Конспект урока русского языка в 6 классе Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Творческая работа о деревянном зодчестве («Кижи»)

МБОУ «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа № 2»




Урок русского
языка
в 6 классе

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (закрепление).
Творческая работа о деревянном зодчестве («Кижи»)






Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Фатеева Светлана Алексеевна.






р.п. Мухтолово




Цель: закрепление знаний условия выбора одной и двух н в суффиксах прилагательных.

Задачи: 1) закрепить умение находить и графически обозначать
орфограмму
«Одна и две н в суффиксах прилагательных»;
2) совершенствовать умения учащихся работать с готовым текстом
и составлять текст на заданную тему самостоятельно;
3) воспитывать любовь и уважение к памятникам русской культуры
и старины.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением памятников деревянного зодчества.
Толковые словари С.И.Ожегова.
Сигнальные карточки.
Запись музыки.
Тексты для индивидуально-групповой работы.

Эпиграф:
Красы небывалой виденье
Вс. Рождественский

Кижи – завещание потомкам,
наказ любить свою страну.
Е.И.Осетров

Здесь медленны реки,
Туманны озёра, и всё
Ускользает от беглого взора,
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Н.Рыленков







План урока (основные этапы урока с хронометражем):

I. Оргмомент – 2 мин.
II. Слово учителя – 2 мин.
III. Творческая работа (закрепление изученного) – 32 мин.
Анализ текстов – 8 мин.
Дифференцированные задания по группам и их проверка – 15 мин.
Выполнение упражнения по сигнальным карточкам – 5 мин.
Упражнение по стилистике – 4 мин.
IV. Подведение итогов урока. Выводы. – 2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.


Ход урока:

Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим урок, посвящённый теме «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных». Это урок-закрепление знаний и умений, которые вы получили на предыдущих уроках. Проведём мы наш урок в форме творческой работы о деревянном зодчестве (Запись числа и темы урока).
Цель урока: закрепление знаний условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных, а также воспитание любви и уважения к русской культуре и старине.
Обратите внимание на слова русских писателей и поэтов, которые мы взяли в качестве эпиграфов к нашему уроку (Чтение эпиграфов, записанных на доске).

Слово учителя. Рассказ о Кижах.

– Есть на Русском Севере очень красивое место – Онежское озеро. На нём 1650 островов. Но самое сказочное и прекрасное место там – это Кижи. Что же такое Кижи? Это многоглавые церкви с колокольней, созданные из дерева: Преображенский собор и Покровская церковь. Множество куполов покрыто резными пластинками из осины, которые, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Что же за великие мастера создали эту сказку из дерева?
По преданию, Преображенская церковь построена в 1714 году как дань воинам Петра Великого, побеждавшим шведов. Когда храм был возведён, мастер, по имени Нестер, поцеловал свой топор и бросил его в озеро со словами: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет.»
Действительно, прекрасные сооружения. Многие поэты и писатели в своих произведениях восхищались этой деревянной сказкой, создавая поэтические шедевры. Сегодня и мы с вами попробуем не только прикоснуться к прекрасному, но и сами опишем и деревянное кружево церквей, и талант мастеров. Конечно, в создании ярких, образных картин нам помогут имена прилагательные, без которых любой текст беден и однообразен.

Творческая работа. Выполнение заданий на закрепление изученной орфограммы.

Работа с текстами.
«Исследование» текста. Индивидуальная работа у доски.
На доске записан текст стихотворения Всеволода Рождественского «Кижи». Для подготовительной работы один учащийся выходит к доске и выполняет задание: найти имена прилагательные, обозначить в них пропущенные орфограммы, подчеркнуть прилагательные как члены предложения:

Онего сердито, и волны свежи,
Но солнце из сини туманной
Прорвалось – и встали в сияньи Кижи
Узором резьбы деревянной.
На острове плоском, где дышат сквозь сон
Лишь травы одни да каменья,
Как сказка возникло из давних времён
Красы небывалой виденье

Класс в это время прослушивает текст Г.Островского «Русь деревянная»:
Русь деревянная Деревянная? Но почему же? Каменная, кирпичная, крупноблочная, железобетонная, стальная, стеклянная Наш рассказ о русской старинной архитектуре, о её памятниках, о драгоценном наследии и о необыкновенных зодчих.
– Давайте найдём в толковом словаре лексическое значение слова зодчий и зодчество.
Зодчество – то же, что архитектура. Древнерусское деревянное зочество.
Архитектура – искусство проектирования и строения зданий.

