Исследовательская работа на тему Эффективные способы запоминания иностранных слов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
Научно-исследовательская работа
по иностранному языку
(на материале немецкого языка)
на тему
«Эффективные способы запоминания
иностранных слов»
Автор:
ученица 8 А класса
Лощакова Анна
Руководитель:
учитель иностранного языка
Минина Юлия Валерьевна
Ижевск, 2014Оглавление
Введение3
Глава 1. Способы запоминания иностранных слов
Психологические и физиологические основы запоминания иностранных слов
Что такое память, как она возникает?............................................................................5
Что такое процесс «запоминания»?.......................................................................6
Типы человека по виду восприятия информации.8
Сложности в запоминании иностранных слов9
Способы запоминания иностранных слов ...9
Вывод к Главе I....17
Глава 2. Сравнительный анализ «Традиционного способа» запоминания немецких слов и способа «Полиглот».
2.1.Анкетирование «Способы запоминания иностранных слов»..18
2.2.Способ запоминания иностранных слов «Полиглот»19
Вывод к Главе II...21
Заключение...22
Библиография...23
Приложение
Введение
Многие, кто начинал изучать иностранный язык с "нуля", приходят к тому моменту, когда нужно начинать учить слова и сталкиваются с проблемой их "незапоминания". Почему запоминание иностранных слов вызывает сложности? И как научиться запоминать их быстро и легко? – эти вопросы задают многие.
Несомненно, лучший путь изучить язык – полностью погрузиться в культуру другого народа, пожив среди тех, кто не говорит на вашем языке. Ведь именно так мы изучили свой родной язык. Но это не всегда возможно, поэтому приходится изучать язык в школе.
В нашей школе обычно принято считать, что лучший способ учить слова – это многократное повторение. Но нам не рассказывают о законах памяти и правилах эффективного запоминания. Несомненно, повторение необходимо, но это далеко не единственный способ, доступный тем, кто изучает иностранные языки. Тем не менее, существуют достаточно простые и эффективные способы, позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным. Часто мы используем эти способы эпизодически, не задумываясь, что если взять их за правило, то можно учить иностранные слова гораздо более результативно.
Таким образом актуальность данной работы заключается в следующем:
Необходимость для большого количества людей в изучении иностранного языка, а значит и запоминании иностранных слов быстро и легко.
Недостаточной разработкой и применением различных способов запоминания, заучивания иностранных слов на уроках иностранного языка.
Предметом иследования является целостная система способов запоминания иностранных слов.
Объектом исследования являются эффективные способы запоминания иностранных слов на уроках немецкого языка.
Цель работы: выявление и использование эффективных способов и приёмов запоминания иностранных слов.
Реализация цели работы обуславливает решение следующих задач:
1.Описать психологические и физиололгические основы процесса запоминания иностранных слов.
2.Дать обоснование и указать пути решения сложностей при запоминании, заучивании иностранных слов.
3.Разработать таблицу с подробным описанием существующих способов и приёмов запоминания слов, с рекомендациями по правильному применению данных способов. 4.Определить какие способы и приёмы запоминания слов используют учащиеся нашей школы при изучении английского/немецкого языков.
5.Провести сравнительный анализ «Традиционного способа» запоминания иностранных слов и способа «Полиглот» на уроках немецкого языка и выявить наиболее эффективный из них.
6.Дать рекомендации для лучшего запоминания иностранных слов.
Новизна работы заключается в рассмотрении новых способов запоминания иностранных слов, а также в практическом применении способа «Полиглот» на уроках немецкого языка.
Содержание исследования представляет развернутое доказательство гипотезы, основанной на предположении, что использование эффективных способов и приёмов запоминания слов при изучении языка расширяет и пополняет активный и пассивный словарный запас обучающихся, который способствует успешному овладению языком и повышает качество обучения на уроках иностранного языка.
Теоретическая значимость работы представляется в следующем:
Обобщены сведения, касающиеся психологических и физиологических основ процесса запоминания.
Систематизированы способы запоминания иностранных слов.
