План-конспект урока по русскому языку: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»


СТРСОШ имени А. С. Пушкина
Урок русского языка
7 класс
«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Учитель
русского языка
и литературы
Гаспарова С.А.
г. Ашхабад, 2016 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: Гаспарова Светлана Анатольевна
Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (на материале произведений А. С. Пушкина).
Дата проведения: 10 ноября 2016 год
Тип урока: урок закрепления изученного материала (2 урок по теме).
Вид урока: традиционный.
Технология: ИКТ, на диалоговой основе, элементы игры.
Планируемые результаты.
Предметные: совершенствовать навык правописания Н или НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Метапредметные: развивать способность определять цели и способы их достижения, оценивать полученный результат; развивать нормы речевого общения; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их.
Интеграция: русский язык, литература, история
Оборудование: презентация, раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор,
перфокарты, сигнальные карточки, именные фишки красного, желтого, зелёного цветов
Цели и задачи урока Образовательные:
формировать навыки правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных;
формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия; 
формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;
закрепить приобретённые при изучении темы знания, умения и навыки;
расширить лексический запас учащихся;
закрепить и систематизировать знания обучающихся о причастии на основе использования пушкинских произведений
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, творческую и познавательную активность учащихся;
развивать память, внимание, быстроту реакции, культуру речи;
развивать творческие способности ребят;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать в группах;
развивать умение работать с текстом.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества личности учащихся, бережное отношение к русскому языку ;создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать культуру речи, речевого этикета;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Формируемые УУД Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия Страдательные причастия прошедшего времени, суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, суффиксы имён прилагательных, исключения из правила.
Организация пространства Индивидуальная работа, групповая работа, работа в паре, самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Приветствие:
Да будут ясны ваши дни,
Как милый взор ваш ныне ясен!
Меж лучших жребиев Земли
Да будет жребий ваш прекрасен!
2.Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
Добро пожаловать на урок. Сегодня, ребята, мы с вами окунемся в мире поэзии и прозы А. С. Пушкина. На материале его стихов и прозаических строк мы повторим и закрепим правописание н-нн в страдательных причастиях и прилагательных.
В нашем классе присутствуют гости. Давайте поприветствуем их своими улыбками. А теперь улыбнитесь друг другу, подарив чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Поддержим друг друга перед началом нашей работы.
а)Учитель обращает внимание учеников на эпиграф к уроку: продолжая разговор о причастии, невозможно не вспомнить слова самого Александра Сергеевича Пушкина:
Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом.
А. С. Пушкин
 -Как вы понимаете слова А. С. Пушкина?
б).Проверка домашнего задания
-упражнение117 стр 57
в). Поэтическая минутка . Объяснительный диктант
Учитель:
Как мимолетное виденье,
Он промелькнул.
И вот - он прах.
Но стало вечностью мгновенье,
Запёчатлённое в словах
Задание: Я предлагаю вам, ребята, вспомнить стихи Пушкина по данным строчкам. Назовите и запишите причастие, которое вы встретите в данном отрывке. Объясните его правописание.
Примеры:
1) И лес, неведомый лучам
В тумане спрята(н,нн)ого солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу… («Медный всадник»)
2) Сильвио получал письма, адресованные в наш полк…( есть суффиксы - ОВА, - ЕВА -) («Выстрел»)
3) Мазепа, в думу погружённый, Взирал на битву (есть приставка, есть зависимое слово) («Полтава»)
4) Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду…(от бесприставочных глаголов совершенного вида) («Предчувствие» )5) «Кабы я была царица, - говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».( от глагола несовершенного вида)(«Сказка о царе Салтане»)
6) Шум и песни под шатрами, И огни разложены (в кратких причастиях) («Цыгане»)
7) ИСКЛЮЧЕНИЯ ( кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный)
а)И желанная страна Вот уж издали видна. («Сказка о царе Салтане»)
б) Под небом Грузии священной
Тебя узнал. ( «Гречанка»)
в) Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей… («Руслан и Людмила»)
г)Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
8.Сижу за решёткой в темнице сырой .Вскормлё( н, нн) ый) в неволе орел молодой.. («Узник»)
9.Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруже( н,нн)ый,
Выходит Петр. Его глаза («Полтава»)
Сияют. Лик его ужасен
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как божия гроза.
