Конспект урока по русскому языку на тему Написание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных


Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема. Написание О – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
Цель: формирование у учащихся знаний о написании букв О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
Задачи:
- выявить степень усвоения учащихся знаний о частях речи (существительные, прилагательные), частей слова,;- создавать условия для развития у младших школьников навыков правильного написания букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
- развивать связную речь, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.
Планируемые результаты урока:
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-умение осуществлять действия по заданному алгоритму;
- умение контролировать свою деятельность.
Познавательные:
- умение применять на практике ранее изученные знания;
- умение отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение добывать новые знания;
- умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- умение слушать и понимать речь учителя;
- умение вступать в учебный диалог с одноклассниками.
Личностные:
- умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
- умение учиться выражать свое мнение;
- умение работать над адекватной самооценкой;
- умение осознать необходимость учения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Чуракова Н.А. Русский язык.4 класс: Учебник 1 ч.; Байкова Т.А. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ №1,4 класс; оценочный лист.
Этапы урока
Содержание этапа
1.Орг.момент
Цель для учителя:
-создать условия для положительного настроя учащихся на урок;
-сконцентрировать внимание учащихся на начальном этапе урока
Цель для учащихся:
-подготовиться к продуктивной работе
Методы организации работы:
приветственное слово учителя; создание ситуации успеха. Звенит звонок, зовёт звонок,
И в классе начинается урок.
- Прочитайте слова: аккуратность, трудолюбие, внимательность, лень, взаимопонимание, эгоизм.
Все слова вам знакомы, многими качествами вы обладаете. Какие из этих качеств нам не пригодятся на уроке? (лень, эгоизм) Я желаю быть вам на уроке внимательными и активными.
Откройте тетради, запишите дату.
2.Проверка домашнего задания
Цель для учителя: выявить степень усвоения учащимися знания о частях речи, о частях слова.
Цель для учащихся: применять знания о частях речи и частях слова.
Методы, используемые учителем при проверке домашнего задания учащихся: метод активизации познавательной деятельности учащихся.
Используемые методы мотивирования и стимулирования: эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха, социальные: развитие самооценки.
- Какое домашнее задание вам было задано? (упр.84, с 86 в тетради на печатной основе) Прочитайте задание к упражнению. Какую цель вы ставили себе при выполнении домашнего задания? Какая орфограмма у слов с пропущенными буквами? Прочитайте имена существительные и объясните написание окончания. Прочитайте имена прилагательные и объясните написание окончаний. Прочитайте глагол и объясните написание окончания. Оцените выполнение домашней работы в оценочных листах.
3.Актуализация опорных знаний
Цель для учителя:
- выявить степень усвоения учащимися знаний о частях речи и частях слова;
- побуждать учащихся к активности при систематизации знаний о частях речи и частях слова.
Цель для учащихся:
-различать части речи и части слова; находить орфограмму в словах.
Методы, используемые учителем при актуализации опорных знаний учащихся: метод активизации познавательной деятельности обучающихся; метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и закреплению пройденного материала.
Используемые методы мотивирования и стимулирования: эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха, социальные: развитие эмпатии, самооценки. - Посмотрите на записанные слова:
Мужич..к плащ..вый
Старич..к плюш..вый
Овраж..к еж..вый
С малыш..м чуж..йЗа туч..й больш..йСо свеч..й хорош..го
- Что общего и в чём различие между словами? Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В каких частях слова она встречается? (Общая орфограмма- написание гласных после шипящих. Какие шипящие вы знаете? Различия: слова выражены разными частями речи- существительные и прилагательные; орфограмма пропущена в суффиксах и окончаниях).
-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (учиться правильно писать гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных).
- Прочитайте тему урока (запись на доске). А сейчас я предлагаю вам поработать с нашими словами:
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
1.Мы выяснили, что многое вам уже известно.
2. Переходим ко второму слову. Какую цель вы ставите перед собой? Что хотите узнать? Чему научиться?
Цель нашего урока: сформировать знания о написании букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
3.Можем ли мы сейчас использовать третье слово? (Конечно, нет. Мы ещё не научились правильно писать орфограмму после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.) Вернёмся к этому слову в конце урока. Что нам поможет в этой работе? (Нужно составить алгоритм)
4.Изучение нового материала
Цель для учителя:
- организовать и направить учебную деятельность учащихся на восприятие, осознание, систематизацию знаний о шипящих, частях речи (существительное и прилагательное) и частях слова (суффикс и окончание);
- создать условия для ознакомления учащихся с правильным написанием гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных;
- побуждать учащихся к активности при изучении нового материала.
Цель для учащихся:
- уметь правильно писать гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
Методы, используемые при изучении нового материала: метод устного изложения материала ; объяснительно- иллюстративный метод; метод формирования познавательного интереса у обучающихся.
Используемые методы мотивирования и стимулирования учащихся: поощрение, создание ситуации успеха, развитие любознательности.
Фронтальная работа
- Прочитайте и запишите первые три слова в тетрадь (книга)
- Какой частью речи являются эти слова? (2 шаг)
- В какой части слова находится орфограмма? (суффикс, 3 шаг) Выделите суффикс.
- Определите ударный слог и сделайте вывод (4 шаг) Вывод: все слова являются именами существительными, есть орфограмма написание О-Е после шипящих в суффиксах, написание гласной зависит от ударения: под ударением О, без ударения- Е.
- Как понять правильно ли мы предположили? (прочитать правило в учебнике на с.135)
-Как определить написание букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных?
- Посмотрите на оставшиеся слова. В какой части слова ещё пропущена орфограмма? (В окончании) Что ещё нужно добавить в наш алгоритм? (Значок окончание)
- Сформулируйте задание (Вставить пропущенную букву в окончании существительных)
- Запишите слова, объясните выбор буквы, используя алгоритм.
С малыш..м, за туч..й, за свеч..й- Сделайте вывод (у существительных в окончаниях под ударением пишется О, без ударения -Е)
-Давайте проверим наши предположения в учебнике на с.137
- Как определить написание букв О-Е после шипящих в окончаниях существительных?
Алгоритм работы над орфограммой : «Написание О – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных».



