Методическая разработка занятия по настольному теннису в учебно-тренировочной группе 1 года обучения Способы передвижения в парах


Методическая разработка занятия по настольному теннису
 в учебно-тренировочной группе 1 года обучения
                 «Способы передвижения в парах»
Место проведения: МОБУ «Гимназия»
Дата  проведения: 22.11.2013 г.
Группа: 12 воспитанников   1 года обучения.
Тема занятия: «Способы передвижения в парах».
Продолжительность занятия: 90 минут.
Цель занятия:  изучение способов передвижения в парах для успешной игры.
Задачи занятия:
   обучающие  -  ознакомить, изучить и опробовать 5 способов передвижения в парах;
  развивающие – способствовать формированию спортивной компетенции, умению анализировать, сравнивать, строить аналогии, управлять своими двигательными действиями;
  воспитательные  – способствовать формированию сплоченности, согласованности действий, взаимопониманию, доброжелательному отношению друг к другу.  
Материально-техническое оснащение: столы и сетки для настольного тенниса, ракетки, мячи, ноутбук, проектор, экран.
 
План занятия.
Подготовительная часть  (30 мин.) включает приветствие, упражнения по общей физической и специальной подготовке, разминку по элементам настольного тенниса.
 Основная часть  (55 мин.) – сообщение  темы занятия, повторение темы  занятия «Парные игры», изучение 5 способов передвижения в парах; применение этих способов  в парных  тренировочных играх на счет.  
Заключительная часть (5 мин) – расслабление,  подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Подготовительная часть.
 Здравствуйте, ребята. Как всегда начинаем с разминки. Сегодня разминку проводит Маша (6 мин.).
 На каждом занятии назначаю помощника тренера, проводящего разминку или часть тренировки. Это способствует развитию речевого аппарата ребенка, умению выражать свои мысли, а мне контролировать усвоение детьми изученной терминологии. Я не ограничиваю детей в выборе комплекса упражнений. Как правило, они повторяют те упражнения, которые были предложены мной: упражнения для плечевого пояса – рывки, вращения; для кисти – вращения;  наклоны туловища в сторону; махи ногами, приседания, сгибания и разгибания стоп; прыжки, отжимания. Я всегда приветствую, если ребенок добавляет что – то новое, свое. Мария заменила приседания упражнением «пистолетик», а прыжки на месте видоизменила и предложила ребятам попрыгать на одной ноге,  а так же с чередованием ног.  Далее (2мин.)  играем в игру «Кто последний?» Дети  бегают по залу.  По хлопку добегают до ближайшей скамейки и садятся. Тот, кто сел последним 3 раза отжимается (мальчики) или приседает (девочки).
Следующие упражнения:  имитационные упражнения – накаты, подрезки, топ – спины (7 мин.). Разминка ударами на столе (15 мин.).
Основная часть.
Тема сегодняшнего занятия «Способы передвижения в парах» (слайд 1, 2).  
На прошлом занятии мы познакомились с парными играми в настольном теннисе. Вспомним, какие пары участвуют в соревнованиях по настольному теннису? Чем отличаются одиночные встречи от парных? Дети дают ответы: «В парных встречах играют 4 человека, а в одиночных - 2», «Одиночные игры бывают мужские и женские, а парные еще и смешанные», «В парах подают только по правой диагонали», «Отбивают по очереди», «Меняются сторонами». Подвожу итоги сказанному: (слайд 3, 4)  в парных встречах с каждой стороны стола играют по два человека, отбивают шарик  по очереди, подачи производятся с правого квадрата одной стороны стола в правый квадрат другой стороны, после каждых двух подач происходит смена падающего, то есть перестановка игроков.