10.Веселым трескомТрещит затопле(н, нн)ая печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь? («Зимнее утро»)
11.Что же ты, моя старушка,Приумолкла у окна?Или бури завываньемТы, мой друг, утомле(н,нн)а,Или дремлешь под жужжаньемСвоего веретена? («Зимний вечер»)
12. И медлят поминутно спицыВ твоих наморще(н,нн)ых руках.
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках. («Няне»)
13. Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.Они сегодня над рекойВ шатрах изодра(н,нн)ых ночуют. («Цыгане»)
14) Теперь отдыхай. Уж не ступит ногаВ твоё позлащё(н,нн)ое стремя
Прощай, утешайся, да помни меня,
Вы, отроки – други, возьмите коня… («Песнь о вещем Олеге»)
15. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уедине(н,нн)ый,
Печальным снегом занесё(н,нн)ый,
Твой колокольчик огласил. («И.И. Пущину»)
Слово учителя. Мы не случайно начали урок с поэтичной «пушкинской минутки». Очень хотелось, чтобы из ваших уст вновь прозвучало пушкинское «мгновенье, запечатленное в словах», чтобы вы ещё раз почувствовали эту живительную силу пушкинского стиха. И, думаю, не сложно было заметить, что в каждом отрывке присутствовали причастия, так как урок наш посвящен правописанию суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.
Вывод (Работа с таблицей-схемой) :-По каким признакам различаются причастие и отглагольное прилагательное? ( прилагательные отличаются от причастия тем, что обозначают признак не временной, образуется от глаголов несовершенного вида без приставки, нет зависимого слова)
-Сколько Н пишется в суффиксе отглагольного прилагательного? (-н-)
- Сколько Н пишется в суффиксе причастия?(-нн-)
-Что необходимо учитывать при написании данной орфограммы?
(Обратить внимание учащихся на форму слова и на исключения)
АЛГОРИТМ
ПАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Посмотри, от какого глагола образовано причастие?
СОВ.вид-----НН
НЕСОВ.вид—Н ( решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
НН Н
/
даННый обещаННый назваНый (брат)
делаННый чваННый посажёНый (отец)
желаННый штукатуреННый кончеНыймедлеННый считаННый придаНое (невесты)
чекаННый жемаННыйсвящеННый ….
Посмотри, есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-
ДА-------НН (балОВАННый, асфальтИРОваННый)
Искл. Кованый, жёваный ( Н входит в состав корня)
Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-
ДА-------НН ( РАЗжёваННый, !-неПРОжёваННый)
НЕТ-----Н, если это не слова: невидаННый, неслыхаННый,
неждаННый, негадаННый,
неожидаННый, нечаяННыйПриставки нет, а есть ли зависимое слово?

* ( в чём?) * (кем?)
ДА-------НН ( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )
ВОСПОЛЬЗУЙСЯ: жареНые (несов.в.) грибы- зажареННые ( сов.в., есть приставка) грибы- жареННые в сметане грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в сметане)
Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных
366776020383500161036020383500 Н или НН?
В суффиксах –ИН-, -АН-, -ЯН-. 1. В суффиксах –ОНН-, -ЕНН-.
Исключение: стеклянный Исключение: ветреный.
оловянный 2. Сущ. на –Н + суффикс -Н-
деревянный Запомни! Н входит в корень
павлиНий, зелёНый, сиНий,
свиНой, багряНый, юНый,
румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНийПравописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
366776020383500161036020383500Н или НН?
481076015367000481076015367000458216015367000
1.Если нет приставки ( кроме не,
она роли не играет) 1. Если есть приставка, кроме НЕ (зажаренный)
2. Если нет зависимых слов. 2. Если есть зависимые слова (жаренное в масле)
3. Если слово образовано 3. Если слово образовано
от глагола несов.в ( жареный) от глагола сов.вИсключение: данный, желанный, 4. Есть – ова-, -ева-, -ирова- ( слово оканчивается на
священный, невиданный и др. –ованный, -еванный; асфальтированный, маринованный)
3.Закрепление правила правописания –Н-, -НН- в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных
1)Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Определите, какой частью речи являются слова с пропущенными орфограммами.
Около искрившихся снежных сугробов там и сям темными пятнами выступили |насквозь пропитанные дымом| убогие избушки.
Погода утихла, тучи разошлись, равнина лежала,| устланная волнистым ковром|.
