Методическая разработка урока русского языка языка на тему Одна и две буквы -Н- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных


Методическая разработка урока
Тема: "-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных".
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.
Цели урока: познакомить учащихся с правилом написания -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных; сформировать умение верно определять условия, регулирующие выбор -Н- или -НН- в суффиксах прилагательных, умение видеть исключения; развивать умение применять орфограмму на практике; способствовать нравственному воспитанию, используя материал пословиц.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: учебник, карточки с текстом, фразеологический словарь.
Ход урока
I. Мобилизующий момент
На доске написаны пословицы:
Исти...ый дру... позн...ет...ся в беде.
Июн...ские ночи вор...бьи...ого носа к...роче.
Наря... с...кол...ый, а похо...ка в...ронья.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, вспомнив известные вам орфограммы.
Сгруппируйте слова по орфограммам.
II. Формулирование темы и цели урока
Написание каких слов вызывает затруднение?
Какие буквы могут быть на месте пропуска?
Определите, к какой части речи относятся данные слова.
В какой морфеме находится орфограмма?
Сформулируйте самостоятельно тему урока.
Одна и две буквы -Н- в суффиксах прилагательных
Сформулируйте цели урока – учащиеся формулируют цели урока.
Цели урока: познакомиться с правилом написания одной и двух букв -Н- в суффиксах прилагательных, учиться применять правило и грамотно писать слова на данную орфограмму.
III. Изучение нового материала
На доске запись:
гусь + ин
серебро + янкожа + ан
Сформулируйте задание к данной записи (образовать новые слова с помощью указанных суффиксов).
Задание учащиеся выполняют коллективно и записывают образованные прилагательные: гусиный, серебряный, кожаный.
Учащиеся работают со следующей группой слов:
редакция + оннутро + еннтелефон + н
От какой части речи образованы полученные прилагательные?
Сделайте выводы о том, в каких случаях в прилагательных, образованных от существительных, пишется -Н-, а в каких -НН-?
Учитель читает стихотворение.
Хоть мы умны не по годам, не все нам ясно и понятно,
А сколько -Н- писать в -АН-(-ЯН-), нас мучит всех невероятно,
Как ни верти, как ни мудри, но с этим суффиксом при встрече
Всегда внимательно смотри, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в ученых книжках:
Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно, и больше никаких излишек.
Румяный Дед Мороз взмахнет серебряною рукавицей -
Здесь -Н- одно лишь подойдет, а два тут вовсе не годится.
А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
Учащиеся "переводят" стихотворение на научный язык и делают вывод об исключениях из правила.
На закрытой части доски написана пословица: ветреного человека и в тихую погоду узнать можно.
Учитель просит учащихся объяснить смысл пословицы и найти в ней еще одно слово-исключение из правила.
Обобщите наши рассуждения и сформулируйте правило о написании
-Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных. Познакомьтесь с правилом по учебнику, сравните его со сделанными вами выводами.
Вернемся к пословицам, которые мы записывали в начале урока. Применяя новое правило, вставьте пропущенные буквы в оставшиеся прилагательные, объясните их написание.
IV. Закрепление изученного материала.
Упражнение 1 (на карточках)
Друг - це...ый клад, (не) другу никто не рад.
Г...лосок соловь...ый, да к...готок ястреб...ый.
Ч...ловек с к...ротким умом обзаводи...ся дли...ым языком.
Осе...ий дождь мелко сеет...ся, да долго тянет...ся.
Учащиеся формулируют задание к упражнению:
Прочитать пословицы. Объяснить их смысл.
Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.
Дети выполняют задание и вместе с учителем проверяют его. Повторяют правило правописания –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных.
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Упражнение 2 (на карточках)
1. В старину для защиты от врагов вокруг городов возводили стены. Особенно надежными были стены из камня: они укрывали от вражьих стрел и позволяли выдержать длительную осаду.
Со временем выражение "как за каме...ой стеной" приобрело более широкий смысл: …
2. В романе испанского писателя Мигеля де Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" рассказывается о том, как бедный и благородный испанский дворянин стал странствующим рыцарем и отправился на поиски приключений.
В этом путешествии Дон Кихот постоянно попадал из одного нелепого положения в другое. Однажды, приняв за злых великанов ветр...ые мельницы, он бросился на них с копьем. Фраза "сражаться с ветр...ыми мельницами" стала крылатой: она означает ...
3. Вавилонскому царю Навуходоносору приснился огромный идол - колосс с головой из золота, коленями из серебра и железа, а ногами из глины. Внезапно скатившийся с горы камень ударил колосса по глиняным ногам, он рухнул и рассыпался. Выражение "колосс на глин...ых ногах" стало символом ...
Справка (дается тем детям, которые не могут самостоятельно справиться с заданием):
1. всего внешне величественного и грозного, а внутренне слабого;
2. быть под надежной защитой;
3. расходовать силы на борьбу с воображаемым противником.
Сформулируйте задание к упражнению (закончить предложения, вставить -Н- или -НН- в прилагательных).
Упражнение 3
В них мудрость народа жизн...ый опыт многих поколений.
Пословицы и пог...ворки бе...це...ое наследие нашего народа.
В народе г...ворят стари...ая пословица всем делам помо...ница.
Художеств...ое совершенство пословиц обеспечило им вечную жизнь в нашей реч...
1. [Ο и Ο - ˗˗˗˗˗˗].
2. [Ο, Ο].
3.[ - == ].
4. А: "П".
Продолжим разговор о написании -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных, и о ценности народных изречений. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению (надо написать предложения в соответствии со схемами, вставить пропущенные буквы и знаки препинания).
Ученики выполняют задание сначала коллективно, затем индивидуально. Вместе с учителем проверяют его.
V. Итог урока.
С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
Расскажите правило о написании -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
Учитель дает домашнее задание. Самооценка, взаимооценка учащихся. Учитель оценивает работу детей на уроке.