Конспект урока по художественной литературе для предшкольного класса


18.12.2015 год
Иванова Н.В.
Художественная литература
Тема: Чтение сказки В. Одоевского "Мороз Иванович"
Задачи: продолжать знакомить детей с волшебными сказками
учить понимать характеры героев сказки: мудрого, справедливого
могущественного Мороза, трудолюбивую и терпеливую Рукодельницу и других героев сказки. Воспитывать уважительное отношение к труду, заботливое отношение к людям, а также отрицательное отношение к лени, зависти и жадности.
К занятию: шапка деда Мороза, иллюстрации к сказке, графическая работа.
Словарная работа: почивать, чинить платье, взбить перину, повыштопать белье.
Ход урока:
Организационный момент:
– По дороге в школу я нашла шапку. Как вы думаете, чья она?
– Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из шапки).
– Не простые снежинки, а волшебные снежинки-задания.
Обыгрывание волшебных снежинок.
Выясняют жанр предлагаемого произведения. С помощью волшебных снежинок открывают нужную страницу, выясняют название и автора (страница 58. Автор – Владимир Одоевский)
Обратить внимание детей на то, что у сказки автор народ, а В. Одоевский по автору только записал сказку на народных замыслах.
- Подумайте над пословицами:
Пословицы: «Нам даром, без труда, ничего не дается –
Недаром исстари пословица ведется»
«Что посеешь, то и пожнешь".  
Напомнить детям, что эта пословицы еще пригодятся детям после чтения сказки.
Работа с текстом:
- Какие главные герои у нашей сказки?
– Разобьемся на две рабочие группы.
1 группа – расскажет о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице.
– Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?
Выборочное чтение:
– Чем в своем доме занималась Рукодельница?
– Как проходил день у Ленивицы?
Словесный портрет девочек:
– Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?
- Какими словами говорится о том, как выполняла задание Мороза Ивановича каждая из сестер?
- Почему Мороз Иванович прятал травку под снегом?
- Для чего Мороз Иванович стучал в окна людей?
- На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожим? Почему?
- Как вы думаете, за что наградил Мороз Иванович одну сестру, другую наказал?
Подведение итогов:
- Какую пословицу знаете о терпении и труде? (Терпение и труд все перетрут).
- Какую пословицу знаете о лени? (Труд кормит - лень портит)
- Я нашла еще что-то в шапке Мороза Ивановича!
Подарок от Мороза Ивановича за то, что вы сегодня хорошо поработали и внимательно слушали, и рассказывали, а также отвечали на все вопросы.
Рефлексия.
Поощрение детей.  
Закрытие книги.