Ж, Ч, Ш, Щ
О Е
5.Физминутка
Цель для учителя:
- создать условия для снятия перенапряжения, успешного обучения школьников и сохранения их здоровья.
Цель для учащихся:
- получить эмоциональную разгрузку.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазкам видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
4.Изучение нового материала(продолжение)
- Слова какой части речи записаны во втором столбике? (Имена прилагательные) В каких частях слова пропущена орфограмма?
- А как вы думаете, будет ли работать наш алгоритм при выборе буквы после шипящих в суффиксе и окончании прилагательных? Я вам предлагаю сейчас это проверить, работая в паре.
- Сформулируйте задание (Вставить пропущенную букву, объяснить написание)
Задание: плащ..вый, плюш..вый, еж..вый, чуж..й, больш..й, хорош..го (Одна пара работает у доски с объяснением)- Сделайте вывод о написании О-Е после шипящих в суффиксах. Оцените работу в парах в своих оценочных листах.
- Давайте проверим себя: прочитаем правила на с. 136 и с.137

6.Итог
Цель для учителя:
- содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности;
- побуждать к самостоятельному поиску необходимых знаний.
Цель для учащихся:
- применять знания, полученные на уроке, при написании слов с О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
Методы, применяемые при подведении итога урока: метод информационно- обобщающий; метод формирования рефлексивности и прогнозирование будущей деятельности.
Используемые методы мотивирования и стимулирования: эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха.
- Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали? Какую цель ставили перед собой? Как вы считаете, достигли мы поставленной цели? Давайте вернёмся к нашему последнему слову. Что вы сегодня узнали? Чему учились? Посмотрите на свои оценочные листы, вспомните свою работу в течение всего урока. Кому на уроке было сегодня легко справиться со всеми заданиями, кому трудно? А кто сомневался?
7.Домашнее задание
Цель для учащихся:
- применять знания, полученные на уроке, при написании слов с О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных при выполнении домашнего задания.
Выучить правила на с.135-137, упр.107