Памятка Эффективные способы запоминания


Приёмы организации запоминаемого материала
Группировка – разбейте материал на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.).
Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
План – совокупность опорных пунктов.
Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определённых общих признаков.
Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
Схематизация (построение графических схем) – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощённое представление запоминаемой информации.
Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объёму, по времени, упорядочивание в пространстве.
Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Методы активного запоминания
Золотое правило хорошего запоминания – интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя интеллектуальную работу с текстом.
Метод ключевых слов.
Что такое ключевое слово? Это своеобразный узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам её воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить одно-два главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить – как вспомнится вся фраза. Этот метод можно применять при запоминании больших объёмов текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Текст разбивается на разделы, из которых выделяются основные мысли, для каждой из которых выделяется минимальное количество ключевых слов: их необходимо связать между собой и запомнить. Так формируется некоторый каркас текста. Содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.
Метод повторения И.А. Корсакова.
Необходимо повторить информацию в течение сек сразу после её восприятия (самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием). Промежутки времени между повторением информации нужно по возможности удлинять. 1 день – 2 повторения. 2 день – 1 повторение. 3 день – без повторений. 4 день – 1 повторение. 5, 6 день – без повторений. 7 день – 1 повторение. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Если нужно запомнить информацию на несколько дней, то после непосредственного её восприятия рекомендуется повторить материал сначала через 15-20 мин, затем через 8-9 ч и ещё через 24 ч.
Комплексный учебный метод.
Повторяется предложение за предложением, строка за строкой. Вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается. Если трудно учить целый текст, то разбейте его на достаточно большие разделы, объединённые одной темой. При 1 воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При 2 – повторяются первые части и заучивается следующая и т.д.
Зубрёжка.
Много так не выучишь, но к этому способу можно прибегать в крайнем случае. Процедура зазубривания:
- повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить;
- повторить через 1 сек, через 2 сек, через 4 сек;
- повторить выждав 10 мин (для запечатления);
- для перевода материала в долговременную память повторить его через 2-3 часа;
- повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).
Мы запоминаем лучше:
Ту информацию, которой мы постоянно пользуемся;
То, что мы воспринимаем в определённом контексте (к которому нам ещё предстоит вернуться);
То, что нам приятно (вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);
Прерванные действия (т.к. их приходиться возобновлять и происходит повторение).
Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками.
Закономерности процесса повторения:
Заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое снижение. При этом это снижение носит временный характер, т.к. с новыми повторениями увеличивается способность к припоминанию
635-750824000
635-6199300
Заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании. А потом при последующих повторениях происходит резкое увеличение объема запоминаемого материала.
Если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть, запоминается быстро. А оставшаяся, более трудная часть, требует большего количества повторений.
Если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро. Это можно объяснить тем, что эффект от первых повторений недостаточен, и объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных повторениях.
Повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.
Условия, способствующие повышению эффективности запоминания.
Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.
Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала.
Правильное распределение запоминаемого материала во времени.
В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени. Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного.
Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.
Составитель:
педагог – психолог МОУ Школа п. ХарпМ.А. Шаган
Февраль, 2015г.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности/сост. М.А. Павлова, О.С. Гришанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 201 с.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА П.ХАРП

Эффективные способы запоминания
ИЛИ
Как запомнить большое количество материала