Урок ОРКС на тему Род и семья


Модуль: «Основы светской этики»

Тема: Род и семья
Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Расширить представления детей о семье, роде, семейных традициях.

Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт
семейных отношений. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье.
УУД
Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
Совершенствовать и обогащать словарный запас.
Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Примечания

I. Вызов













1. Оргмомент
.
2. Пробуждение интереса к получению информации.
Чтение сказки и постановка задачи перед учащимися:
- Прослушайте внимательно текст сказки и постарайтесь закончить ее одним подходящим по смыслу словом.
3. Актуализация имеющихся знаний.

О чем мы будем говорить на уроке, вы поймёте, если отгадаете загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)


4. Озвучивание темы урока, цели и задач.
Называет тему урока, озвучивает цель и задачи урока.
Обсуждение с учащимися темы и эпиграфа к уроку:
Мой род – это дерево весной в цветах,
Семья – это ветка осенью в плодах,
Мой сад - это жизнь моих родных детей,
Они продолжают жизнь моих корней

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово?


Приветствуют учителя.




Дети слушают сказку, выполняют задание.




Отгадывают загадку








Ученики отвечают на вопросы учителя





Ответ: "7 - Я". В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я.























II.Осмысление содержания

1. Вступительное слово учителя:
Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.
2. Работа с понятием «семья».
- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.
Игра «Ассоциации»
Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:
«Семья – это»


Работа с учебником.

Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями. Они стали больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие.
Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина не могут жить друг без друга, они полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская.
С понимания, доброты, прощения, но главное, с заботы друг о друге начинается семья. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называется домашний очаг. Он дает человеку не только кров, но хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции






4. Физминутка.

Игра «Аплодисменты»

5.
Работа в парах.(приложение)
Закончить пословицы. Объяснить их смысл.

6. Историческая справка. Введение в понятие «род».
- А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было семьи ?
Вот послушайте:
« Давным – давно жили люди не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков - родом»
Работа с понятием «РОД»
Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род»

Работа с понятиями «РОД», «РОДОСЛОВНАЯ»

6. Работа в группах
1 группа( соединить стрелочками понятия по смыслу)
Прабабушка Папин или мамин брат
Бабушка Сын твоей тети и дяди
Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки
Дядя Дедушка твоего отца или мамы
Тетя Мама твоей мамы или папы
Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы
Двоюродная сестра Мамина или папина сестра
Племянник Сын твоей сестры или брата
Племянница Дочь твоей сестры или брата
Отчим Муж твоей мамы
Мачеха Жена твоего папы



2 группа
Беседа с детьми о возникновении рода, о нравственных отношениях в роде.


Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род?


3группа

Работа с притчей «Ладная семья»
(приложение)
Задание: прослушайте и постарайтесь закончить текст словами, связанными с сюжетом притчи.


Внимательно слушают учителя, создается эмоциональный настрой.






Придумывают ассоциации, составляют предложение, например,
Семья – это дом, в котором меня всегда ждут и любят.
В семье взрослые помогают детям, а дети помогают взрослым...\
Прочитать в учебнике о понятии
«СЕМЬЯ», определяют значение слова


















Записывают в тетрадь понятия.











Исправляют, заканчивают пословицы, зачитывают, объясняют смысл










Ученики составляют ряд: род-родить – родословная-родственники – родина
Записывают в тетрадь понятия «род», «родословная»

Выполняют задания к тексту в группах





Чтение текста, ответы на вопросы.
Составляют правила поведения в семье











Работают с источником информации
Закончить предложение, используя знания, полученные на уроке.












Метод «Ассоциаций»,





















Составление кластера






































































III. Рефлексия
1. Слово учителя. Подведение итогов по изученной теме.
Почитание родителей – основание человеческой культуры, залог чистой совести. Неуважение к ним – начало распада человеческого общества. Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. На Руси тех, кто не знал свои корни, называли “Иванами, не помнящими родства”.
- Как нужно относиться к родным и близким людям?
- А процветание нашей Родины зависит от того, как мы относимся к родителям, к предкам, как чтим традиции семьи?
3. Вывод по уроку.
Любовь к родине – естественное человеческое чувство. Оно зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля, луга, мягок ли хлеб Людям свойственно относиться к своей Родине как к родной матери. Родина – родить – родиться – родители.
От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будете ли вы продолжателями этих традиций, как вы чтите традиции свой родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить.

Закончить урок я хочу стихотворением.


Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Д.з по выбору(слайд)

Покажите при помощи сигнальных карточек кому было сегодня на уроке интересно(красные), кому было хорошо( зеленые), кому было скучно(синие)













Учащиеся делают вывод по уроку, связывая понятия «семья» и «род» с понятием «Родина».



















.


























Метод «толстых» и «тонких» вопросов











































































Приложение1 (пословицы , работа в парах)
Вся семья вместе, так и душа:.
Яблоко от яблони:. (
Чем богаты:.(
Где мир да лад, там и божья:. (
В гостях хорошо:.(
Когда семья вместе, так и душа в пятках (
Не родись красивой, а родись богатой (
Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (
Не красна изба углами – красна коврами (
В гостях хорошо, тогда сиди долго (
На стариках семья
В семье и каша
Семейный горшок веселей
На что клад, коли в семье





Приложение2 (притча «Ладная семья»)
Задание 3группе.

«Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.
- Вы скажите ну и что, мало ли больших семейств на свете.
Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился

- Как вы думаете, какие слова написал старик?

- Из всех названных вами слов, выберите только три.


15