На прошлом занятии  в тренировочных парных  играх вы поняли, что для того чтобы отбивать поочередно надо уступать друг другу место. У вас это плохо получалось, вы предъявляли друг другу претензии, проигрывали встречу.  Проигрывают в парных играх чаще всего из-за неумения игроков согласованно передвигаться и выбирать правильную позицию. Выполняя поочередно с партнером удары, вы должны постоянно менять положение так, чтобы не мешать друг другу, но в то же время своевременно оказываться на месте. Давайте познакомимся с основными способами передвижения в парной игре, которые встречаются наиболее часто. Их пять (слайд 5). Первый способ передвижения можно еще назвать линейным. Посмотрим этот способ на слайде 6.  Выполнив удар, отходите в сторону — один все время вправо, а другой — влево. Если же в ходе розыгрыша очка вы поменялись местами, то и тогда соблюдайте это правило передвижения. К такому способу передвижения прибегают в том случае, если один партнер играет левой рукой, а другой — правой или если оба играют в ближней игровой зоне. А теперь попробуем «поиграть». В течении 4 минут дети осваивают этот способ в игре ударами со стола.
Второй способ передвижения называют Т-образным (слайд 7). Его используют обычно, когда один из игроков предпочитает играть в ближней, а другой — в средней игровой зоне. Если вы играете в ближней зоне, то передвигаться должны вправо-влево вдоль стола, а ваш партнер — вперед-назад. Тренировка данного способа передвижения (4 мин.).
Третий  способ передвижения называют Л-образным (слайд 8). К нему прибегают, когда в паре играют правша и левша. Вы должны находиться в разных углах стола, на некотором расстоянии от него: правша — в левом углу, а левша — соответственно в правом. Это обусловлено тем, что у большинства игроков лучшим является удар ладонной стороной ракетки. Подойдите к столу для нанесения удара, а затем возвратитесь в исходное положение. Тренировка этого способа передвижения (4 мин.).
 Если вы и ваш партнер предпочитаете играть в средней зоне и один из вас придерживается односторонней игры справа, тогда лучше применять четвертый способ передвижения — его называют  И-образным  (слайд 9).  В этом случае вам нужно придерживаться основного принципа парной игры: сыграть успешно самому и создать наиболее благоприятные условия игры для партнера. Поэтому, чтобы избежать столкновений и дать возможность партнеру свободно передвигаться у стола, вы должны двигаться вперед-назад, а ваш партнер — из левой части площадки по диагонали слева направо.  
Наиболее часто в парной игре встречается пятый способ передвижения —  О-образный (слайд 10). Выполнив удар у стола, отойдите в сторону и назад за спину партнера, займите его место, а ваш партнер должен переместиться к столу. При этом способе вы должны двигаться как бы по кругу, освобождая площадку для выполнения ударов. Перемещаться по кругу можно и вправо, и влево — в зависимости от того, в какую половину стола ударится мяч. Если мяч ударится в правую половину стола, вам после удара нужно отойти вправо-назад, освобождая место партнеру. Чтобы не ошибаться, в какую сторону надо передвигаться после удара, советую придерживаться следующего правила: не пересекать поле зрения партнера, передвигаться в кратчайшую сторону к одному из углов стола.  Апробация пятого способа перемещения (4мин.).
А теперь проведем парные тренировочные игры на счет (15 мин.), используя полученные сведения о способах передвижения в парах.
Заключительная часть.
Какой способ передвижения вам понравился больше? Частые ответы – первый и третий. Достаточно ли использовать 1 - 2 способа? Здесь мнения разошлись. Способствовали полученные знания улучшению взаимопонимания в вашей паре? Единогласно – да. Подведение итогов (слайд 11).  
В зависимости от ситуации в  игре успешно используют все эти способы передвижений. Поэтому не ограничивайте свой технический арсенал одним-двумя способами передвижений. Еще раз напоминаю: в парной игре согласованные передвижения партнеров особенно важны. Не стоит расходиться с партнером очень далеко, иначе вы не успеете быстро подойти к столу. Но и стоять слишком близко друг к другу также нежелательно — тем самым вы будете сковывать действия партнера.
     Правильное использование всех способов передвижения в парах способствует: улучшению взаимопонимания, умению ориентироваться в пространстве, работать в команде, сплоченности, управлению своими движениями. Умение передвигаться по площадке поможет вам не только одерживать победы над соперниками, но и стать хорошим парным игроком.  
Спасибо за внимание, занятие окончено.