Практическая значимость заключается:
в разработке таблицы способов запоминания иностранных слов с подробными рекомендациями по их применению;
в возможности использования представленных способов и приёмов запоминания слов школьниками, учителями, всеми,кто изучает иностранный язык;
в разработке таблицы по теме «Мы готовимся к путешествию» (немецкий язык, 8 класс) по способу «Полиглот», которая может быть использована учениками при изучении данной темы и подготовке к словарному диктанту.
Для достижения поставленных в работе целей использовались следующие методы исследования:
- теоретические – анализ, сравнение, обобщение, сопоставление, описательный метод, обобщающий метод.;
- эмпирические – работа с информацией, компьютерная обработка (составление схем, таблиц, диаграмм), анкетирование.
Глава 1 Способы запоминания иностранных слов
Психологические и физиологические основы запоминания иностранных слов
Что такое память, как она возникает?
В статье Натальи Розановой «Как улучшить память?», автор дал определение памяти, «Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию». Мозг человека можно сравнить с новейшим компьютером, которого еще не существует в реальности, так как он еще не изучен даже наполовину. В настоящее время известны разные теории памяти. Однако так до конца и не ясно, каким образом происходит усваивание и запоминание информации. Ученые считают, чтобы понять, как функционирует память, нужно рассмотреть ее физиологические основы.
Как известно, человеческий мозг делится на левое и правое полушария, каждое из которых состоит из 4 долей: лобная; височная; теменная; затылочная.В каждой из них происходит своя запись информации, причем и сведения для записи выбираются разные.
Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Считается, что у людей с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито, прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы, скульптуры и т. д.
Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. К ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели.
Таблица 1
Полушария не работают отдельно друг от друга, связь между ними осуществляется так называемым мозолистым телом – особым скоплением нервных волокон. По ним информация поступает из одного полушария в другое со скоростью несколько тысяч импульсов в минуту. От того, насколько хорошо развита связь между полушариями, зависит разносторонность человека, поскольку они принимают участие в любом действии. В обычной жизни две такие разные системы взаимодополняют друг друга.Правое полушарие производит новое, неизвестное, оригинальное и экстравагантное, а левое упорядочивает находки и решения, выстраивает их и контролирует, тем самым, избегая неразберихи и путаницы. Но иногда оно подавляет подсознание, лишая человека больших возможностей.
Точного объяснения феномену памяти в науке пока нет, как нет и единой установленной классификации типов памяти. С точки зрения физиологии, они зависят от того, какой орган чувств играет ведущую роль в процессе запоминания. В связи с этим память подразделяют на:
зрительную;
слуховую;
двигательную;
тактильную.Память различают также по принципу доминирования того или иного полушария. В этом случае память бывает:
осознаваемой;
неосознаваемой;
словесно-логической;
эмоциональной.Ее также можно разделить на 3 главных вида (типа), обеспечивающих весь процесс обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями, выполняемыми памятью:
1) сенсорная (или иконическая) память;
2) кратковременная (или рабочая) память;
3) долговременная память.
Схема 1 Виды памяти
Схема описывает процесс запоминания в самом общем виде.
Что такое процесс «запоминания»?
Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:
непреднамеренное (или непроизвольное)
преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.
Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель запомнить некую информацию и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т. д. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного запоминания.
Итак, ультракороткая (иконическая) память удерживает информацию в течение очень короткого времени – нескольких миллисекунд. Если эта информация не была передана в другое хранилище, она стирается. В противном случае она попадает в кратковременную память. Здесь она хранится 15–30 секунд и также безвозвратно теряется в случае ненадобности. В обратном случае информация передается в долговременную память, где она обрабатывается и сохраняется довольно продолжительное время. Некоторые ученые полагают, что она сохраняет информацию в течение всей жизни. Таким образом, процесс запоминания проходит следующие этапы.
