Разработка урока по информатике Введение в предмет. Правила техники безопасности

2 класс.
Тема: Введение в предмет. Сказка "Компьютерная школа".
Цели: познакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе на компьютере, с устройствами компьютера; развитие умений наблюдать, слушать; способствовать воспитанию организованности и дисциплинированности учащихся
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: простейший калькулятор, презентация "Техника безопасности в картинках".

Ход урока
Постановка целей и задач урока.
Подготовка к восприятию.
Восприятие нового материала.
Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у сказки. Так как находимся мы в компьютерном классе, то и сказка у нас называется "Компьютерная школа".
Сказка научит нас правилам поведения в компьютерном классе, поможет узнать, что такое компьютер, из чего он состоит и многое другое, полезное и интересное. Как и все сказки, наша сказка начинается словами: "Жили-были...".
Итак, жили-были в городе N очень хорошие жители, и среди них два друга: Любознашка и Зазнашка. Как вы уже догадались, Любознашка был очень любознательным и интересовался всем на свете и даже тем, чем ему не следовало бы интересоваться. А Зазнашка очень любил хвастаться и говорил что все умеет, хотя, конечно, умел не все... И вот однажды рано утром, когда светило яркое солнце и щебетали птицы, друзья Любознашка и Зазнашка сидели на скамейке и грустили. Они видели, как радостные дети с цветами в руках и учебниками в новеньких ранцах вбегали по ступенькам в школу. И они решили, что обязательно тоже пойдут в школу и посмотрят, чем там занимаются дети и чему они учатся. Наконец, настал тот долгожданный день, когда друзья переступили порог компьютерной школы. В вестибюле они увидели совсем маленький компьютер.
Как тебя зовут? тут же поинтересовался Любознашка.
Калькулятор, гордо ответил малыш, или сокращенно "Кальк".
А кто здесь учится? продолжал спрашивать Любознашка.
Здесь ученики учатся работать на самых разных компьютерах.
Скажи, пожалуйста, а что означает слово "компьютер"? немедленно задал вопрос Любознашка.
Компьютер в переводе с английского языка означает "вычислитель", пояснил Кальк.
Понятно, компьютеры могут вычислять, а что ты можешь делать? поинтересовался Любознашка.
Я один из самых маленьких калькуляторов из огромного семейства калькуляторов и могу только быстро считать примеры с четырьмя арифметическими действиями: складывать, вычитать, умножать и делить.
И калькулятор тут же показал, как он быстро умеет считать:
2 + 5 = 7
Ох, уж невидаль, какая, со скукой сказал Зазнашка. Я этот примерчик сделаю еще быстрее.
Этот пример, может быть, и быстрее, ответил Кальк. А вот, например, к 37 прибавить 128, сколько будет?
Друзья переглянулись и задумались.
- Вот тут-то, при работе с большими числами, я вам и помогу.
И Кальк быстро сосчитал:
37+128=165
Я, конечно, очень маленький, но мои старшие братья умеют гораздо больше. Они даже могут запоминать числа, с которыми работают. Они помогают в расчетах не только ученикам, но и студентам и ученым. А один мой старший брат научился не только быстро считать и показывать ответ, но и сразу печатать пример с ответом на бумаге, при этом ростом он меньше меня. Если вы не торопитесь, я могу вас познакомить с бабушками и дедушками калькуляторов.
Зазнашка и здесь не удержался, чтобы не похвастаться:
Знаком, знаком я с ними. Видел их в музее. Большие такие. В карман их не положишь. Только на столе и могут считать. А еще я видел прадедушку калькуляторов счеты. На рамку нанизаны спицы, а на спицах расположены косточки. Передвигаешь их влево-вправо и получаешь ответ. Спасибо за рассказ, но нам просто не терпится осмотреть всю школу.
И друзья побежали на второй этаж.
Смотри, смотри, закричал Любознашка и показал на стену, где висел стенд с картинками.
Друзья подошли поближе и по слогам прочитали: "Техника безопасности". Любознашка тут же оглянулся и, увидев старшеклассника, спросил:
А что такое техника безопасности?
Старшеклассник, обрадовавшись возможности показать свои глубокие знания, стал рассказывать:
Видите ли, дорогие мои друзья, при работе с компьютерами, так же как и при работе с электрическими приборами, например, с телевизором или утюгом, надо придерживаться некоторых правил. Эти правила и называются техникой безопасности, чтобы, значит, работа была безопасной. Вы же уже знаете, что нельзя касаться горячей поверхности утюга, нельзя касаться экрана телевизора мокрой рукой и другие правила работы с бытовой электрической техникой.
Старшеклассник оглянулся и увидел несколько первоклассников, собравшихся возле них. Он задал им вопрос:
Какие правила вы используете при работе с бытовыми электрическими приборами?
(Здесь можно прервать на несколько минут сказку и поговорить с ребятами о правилах работы с бытовыми электроприборами.)
Молодцы, все знаете, сказал старшеклассник. Теперь я объясню вам правила техники безопасности при работе с компьютерами.
И он стал показывать картинки на стенде и подробно рассказывать правила. (Здесь должны быть представлены картинки с правилами ТБ в презентации.)

