Урок по русскому языку в 6 классе Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Конспект открытого урока
6б класс

Тема урока: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных
Цели урока:
Узнать о правописании о-е в окончании имен прилагательных
Научиться применять правило на письме

Задачи:
Образовательная: познакомить с условиями написания о-е после шипящих ; формировать умения обосновывать выбор гласной
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения орфограммы, совершенствовать орфографические навыки
Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, уважение к родному краю, к родной природе.

Оборудование: проектор, доска, электронная презентация, листы самооценивания, толковый словарь Ожегова
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1 организационный момент
Приветствие, обозначение отсутствующих
Приветствие , ознакомление с листами самооценки

2 мотивация к учебной деятельности
Ребята, я вам расскажу притчу:Когда-то в одном городе жил мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами родного города. Отовсюду приходили к нему люди за советом. Но жил в этом городе человек, который завидовал его мудрости. Пришел как-то завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между ладонями и подумал: « Пойду-ка я к мудрецу и скажу ему:О, мудрейший, скажи, какая бабочка у меня в ладонях? Если ответит мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Если же скажет: живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все увидят, кто из нас умнее».
Так и случилось: пришел завистник к мудрецу и спросил: «О, мудрейший, скажи, какая бабочка у меня в ладонях?» Тогда мудрец, который действительно был самым мудрым, ответил: «Все в твоих руках»
Итак, ребята, сегодня все в ваших руках. От вас, от каждого из вас зависит, насколько умными, мудрыми вы станете на этом уроке.
Запишите сегодняшнее число и запомните этот день как один из самых лучших дней в этом учебном году.
Кто определит лексическое значение слова «притча»?
Обращение к словарю Ожегова
Попытаются определить лексическое значение слова «притча»
Индивидуальное задание: фонетический разбор данного слова на доске

















Записывают в тетради число
Определяют лексическое значение слова «притча»

3 Проверка домашнего задания
й слайд
слайд
Ребята, вы дома выполнили комплексный анализ текста.
Кто-нибудь обратил внимание на одно слово, значение которого вы могли не знать? Ребята называют слово «эндемики». Попробуем определить значение слова, рассмотрев его в контексте, т.е. в окружении других слов . Прочитайте предыдущее предложение. Вопрос: для какого стиля характерно это слово? (для научного)
Проверьте, все ли у вас правильно и оцените свою работу в листах самооценивания
Домашнее задание: устно называют тему, основную мысль текста, стиль, тип речи.

Определяют значение слова «эндемики» и запоминают

4 актуализация ранее изученных орфограмм
3-й слайд, 4-й слайд
А теперь давайте вспомним орфограммы имен существительных. Для этого выполним задание: выписать слова по группам
Распределяются по группам. Группы указаны на листах самооценки цветными кружочками. Выполняют задание в тетради, сверяются с ответами на слайде, оценивают свои работы.

5 Формирование новых знаний и способов действий (переход к новой теме)

Проблемная ситуация. Вопросы к 4-й группе: К какой части речи относятся ваши слова?
В какой морфеме не хватает буквы?
После какого согласного пропущена буква?
Давайте попробуем вставить буквы
Сформулируем тему
Соответственно цель урока
А теперь попробуем сформулировать правило
Соотнесем с правилом учебника (стр.89,орфограмма №18)
Ответы учащихся: к прилагательным
В окончании
После шипящего

Самостоятельно формулируют тему и цель урока

Формулируют правило

Соотносят с правилом учебника

6 первичное закрепление:
Вернемся к нашему тексту о Байкале. Есть ли здесь прилагательные на данное правило?
Запишем на доске и разберем по составу. Слова записываются на доске
Еще раз прочитаем правило
Ребята, а можно нарисовать это правило?
Вернемся к учебнику и выполним упражнение№583: выписать 2 пословицы, которые подойдут по смыслу к нашей притче. Обозначить орфограмму
Ребята называют: большого, свежего

Устно разбирают

Проговаривают правило

Попытаются нарисовать, изобразить правило

7 физкультминутка



8 применение новых знаний
Творческое задание: составить мини-сочинение на тему: отдых на Байкале, используя словосочетания: у большого дерева, свежего ветра, колючего ежа
Пишут мини-сочинение

9 оценивание творческих работ

Самые интересные сочинения читаются вслух

10 рефлексия
Сейчас подведем итоги урока. Для этого у вас в листах самооценивания нарисованы смайлики. Выберите нужный смайлик и поставьте галочку, а также подсчитай свои баллы, накопленные за урок
Дети подсчитывают баллы, выбирают смайлик и обозначают.