Схема 2 Этапы процесса запоминания информации
Кратковременная и долговременная памяти обеспечивают процесс запоминания. Одним из первых кратковременную память начал изучать немецкий философ Герман Эббингауз еще в XIX веке. Ставя опыты на себе, он пытался установить границы памяти: может ли человек запомнить несколько тысяч строк. Эксперимент показал, что он забывал выученные строки довольно быстро. Почему это происходило? Потому что информация удалялась из мозга еще на стадии кратковременной памяти.
Кратковременная память – это первая ступень в формировании воспоминаний. Здесь постоянно происходят процессы записи, перезаписи и сортировки информации. Эта память постоянно работает, поэтому в психологии ее еще называют рабочей. В кратковременную память попадает все, что вы пытаетесь запомнить в данный момент времени, причем каждый последующий элемент стирает предыдущий. Рабочую память можно сравнить с диском CD-RW, информацию на который можно многократно «перезаписывать». Продолжая аналогию, можно сказать, что долговременная память – это диск CD-R, на который информация записывается раз и навсегда. В кратковременной памяти информация теряется практически моментально.
Мозг записывает огромные объемы информации в долговременную память, а ненужное выкидывает. Рабочая память очень быстро освобождает место для вновь поступающей информации, а в долговременную память записывается только важный материал. Человек всегда хорошо запоминает то, что ему интересно. Как раз за это отвечает долговременная память. Рабочая память зависит от внимания и концентрации. Если вас что- то отвлекло, то вы вряд ли хорошо запомните материал, так как помять посчитает ее ненужной и выкинет.Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.
Механизм запоминания довольно сложен. Ученые экспериментально доказали, что даже увиденные на несколько десятков миллисекунд образы запечатлеваются в памяти, которая называется сенсорной. Но тут же, если человек пытается воспроизвести запомненное, число образов уменьшается до 70 % от увиденного, а через 250 миллисекунд вся информация испаряется из сенсорной памяти. Таким образом, сенсорная память не способна удерживать объекты сколько-нибудь значительное время. За это отвечают кратковременная и долговременная память.
Типы человека по виду восприятия информации
Существуют 3 типа человека по типу восприятия информации:
1) визуал,
2) аудиал
3) кинестет.
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Визуалы - это те, кто видит мир через призму "картинок". Он видит мир как видео изображения. Визуалу желательно изучать фото- и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Аудиалы – это такие личности, которые слушают мир вокруг себя! Главные органы, через которые аудиалы познают мир – это органы слуха. В первую очередь аудиал услышит, а лишь потом почувствует и увидит. Чаще всего можно заметить человека данного типа во время общения, он даже может позволить себе отвернутся от собеседника, но это не будет означать, что он не слушает, а наоборот прислушивается к каждому слову. Настоящий аудиал имеет плохую память на местность и лица, но он хорошо распознает голос, движение и стук.
Кинестетик - тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для этих людей, в первую очередь, важны чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление. Также они хорошо запоминают запахи, тактильные контакты, физические действия.
Сложности в запоминании иностранных слов
Таблица 2
№ п/п
Описание сложности
Решение
1
Иностранное слово является точной информацией, т.е. информацией, которую нужно знать точно, на все 100%. А любая точная информация запоминается плохо, даже после изнурительной «зубрежки» в памяти остается только 20%.
Мнемотехника - искусство запоминания. В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками и является одной из составляющих «Систем развития памяти».
2
Запоминание иностранных слов по словарю вызывает сложности из-за неправильной организации слов. Запомненное слово в алфавитном порядке очень плохо запоминается. А рядом находящиеся иностранные слова, которые начинаются с одной и той же буквы, мало чем отличаются.
Лучше запоминать слова по темам. Очень важно, чтобы соседние слова начинались с разных букв.
3
Вызывает сложности, если запоминать слово без контекста. Иностранные слова многозначны.
Возможно, к каждому слову подбирать какое-либо представление. Мысленно рисовать у себя в голове, привязывать к слову какую-либо ситуацию.
4
Запоминание иностранных слов вызывает сложности из-за неправильной последовательности запоминания. Пример: die Blume [Blume] – цветок. ( состоит из трех состовляющих: написание, произношение, перевод.) После такого заучивания, мы не можем воспроизвести слово по памяти.
