Урок по русскому языку О-ё после шипящих и ц в окончании существительных
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная школа №14 ст.ВладимирскойУрок русского языка в 5 классе
Тема:
«Правописание гласных о – е после шипящих и ц в
окончаниях имён существительных»
Разработала:
Учитель русского языка
и литературы МБОУ ООШ №14
Кнышук Татьяна Владимировна
2016 г
Конспект урока по русскому языку по теме
Правописание гласных о – е после шипящих и ц в окончаниях
имён существительных
Перечень оборудования: доска, карточки для индивидуальной работы, магнитная доска с сигнальными карточками, слайд-шоу, раздаточный материал, учебник.
Цель урока: Формировать умение правильного написания букв о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания и умения выделять в слове окончание и корень.
Повторить правописание букв о – ё после шипящих в корне слова.
Формировать умение правильного написания слов с изучаемой орфограммой и графического обозначения орфограммы.
Формировать умение применения орфографического правила на практике.
Формировать умение различать орфограммы «Буквы о – е после шипящих в корне слова», «Буквы о – е после шипящих и ц в окончании имён существительных».
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому языку как к школьному предмету.
Воспитывать чувство товарищества, чувство уважение к одноклассникам.
Воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ.
Развивающие:
Способствовать развитию орфографической зоркости.
Способствовать развитию зрительной, долговременной памяти.
Способствовать развитию логического мышления.
Развивать способность сопоставлять, анализировать.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методическое обоснование урока:
Урок проводится в системе уроков русского языка в 5 классе. Это урок изучения нового материала по теме «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных». На изучение данной темы отводится один урок. В ходе изучения этой темы учащиеся должны научиться определять опознавательные признаки данной орфограммы, применения орфографического правила. Данный урок нацелен на формирование этих учений. Учащимся знакомо определение окончания слова, известно какие буквы являются шипящими, также ранее была изучена орфограмма «Буквы о-ё после шипящих в корне слова», на этом уроке необходимо повторить эту орфограмму. Изучение нового материала не должно вызвать у ребят больших затруднений. На данном уроке планируется привлечение раздаточного материала, в частности карточек с индивидуальными заданиями. Планируется заполнение опорного конспекта (оформление мини-проекта): «Буквы о-ё после шипящих и ц в существительных», эта работа поможет ребятам отработать навыки применения правила и графического её обозначения. В результате выполнения вышеуказанных действий предполагается, что будет достигнута главная цель урока: формировать умение правильного написания букв о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД примечание
I.Организа-
ционныймомент Здраствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна, и сегодняшний урок проведу у вас я. Я постараюсь сделать его ярким и интересным, вы в любой момент можете рассчитывать на мою помощь. А я надеюсь на то, что мы хорошо поработаем.
Начать урок я хочу со слов Ральфа Эммерсона:
« Совместный труд способствует открытиям и совершениям, которые трудно достичь самому»
- Как вы понимаете эти слова?
- Скажите, а опыт совместной работы пригодится вам в жизни?
- Давайте вспомним правила групповой работы (организация работы в группе)
Слушают и ответы на вопросы
Коммуникативные
умение слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. II. Опорное
повторение
- Ребят, а какое сейчас время года?
-А что вы любите весной делать?
Я ,ребята, люблю гулять по лесу, собирать цветы и слушать пение птиц. И сегодня я приглашаю вас на прогулку.
Слайд с текстом
Ребята, поработаем с текстом. Вставьте пропущенные буквы, ответы запишите в карточку 1.
Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте их.
- В каких частях слова вам встретились орфограммы?
- Каким одним общим словом мы можем их назвать?
- Давайте вспомним, что такое морфема, и какие морфемы вы знаете. (составление кластера «Морфема»).
- Давайте вспомним, а какие орфограммы вы знаете в окончаниях.
-Сегодня вы узнаете еще одну орфограмму на правописания окончания.
Отвечают на вопросы учителя
Индивидуальная работа по карточкам, взаимопроверка, отвечает 1 ученик.
Составляют кластер
III целеполагание Скажите, а с кем мы можем встретиться в лесу, что увидеть?