Нетерпеливый Любознашка немедленно задал вопрос:
А где тут у вас компьютеры?
Идите прямо и попадете в компьютерный класс, ответил старшеклассник.
Друзья быстро побежали по коридору, открыли массивную дверь и оказались в большом классе, где стояли столы, а на столах размещались незнакомые приборы.
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот КОМПЬЮТЕР ВЕРНЫЙ ДРУГ.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Может он ребят учить,
Может он станок включить.
Папе, дедушке и тете
Он поможет на работе:
Стало легче с ним, чем прежде,
Дом построить, сшить одежду.
И послать ракету к звездам
Без него не так-то просто!
Даже вылечить больного
Он поможет что ж такого!
Много игр на белом свете,
Вот они играйте, дети!
Щелк! и сам в мультфильме ты!
Можешь прыгать с высоты,
Пропасти перелетать
И принцесс освобождать,
И в бою со злым драконом
Не остаться побежденным!
Это все КОМПЬЮТЕР смог!
И теперь, не чуя ног,
Мы к компьютеру летим:
Подружиться с ним хотим!
Друзья сразу же догадались, что это компьютеры. Они оглянулись и увидели знакомого старшеклассника. Любознашка спросил у него:
Как называется устройство, похожее на телевизор?
Вот картина в серой раме,
Только посмотрите сами!
Ожила картина вдруг!
Удивились все вокруг.
На картине лес шумит,
Быстро серый волк бежит,
Под кустом зайчата пляшут,
В танце хвостиками машут!
"Это вовсе не картина!
Объяснила тетя Дина.
Знайте, дети, с этих пор:
Перед вами МОНИТОР!"
"Ой, обрадовалась Лиза,
Он похож на телевизор!
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки!"
Интересно, а это что такое? спросил Любознашка, показывая на устройство, на котором были нарисованы буквы, цифры и какие-то знаки.
Это вот КЛАВИАТУРА.
Пальцам здесь и физкультура,
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать тут должны!
По клавишам прыг да скок
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово
Отстукали слово!
А ну-ка, слово "ВАНЯ",
Светись-ка на экране!
Посмотрите, а это, какое странное устройство, что-то оно мне напоминает, сказал Зазнашка.
В зоопарке есть зайчишка.
У компьютера есть... МЫШКА!
Эта мышка не простая,
Эта мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке
Две или три кнопки.
Мышь на коврик ты кладешь,
Мышь по коврику ведешь
На экране тут же стрелка
Вдруг запрыгает, как белка!
Начинается забава:
Мышка вправо стрелка вправо!
Влево мышка стрелка тоже!
Догонялки? Да, похоже!
Мышкой можно указать,
Мышкой можно приказать
И компьютер наш умело
Сразу примется за дело!
Скажите, пожалуйста, для чего нужно устройство, на котором горят цветные лампочки и какие-то символы? вежливо спросил Зазнашка, понимая, что все-таки он знает еще далеко не все.
Это тоже очень важное устройство компьютера.
Под дисплеем - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут СИСТЕМНЫМ.
Он читает, он считает,
Сотни слов запоминает!
Он мыслитель - хоть куда!
Только знаешь, в чем беда?
Выключаешь - все забудет,
Ничего он знать не будет –
Прямо как Рассеянный
С улицы Бассейной!
Компьютер имеет память? удивился Любознашка.
Да, только память компьютера отличается от памяти человека. Человек может в какой-то момент вспомнить запахи и чувства, а компьютер может вспомнить только то, что его попросил запомнить человек текст, команды, картинки или музыку все это можно записать и сохранить на гибких магнитных дисках (показать дискету) или на других специальных приспособлениях.
Вдруг что-то щелкнуло и негромко затрещало.
Ой, что это? испугался Зазнашка.
Это заработал принтер он печатает на бумаге тексты и картинки. Сейчас он печатает ваши портреты. Старшеклассник протянул им две забавные картинки.
Тут прозвенел звонок, и два друга выбежали в школьный дворик.
Закрепление
Он – поэт и музыкант,
В нем – художника талант.
Он рисует и считает,
Самолетом управляет.
Выдает прогноз погоды,
Проектирует заводы,
Забавляет нас порой
Увлекательной игрой.
Все известные слова
Знает он, как дважды два.
Он -и справка, и подсказка,
Днем - уроки, на ночь - сказка.
Он - помощник в кабинете:
Письма шлет, несет газеты,
Он умен, хоть и не стар,
Папин главный секретарь,
День распишет по минутам,
А зовут его... КОМПЬЮТЕР! (О. М. Булгаков)
V. Итог урока. Организация домашнего задания
Нарисовать на альбомном листе рисунок по правилам техники безопасности в компьютерном классе.


·15