипотез, поиск верного пути решения проблемы.
Самостоятельная работа в парах.
.
Подтверждение с помощью правила
Работа с алгоритмом, комментарии.
Комплекс упражнений, рекомендуемый СанПиН.
I.ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
II. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Устная работа со словами.
Работа со словами, расширение кругозора через обращение к музыке и изобразительному творчеству.
Прослушивание отрывка из балета, приобщение к миру искусства.
Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных. Лексическая работа.
Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.
Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.
Восстановление учебной мотивации.