11 домашнее задание
Слайд
Домашнее задание: дописать мини-сочинение, упражнение 583 (написать оставшиеся пословицы)






Самоанализ урока

Тема урока: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных
Цели урока:
Узнать о правописании о-е в окончании имен прилагательных
Научиться применять правило на письме
Задачи:
Образовательная: познакомить с условиями написания о-е после шипящих ; формировать умения обосновывать выбор гласной
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения орфограммы, совершенствовать орфографические навыки
Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, уважение к родному краю, к родной природе.

Тип урока: изучение нового материала
Методы: частично-поисковый, исследовательский, критического мышления
Краткая характеристика класса: в классе 19 учащихся. Из них по итогам 2 четверти: 2 отличника, 6 ударников. Качество знаний по предмету-42%, средний балл-3,6.В большинстве класс очень активный, мобильный. Уровень обученности по данному предмету выше среднего. Есть сильный костяк, состоящий в основном из мальчиков. Это:Эрдэм, Вася, Коля, Сережа, Дамби, Бэлигто. Девочки немного вялые. В целом класс хороший, умеющий работать.

На данном уроке основной акцент я делала на современном подходе-текстоориентированном .Это анализ текста о Байкале на местном материале(учтен региональный компонент), составление мини-сочинений на эту же тему, работа с материалами учебника, анализ прочитанного. Также применила коммуникативно-деятельностный подход (работа с учебником, алгоритмом действий). Данный урок требовал применение и личностно-ориентированного подхода (внимание к речи других учеников, обучение связной речи).
К самостоятельному формулированию темы, соответственно цели, правила ребята пришли через разрешение проблемной ситуации (метод критического мышления). На уроке ребята успели выполнить фонетический разбор, морфемный, а также определили лексические значения слов (работа с толковым словарем). Интересным для ребят было задание «нарисовать правило».
Урок состоял из 11 этапов:
1 организационный момент

2 мотивация к учебной деятельности

3 Проверка домашнего задания


4 актуализация ранее изученных орфограмм


5 Формирование новых знаний и способов действий (переход к новой теме)


6 первичное закрепление:

7 физкультминутка

8 применение новых знаний

9 оценивание творческих работ

10 рефлексия

11 домашнее задание




Таким образом, цель урока достигнута.









Национально-региональный компонент
(к уроку «гласные после шипящих в окончаниях прилагательных)
5кл

Байкал-жемчужина среди озер земн шара.Он знаменит своей геологическ древностью, огромн размерами, кристальн водой и удивительн климатом.
Озеро известно на весь мир. Оно является самым глубоки чистозером. Славится Байкал не толькопитьев, но и лечебн водой.
Байкал находится в глубок впадине и со всех сторон окружен горныхребтами.Это край дремучтемнохвойн тайги. Мало где встретишь такого больш разнообразияживотн и растительн мира. Многие из них обитают только здесь и нигде больше. Называются они эндемики.
Еще одной особенностью Байкала является многочисленность ветров. Их насчитывается около тридцати.
Время от времени жители прибрежнсел ощущают дуновения свежего ветра под разными названиями: «баргузин», «култук», «ангара», «хиус», «верховик», «сарма» и т.д.
Прекрасен Байкал в любое время года.
Берегите Байкал! Это наше природное достояние.


Комплексный анализ текста


1. Озаглавить
2. Определить стиль, тип речи
3. Определить основную мысль текста
4. Вставить пропущенные буквы
5. Выписать словосочетания «прилагательное+существительное», выделить окончания прилагательных

15