Есть такой процесс, который так и называется – «воспроизведение». Представляет собой следующую последовательность: перевод-произношение-написание.
Способы запоминания иностранных слов
Таблица 3
№ п/п
Название способа
Описание
Достоинства
Недостатки
1
«Традиционный»
Способ запоминания заключается в заучивании набора слов с переводом «столбиком».
Позволяет быстро выучить несколько десятков или даже сотен слов. Удобен накануне сдачи экзаменов.
Подходит для визуалов, кинестетиков.
Слова сохраняются в голове только в течении нескольких дней.
Не подходит для аудиалов.
2
«Полиглот»
Представить перевод слова и к произношению подобрать созвучное русское слово. Соединить образ перевода с образом созвучного слова. «Сфотографировать» иностранное слово. Написать иностранное слово. Проверить качество зрительного запоминания. Записать на карточку для дальнейшего повторения.
Используются все типы памяти.
Уходит большое количество времени на воспроизведение каждого действия.
3
«Тематические карточки»
Берется некий текст, из текста выбираются незнакомые слова и выражения и записываются на бумажные карточки. Причем, на одной стороне карточки записывается английское слово, а на другой перевод. Cписок слов можно постоянно дополнять новыми словами по этой же теме, но из других текстов. В конечном итоге слова будут сгруппированы по темам, их будет удобно изучать в любом удобном для вас месте дома, в транспорте и т.д.
Эффективно поскольку при написании карточек от руки используется память воспроизведения.
Компактность; возможно носить с собой, не занимают много места.
Подходит для визуалов, кинестетиков.
Не подходит для аудиала.
4
«Метод ассоциаций»
Лучше всего запоминать слова группами по 10 – 25 слов. Желательно, чтобы слова относились к одной теме, хотя это и необязательное условие. Важно, чтобы рядом стоящие иностранные слова начинались с разных букв! Грамотно составив список слов, мы подготовились к запоминанию. Читаем перевод первого слова и пытаемся понять, какие ассоциации у нас оно вызывает.
В последствии встречая образ, в памяти моментально всплывает образ, а в след за ним и само слово.
Подходит для визуалов и кинестетиков.
А вот если вы составите список слов, начинающихся с одной и той же буквы, то забывание обеспечено.
Не подходит для аудиалов.
5
"Квази-подсознание"
Составьте список новых иностранных слов для запоминания так, как это делается в традиционном способе, числом не более 20. Запоминание через подсознание проводится только перед сном. Максимально сосредоточьтесь на общей задаче запоминания, отключитесь от всего постороннего. Сильно напрягите свою волю и внимание. В этом состоянии несколько раз подряд прочитайте одно английское слово и его перевод, представьте это слово в уме как можно более ярко. В таком же напряжении сразу же повторите слово шепотом, затем еще раз про себя, с закрытыми глазами. После этого расслабьтесь на 15 секунд и переходите к следующему слову
Вся информация находится в подсознании. Выученные слова прочно сохраняются в памяти.
Значительные внутренние усилия.
5
«Фоновой»
Запишите на магнитофон 40-50 новых иностранных слов с переводом или текст, который необходимо усвоить. Прокручивайте запись как можно большее количество раз на уровне средней громкости.
После большого количества повторов (именно так, к примеру,).
Вслушиваться в звучание совершенно не нужно, можно заниматься любой деятельностью - готовить обед, стирать, убирать или даже читать книги.
Запись автоматически запечатлевается в вашей памяти.
Подходит для аудиалов.
В данном случае слова или текст усваиваются чисто механически, без какой-либо активности со стороны учащегося.
Не подходит для визуалов и кинестетиков.
6
"Релаксация"
Запишите на магнитофон 80-100 новых иностранных слов или единиц речи с их переводом на родной язык - обязательно на фоне тихой, ненавязчивой, мелодичной музыки. Удобно сядьте, расслабьте мышцы и опустите голову. Включите магнитофон, но не концентрируйте на звучании своего внимания, пускай звуки сами по себе наполняют вашу голову. Проделывайте эту процедуру два раза в день, лучше всего сразу после пробуждения или непосредственно перед сном.