На доске учитель записывает слова: ежом, грачом, ландышем, лисицей) - Посмотрите на слова и определите, что у них общего?
- Подумайте и скажите тему урока.
Записываем число, классная работа и тему урока.
- Любая деятельность имеет цель. Посмотрите внимательно на тему и опорные слова на доске и сформулируйте цель нашего урока.
- Обратите внимание, что на столах, у каждой группы есть буклеты цветные, но они пока пусты. Сегодня в течение урока мы будем их заполнять. Что уже мы можем записать?. Оформите титульную страницу. Формулируют тему урока
Формулируют цель урока Регулятивные
Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Познавательные: постановка проблемы IV Изучение
нового
материала - А сейчас поработайте в группе. У вас на столах лежат слова, распределите их на две группы.
- По какому принципу вы их так распределили.
- Почему, как вы думаете, в одном случае мы пишем о. а в другом е.
Формулируем правило.
- Давайте схематично оформим нашу орфограмму в буклете. Там у вас уже есть основа. Подумайте, обсудите в группе варианты и составьте схему.
Выполняем схему правила. Работа в группе
Составление схемы Познавательные
Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор критериев для сравнения;
- выдвижение гипотезы и её обоснование?
- выделение общего на основе сравнения.
Регулятивные
Контроль в форме сличения с образцом.
Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им VI. Первичное
закрепление .- Выполним пробное задание. Как вы понимаете это выражение?
В группах есть карточки с картинками. Задача детей по очереди под каждой картинкой написать сущ и выделить в нем орфограмму.
- Все справились с заданием?
- Скажите, а что еще нужно знать, чтобы правильно применять правило?
Составляем алгоритм рассуждения.
- У вас уже есть пункты алгоритма. Посоветуйтесь и расставьте эти пункты в правильной последовательности.
Проверка на слайде правильности алгоритма.
Молодцы. Ребят, а мы с вами подошли к грибной опушке. Грибы очень любят прятаться. Вот и сейчас они спрятались, да не просто, а под цветком. Посмотрите внимательно на ваши пробные задания, у каждой группы свой цветок. Выберите одного участника, который пойдет искать грибы и выполнять задание.
По углам расположены задания, дети находят соответствующее им и выполняют. Остальные пока записывают алгоритм в буклет.
Проверяем задание по углам.
- Весна, это время творения. Давайте и мы создадим что-то прекрасное. Посмотрите на ваши буклеты. Там у вас в третьей части есть слова, ребята, которые грибы искали работали со стихотворениями. Обсудите и составьте четверостишье на тему «весна», используя слова для справок. Выполнение пробного задания (прил 1)
-
Составление алгоритма
Индивидуальная работа учащихся по приему «Углы»
Составление группой четверостиший, и итоговое оформление буклета.
Познавательные
Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор критериев для сравнения;
- синтез –составление целого из частей
Регулятивные
Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Регулятивные
Контроль в форме сличения с образцом.
Оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. V Физкульт минутка Усталь?
Немного отдохнем.
Танец под музыку VI. Формирование
умений - Посмотрите, на какую красивую полянку мы с вами пришли.
– Вы любите собирать цветы?
- Давайте соберем свою корзину знаний.
Учащиеся выбирают цветок и выполняют задание. Выполнение заданий Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им VII Рефлексия Посмотрите, какая красивая корзина у нас поучилась, чего не хватает?
Прикрепите соответствую вашему впечатлению от урока щий лепесток ( желт-отлично, зел – хорошо. Розовый – не понравилось)Оценивают работу и урок Регулятивные
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилиюVIII. Домашнее
задание Домашнее задание на слайде. Выберите то, которое соответствует оценке. Выбирают домашнее задание Резерв: упражнение 558
Список использованной литературы:
Русский язык: Учебн. Для 5 кл. общеобразоват. учеб. Заведений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. 34-е изд., прераб. – М.: Просвещение, 2002. – 221 с.
Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова.— М.: Просвещение, 2002.
Дидактический материал к учебнику русского языка: Пособие для учителя/ Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов и др. 3-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 1898. – с.127, 128
Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. – с.149-150