– Сейчас вы ещё раз послушаете текст и выпишете в тетрадь имена прилагательные с орфограммой «Одна и две н в суффиксах прилагательных».
(Учащиеся выписывают, а затем объясняют орфограмму).

– Сейчас мы выразительно прочитаем текст, записанный на доске.
Ответьте на следующие вопросы:
О чём текст? Какую картину рисует поэт?
Что такое узор? Почему деревянная резьба – узор?
(Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.)

Учащийся, работавший у доски, называет прилагательные, определяет, какими членами предложения они являются.
– Почему в прилагательных туманной и деревянной две н ?

2. Дифференцированные задания по группам.

I и II группы: «Словесное рисование». Написать сочинение-миниатюру «Первый раз в Кижах». (Проверяется умение составлять текст на заданную тему).
В своей работе используйте слова и словосочетания, написанные на доске: (Туманная синь; широкий простор; бесконечная равнина Онежского озера; узор деревянной резьбы; как песня; как сказка; благоговеть перед сказочной красотой; не драгоценный металл, а деревянная «чешуя»; купол церкви; необыкновенное чудо; старинные мастера).

III группа: Переписать текст о Кижах, вставить пропущенные буквы, обозначить и объяснить орфограммы, подчеркнуть имена прилагательные как члены предложения. (У каждого текст отпечатан на листочках).

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды. Кижи – это величествеая поступь петровских воинов. Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.
(Звучит негромкая мелодия).

Проверка выполнения заданий по группам.
– Чей текст получился самым интересным?
– Какова роль прилагательных в данных текстах?
– Что произошло бы с текстом, если бы мы убрали из него все прилагательные?

Выполнение упражнения по сигнальным карточкам.
(У каждого ученика разноцветные карточки с одной и двумя Н. По мере чтения учителем словосочетаний дети поднимают соответствующую карточку. Затем даётся объяснение):
бесценные памятники
багряная заря
каменная стена
ветреный день
истинная красота
реки медленны
песчаный берег
художественное произведение
традиционный взгляд
огненное зарево
торжественное представление
озёра туманны

Упражнение по стилистике.
– Определите смысл словосочетаний (прямое и переносное значение прилагательных):
Деревянная изба, деревянное лицо, туманное утро, туманный взор, туманный разговор, стеклянный звон, стеклянные шары.

IV. Подведение итогов урока. Выводы.

– Итак, давайте подведём итоги урока. Чего мы достигли сегодня?
( Закрепили изученную орфограмму «Одна и две н в суффиксах прилагательных; провели творческую работу с текстом; познакомились с народным деревянным зодчеством на примере Кижей).
– Сегодняшняя работа является ещё и подготовительной к контрольному сочинению о народных промыслах, старинных мастерах.
(Выставление оценок за урок).

Домашнее задание:
Повторить параграф 56; выполнить задание по группам:
1 и 2 группы – описание народной игрушки по упр. 326,
3 группа – выполнение упр. 324 (обозначить орфограммы).






















Дидактический материал





















НН НН

НН НН

НН НН

НН НН

НН НН

НН НН

НН НН

НН НН









Н Н

Н Н

Н Н

Н Н
Н Н

Н Н

Н Н

Н Н





Деревянная сказка

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды.
Кижи – это величествеая поступь петровских воинов.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.



Деревянная сказка

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды.
Кижи – это величествеая поступь петровских воинов.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.

Деревянная сказка

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды.
Кижи – это величествеая поступь петровских воинов.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.

Деревянная сказка

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды.
Кижи – это величествеая поступь петровских воинов.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.



Деревянная сказка

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды.
Кижи – это величествеая поступь петровских воинов.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.

Деревянная сказка

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды.
Кижи – это величествеая поступь петровских воинов.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.


Деревянная сказка

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды.
Кижи – это величествеая поступь петровских воинов.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.



Деревянная сказка

Я видел Кижи ночью, с бесчислеым количеством звёзд, видел Кижи, залитые солнцем, и всегда я обращал на них свои восторжеые взгляды.
Кижи – это величествеая поступь петровских воинов.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художествеое прошлое.









13PAGE 15


13PAGE 14815




15