Используются скрытые ресурсы вашей памяти. Выполняет расслабляющий эффект.
Подходит для аудиалов.
Не подходит для визуалов и кинестетиков.
Проводится только в специальных условиях.
7
"Гипнотический"
Запишите на магнитофон 35-50 иностранных слов или коротких фраз, подлежащих запоминанию, с переводом их на родной язык. Перед сном прочитайте медленно два раза эти слова с листа, затем ложитесь, включайте магнитофон, прослушайте запись два раза, не сосредоточиваясь на ней, но повторяя слова вслед за магнитофоном. Выключайте магнитофон и засыпайте. Ваш помощник должен прокрутить запись еще несколько раз в течение первых 40 минут после вашего отхода ко сну на все уменьшающейся громкости. Утром, перед пробуждением, этот процесс повторяется в обратном порядке. За полчаса до пробуждения магнитофон тихо включают, с каждым разом громкость проговариваемого текста постепенно увеличивают. Через полчаса магнитофон уже как-бы будит вас. Проснувшись, не вставайте с постели, пока запись не закончится, слушайте ее с закрытыми глазами.
Используются скрытые ресурсы вашей памяти.
За 20 сеансов усваивается до 100 новых слов и оборотов, что в 4-6 раз больше, чем при традиционных способах запоминания слов.
Подходит для аудиалов.
Требуется помощник.
Не подходит для кинестетиков и визуалов.
8
"Моторномышечный"
В этом способе процесс запоминания слова необходимо сочетать с восприятием предмета, который обозначает конкретное слово, и с манипулированием этим предметом. Важно не только представить себе действие, но и самостоятельно совершить его. По меньшей мере попытайтесь соединить при запоминании новое слово с жестом, который ему соответствует
В данный процесс вовлекается моторная память или память на движения. Проговаривание слова при этом, тем не менее, обязательно.
Не возможно использовать способ в любом месте.
9
"Образный"
Вначале к слову подбирается сходное по звучанию русское и в строчку записывается: само слово - похоже звучащее русское слово - и настоящий перевод. Постараемся придумать картинку, пусть даже лишенную нормальной логики, но соединяющую в себе образы. Отношения между словами должны быть необычными, нелогичными и содержать в себе компонент движения.
Способ основан на непроизвольной памяти, слова запоминаются сами, без усилий и без специально поставленной цели запомнить их. Через определенное время образуется навык, и необходимое к воспроизведению иностранное слово "всплывает" практически моментально.
Подходит для кинестетиков, визуалов.
Количество слов, запоминаемых таким образом, за один раз не должно превышать 25. Поначалу информация, запечатленная таким образом, извлекается не мгновенно, и для этого требуется некоторое усилие.
10
"Разбивочно-сочетательный"
Слово, в зависимости от количества слогов в нем, разбивается на две или три части. Для каждой части подбирается сходное с ней по звучанию начало русского слова, при этом не слишком важно, каким будет его смысл. Затем эти русские слова соединяются в одной осмысленной фразе. Желательно, чтобы они находились рядом друг с другом. Конец фразы обязательно должен содержать перевод целого слова, которое мы хотим запомнить.
Развивает логику, образное мышление.
Слишком сложно. Требует много времени для запоминания одного слова.
11
Использование рифмовок, стихов и пословиц
Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.
Развивается артикуляция.
Подходит для аудиалов.
Не подходит для кинестетиков.
12
“Стикеры”
На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера.
Не выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете существенно пополнить свой словарный запас.Подходит для визуалов.
Не подходит для аудиалов.
13
“Попугай”
Когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами.
Слово запоминается в оригинальном произношении.
Подходит для аудиалов.
Этот способ годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка.
Слово запоминается только на слух, а не на письме
Не подходит для визуалов и кинестетиков.
14
«Домино»
Из бумаги вырезаем домино и на каждом пишем по два слова. С друзьями, одноклассниками играем в обычное домино из своих заготовок. Кладущий домино, в первую очередь должен прочитать, затем перевести данное слово. Выигрывает тот, кто быстрее избываться от карточек.