Лес вырублен. Редкий кустарник подчеркивал ветхость домов.
( см презентацию)
2)Теперь поработаем самостоятельно с перфокартами, а проверять ваши знания будет ваш сосед по парте.
Предлагается два варианта заданий. Один ученик работает за компьютером. Потом один идет его проверять и комментирует написанное, а ребята проверяют вариант соседа по парте.
Вариант 1
рассказа
лома
безветре сгуще непрочита незва газирова гуси
взволнова соловьи
слома
варе сваре румя утрамбова льви песчаые истории
ая линия
ый день
ое молоко
ая книга
ый гость
ая вода
ое перо
ый голос
ые трели
ый стул
ое в кастрюле мясо
ый суп
ое яблоко
ая площадка
ая доля
ый берег

Вариант 2
стари
масле нехоже шинкова фарширова маринова зеле жаре
жаре
обезжире кипячепосыпа украше пассирова рубле реза
сваре ая картина
ый блин
ые тропы
ая капуста
ая курица
ый лук
ый горошек
ая морковь
ая в топлёном молоке
ое молоко
ая вода
ое мукой
ое вишней
ый лук
ая петрушка
ый кубиками картофель
ый быстро
Вывод: Итак, прилагательные, образованные от глаголов без приставок имеют в суффиксе одну букву –Н-.
Не влияет на написание и приставка не-, если же форма образована от глагола совершенного вида- это причастие
4.Веселый калейдоскоп «Пушкинские сказки»
УЧИТЕЛЬ:  Маргарита Иосифовна Алигер писала:
Я думаю про русское дитя:
Оно согрето материнской лаской,
В дар получает, словно бы шутя,
Мир, одаренный пушкинскою сказкой
Ученик, читающий произведения А. С. Пушкина, получает наслаждение и вдохновение на « чувства добрые» и «высокое деяние».
вдохновение – творческий подъем; прилив творческих сил
деяние – действие, поступок.
Желаю, ребята, и вам получить такое вдохновение на нашем уроке сегодня.
Сказки А. С. Пушкина - это целый мир, который открывается каждому человеку с детства. Они пленяют нас своей напевностью, легкостью. Они звучат, как музыка. В них и народная мудрость, и доброта, и жизнелюбие. И мы сегодня тоже еще раз обращаемся к пушкинской сказке.
5.Графический диктант
 ЗАДАНИЕ: Дать ответы и определить, в скольких предложениях нет причастного оборота
1) Кличка персонажа, связанного с продолжением жизни. (Кощей Бессмертный)
2) Вид водного транспорта, подобранного для жены и сына царя Салтана. (бочка)3) Повседневная обувь старика - горемыки, жившего у синего моря. (лапти)
4) Женщина, которая никогда не бывает хорошей и доброй. (мачеха)
5) Экологически нечистый продукт, погрузивший героиню в глубокий сон. (яблоко)6) Пушкинский чемпион по бегу на длинные дистанции. (заяц)
7 )Флюгер, реагирующий на направление врагов, а не ветра. (петушок)
8) Герой сказки А.С. Пушкина, который мог бы заменить самолет аэрофлота. (Черномор)
Ответ: в трех предложениях: 4, 6,8.
6.Подведение итогов
Ну что ж, ребята, наш урок плавно подходит к концу. Мы окунулись в мир поэзии Пушкина, повторили и закрепили правописание н-нн в страдательных причастиях и прилагательных.
Было бы замечательно, если бы вы оставили свои отзывы
Выскажи свои впечатления от сегодняшнего урока, используя начала предложений:
Сегодня на уроке я повторил
- Я сегодня узнал…
- Я научился…
- Я разобрался…
- Я понял…
- Мне было сложно…
- Я справился…
- У меня вызвало затруднение….
Оценивание.
- Вы все большие молодцы! Сегодня на уроке все работали очень активно, плодотворно, особенно отличились…..
Слайд :- Оцените по шкале цвета с помощью карточек свое настроение и работу на сегодняшнем уроке
( зеленый цвет – мне все понятножелтый цвет – у меня остались вопросы
красный цвет – я все еще не могу разобраться в этой теме
цветные карточки поднять вверх)
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы закончили изучения очень важной темы «Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных». Большую помощь в изучении и закреплении материала нам оказало творчество А. С. Пушкина. Думаю, и в дальнейшем мы ещё не раз будем обращаться к Пушкинскому наследию, и ещё не раз на уроках русского языка прозвучит чарующая музыка пушкинского слова.