Слово запоминается визуально. А значит подходит для типа людей визуалов. Так же при приготовлении материала вы прописываете нужные вам слова. Значит подходит для кинестета.
Занимает много времени для подготовки карточек.
Вывод к Главе I
В данной главе автор дал обоснование тому, что на процесс запоминания иностранных слов влияет несколько факторов, которые зависят от индивидуальных способностей памяти и восприятия каждого человека. Человеческий мозг делится на левое и правое полушария. У людей с хорошо развитым правым полушарием прекрасная зрительная и слуховая память. У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. Следует отметить, что у человека имеется три вида памяти: ультракратковременная, кратковременная, долговременная. Так же есть три типа людей: визуал, аудиал, кинестет. Учитывая эти факторы, каждому человеку, желающему выучить иностранные слова, будет легче подобрать способ «заучивания» именно для себя.
Также было отмечено, что при запоминании иностранных слов зачастую человек сталкивается с некоторыми сложностями. Множество людей в таких ситуациях сдаются в данном деле. Но у каждой сложности имеется решение. И чаще всего оно не является трудным.
В данной главе автор представляет множество способов запоминания иностранных слов и предлагает рекомендации для выбора подходящего способ в зависимости от следующих факторов:
- вида памяти (аудиал, визуал, кинестет);
- ожидаемого результата (количество слов, необходимых для запоминания, и время сохранения слов в памяти);
- внешних условий для процесса заучивания иностранных слов (дома/ в дороге/ на занятии и др.; наличие дополнительных средств – словарь, компьютер, тетрадь, аудиоплейер, помощник, учитель и др.).
Глава II Сравнительный анализ «Традиционного способа» запоминания немецких слов и способа «Полиглот».
Изучения любого иностранного языка предполагает сложную работу, а если изучаешь сразу два иностранных языка, как, например, в нашей школе, то это работа удваивается. Без лексики нельзя заговорить на иностранном языке. Поэтому автором работы было проведено исследование по выявлению наиболее эффективных способов запоминания иностранных слов среди учащихся нашей школы.
Анкетирование «Способы запоминания иностранных слов»
Автором был проведен опрос, чтобы узнать, как учащиеся заучивают лексические единицы. В анкетировании приняли участие 25 учеников (см. Приложение 1)
В результате было выявлено,
1)Только 17 участников анкеты с удовольствием учат английский/немецкий языки: 7-ым обучающимся они даются легко, а остальным 10-ым не совсем.
2)Основными причинами, почему им нравится изучать иностранные языки называли следующие: - Он будет нужен при поступлении в высшие учебные заведения.
- Просто интересно.
- Ездить отдыхать заграницу и знакомиться с иностранцами.
- Нравится слушать английские/ немецкие песни.
- Хочу разговаривать на английском/немецком языке и понимать, что говорят иностранцы.
3) 8 учащихся не любят учить английский/немецкий языки, так как им трудно запоминать слова и писать словарные диктанты. Особую трудность у них вызывает грамматика, перевод и необходимость запоминания новых слов.
4)У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню. Второй – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. Третий – запоминаю прямо на уроке – после многократного повторения за учителем, и при последующем выполнении упражнений.
5) За словарный диктант опрошенные получают следующие оценки: 6 человек – «5» (24%); 9 человек – «4» (36%); 6 человек – «3» (24%); 4 человека – «2» (16%).
Таким образом, учащиеся нашей школы пользуются «Традиционным способом» запоминания иностранных слов. А среднее качество написания словарных диктантов составляет 60%.
Способ запоминания иностранных слов «Полиглот»
Автором был опробован на уроке немецкого языка новый способ запоминания иностранных слов «Полиглот» (см. Приложение 2). Этот способ заинтересовал автора больше остальных, так как он является интегративным, то есть включает в себя разнообразные приемы запоминания, которые используются в других способах. Автором был выбран этот способ еще и потому, что он подходит для любого типа людей (визуала, аудиала, кинестета), так как в нем задействованы все каналы восприятия информации.
Работа по данному способу строилась следующим образом:
Шаг 1: Пользуясь алгоритмом, ученики 8 класса на уроке немецкого языка попробовали самостоятельно запомнить, заучить слова по теме «Мы готовимся к путешествию».
Шаг 2: Поделились наработками в классе (см. Приложение 3).
Пример 1
1) die Fahrt – поездка
2) Карты
3) Мы в поездке играли в карты
4) die Fahrt die Fahrt die Fahrt
5) .t
rt
..hrt
.ahrt
Fahrt
Пример 2
1) packen – укладывать
2) паркет
3) Весь день мы укладывали паркет
4) packen packen packen
5) ..n
.en
ken
..cken
.acken
packen
Шаг 3: Записали слова по теме на карточки и повторяли в течение нескольких уроков.
Шаг 4: Написали словарный диктант. Результаты получились следующие:
на «5» написали – 48% учащихся, на «4» - 28%, на «3» - 24%, на «2» - 0%.
Таким образом, результаты написания словарного диктанта после работы по методу «Полиглот» получились выше (76%), чем при «Традиционном способе» (60%) заучивания иностранных слов
Вывод к Главе II
В данной главе автор проводит анкетирование среди учащихся 7 - 8 классов, в ходе которого было выявлено, что большинство учеников испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им трудно заучивать слова. В ходе анализа и изучения различной литературы автор пришел к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных методов, при помощи которых учащиеся смогут быстро пополнить свой словарный запас.
Автором на уроках немецкого языка был продиагностирован новый способ запоминания иностранных слов «Полиглот». В результате работы была составлена тематическая таблица для учеников 8 класса по теме «Мы готовимся к путешествию».
Исходя из результатов написания словарного диктанта, после проделанной работы, и личных отзывов учащихся, автор приходит к выводу, что данный способ запоминания иностранных слов эффективен.
Заключение
Целью работы было выявление и использование эффективных способов и приёмов запоминания иностранных слов. Автор работы описал психологические и физиололгические основы процесса запоминания иностранных слов, дал обоснование и указал пути решения сложностей при запоминании, заучивании иностранных слов. Также была разработана таблица с подробным описанием существующих способов и приёмов запоминания слов, с рекомендациями по правильному применению данных способов. Автор определил какие способы и приёмы запоминания слов используют учащиеся нашей школы при изучении английского/немецкого языков, провел сравнительный анализ «Традиционного способа» запоминания иностранных слов и способа «Полиглот» на уроках немецкого языка и выявил, что наиболее эффективным является способ «Полиглот». В работе даны рекомендации для лучшего запоминания иностранных слов.
В результате проделанной работы автор приходит к выводу, что способов заучивания иностранных слов много, но каждый должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, нужно помнить, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить иностранные слова - это учить их с удовольствием!
Таким образом, автор в данной работе достиг поставленной цели, дав теоретическое обоснование вопроса способов запоминания иностранных слов и разработав материал по их практическому применению.
Также в работе нашла свое доказательство гипотеза о том, что использование эффективных способов и приёмов запоминания слов при изучении языка расширяет и пополняет активный и пассивный словарный запас обучающихся, который способствует успешному овладению языком и повышает качество обучения на уроках иностранного языка.
Данная исследовательская работа требует дальнейшего изучения по ряду вопросов:
Практическая диагностика других способов запоминания иностранных слов.
Составление тематических таблиц по другим темам из курса немецкого/ английского языка.
Библиография
Гарибян С. А. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992.
Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.: Сталкер, 2003.
Розанова Н. А.«Как улучшить память?». – М.: АСТ, 2005г.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –М.: Просвещение, 1995.
Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2, 3. Чеовек. – М.:Аванта, 2004.
Интернет-ресурсы:
http://www.psyworld.ru
http://www.newtomorrow.ru
http://my-dictionary.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://ru.wikipedia.org
http://www.slovopedia.com
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://shkolazhizni.ru
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 315