УЧИТЕЛЬ:
Текут года. Звенят негромко реки,
Рассветы зажигают петухи.
Но неподвластны времени вовеки
Его бессмертные стихи.
Нас делая добрее и красивей,
Шуршат страницы книги под рукой...
Ариной Родионовной Россия
Склоняется над пушкинской строкой.
7.Домашнее задание :пар 21; упр 120
Составить словарный диктант на изученную орфограмму (не менее 15 слов).
Самоанализ урока.
Учитель: Гаспарова Светлана Анатольевна
Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (на материале произведений А. С. Пушкина).
Дата проведения: 10 ноября 2016 год
Тип урока: урок закрепления изученного материала (2 урок по теме).
Вид урока: традиционный.
Технология: ИКТ, на диалоговой основе, элементы игры.
Планируемые результаты.
Предметные: совершенствовать навык правописания Н или НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Метапредметные: развивать способность определять цели и способы их достижения, оценивать полученный результат; развивать нормы речевого общения; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их.
Интеграция: русский язык, литература, история
Оборудование: презентация, раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор,
перфокарты, сигнальные карточки, именные фишки красного, желтого, зелёного цветов
 Цели и задачи урока:
Образовательные:
формировать навыки правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных;
формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия; 
формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;
закрепить приобретённые при изучении темы знания, умения и навыки;
расширить лексический запас учащихся;
закрепить и систематизировать знания обучающихся о причастии на основе использования пушкинских произведений
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, творческую и познавательную активность учащихся;
развивать память, внимание, быстроту реакции, культуру речи;
развивать творческие способности ребят;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать в группах;
развивать умение работать с текстом.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества личности учащихся, бережное отношение к русскому языку ;создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать культуру речи, речевого этикета;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
1 этап. Повторение и закрепление знаний
На данном этапе происходит отработка умения находить изучаемую орфограмму и объяснять ее, действуя по алгоритму. Таким образом, развиваются регулятивные УУД (умение действовать по плану, коррекция своего ответа). Развиваются и коммуникативные УУД (умение строить логическое доказательство, давать развернутый устный ответ).
Поэтическая минутка . Объяснительный диктант
Объяснительный диктант на данном уроке проводится не только с целью повторения пройденного материала. На этапе отработки умения работать с орфограммой, когда учащимся нужно было восстановить первый шаг алгоритма, мы вновь обратились к данной орфографической диктовке и сделали вывод, что изучаемую орфограмму не нужно путать с ранее изученной - Н и НН в суффиксах прилагательных.На данном  этапе урока применялась технология оценивания образовательных достижений. Именно эта технология позволяет развивать регулятивные УУД (коррекция, оценка собственного ответа), а также коммуникативные (построение устного развернутого ответа).
 2 этап. Совместное открытие знания. Работа со схемой
На этом этапе использовался один из способов поиска решения проблемы: подводящий к решению проблемы диалог.
На основе наблюдений учащиеся самостоятельно делали выводы об условиях написания двух букв Н в суффиксах страдательных причастий. Таким образом, развивались познавательные УУД(установление причинно – следственных связей,  умение на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать). При самостоятельной работе с правилом по карточке формировалось  познавательное УУД: умение извлекать информацию.
3 этап. Применение полученных знаний.
На данном этапе учащиеся отрабатывают умение правильно обозначать изучаемую орфограмму, опираясь на алгоритм. Развиваются все те же регулятивные и коммуникативные УУД. Применяется технология оценивания образовательных результатов.
4 этап. Повторение раннее изученного материала. Работа с причастным оборотом
На данном этапе учащиеся отрабатывают умение графически правильно обозначать изучаемую орфограмму, опираясь на алгоритм. Развиваются все те же регулятивные и коммуникативные УУД. Применяется технология оценивания образовательных результатов.
5этап.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Предлагаемые на данном этапе вопросы позволяют учителю сделать вывод, насколько усвоен материал, с какими трудностями столкнулись учащиеся в процессе усвоения темы, помогают увидеть, как построить следующий урок по данной теме.
 Урок  был динамичным, оптимальным по темпу, на уроке были созданы  условия для активной работы детей, активизации  их познавательной  деятельности. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры .    Урок целей достиг.