Урок литературного чтения в 1 классе К. Чуковский «Телефон»
Урок литературного чтения в 1 классе
К. Чуковский «Телефон»
Цели урока:
-продолжить знакомство с произведениями раздела «И в шутку и всерьез» (К. Чуковский «Телефон»)
-совершенствовать навыки чтения целыми словами;
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, память и внимание.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, книги К. Чуковского, фишки для оценки и самооценки, листы самооценки
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
учиться работать в паре, группе;
Личностные УУД:
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;
Ход урока.
этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценка, самооценка Примечание
Орг момент Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте?
Всё в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? Актуализация знаний С произведениями какого раздела мы знакомились на прошлом уроке? («И в шутку и всерьез»)
Сегодня мы продолжим путешествие по этому разделу.
Начинаем с разминки.
«Угадай слово»
Слева бантик, справа бантик
У красотки платье - фантик. ( Конфета)
(По краям красивый бантик Образует пёстрый фантик.
А внутри, конечно, это
Шоколадная...конфета)
Короткая комическая история, вымышленная или реальная (анекдот)
На олене, на коне
Хорошо кататься мне!
Не по тундре, не по лугу –
Еду я по чуду-кругу.
Я скачу, я лечу,
Я в восторге хохочу! (карусель)
Чтобы угадать ключевое слово, возьмите из этих слов указанный цифрой слог и сложите из них новое слово. (Федотка)
Что я загадала? (стихотворение)
Кто автор? (Чуковский) Отгадывают слова
Слайд со словами-отгадками
Определение темы и целей урока Подумайте, как стихотворение «Федотка» может быть связано с темой сегодняшнего урока? (Мы будем читать стихотворение Чуковского) Высказывают предположения, в т.ч. то, что будем читать произведение того же автора. Давайте вспомним, что вы знаете о Чуковском.
Чуковский – псевдоним, настоящая фамилия Корнейчуков.
В Подмосковном селе Переделкино сейчас Дом – музей Чуковского.
Как вы думаете, Чуковский – взрослый писатель или детский? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную книгу о детской речи «От двух до пяти». (несколько реплик детей из книги. Пусть родители тоже расскажут, что инересного вы говорили в раннем возрасте)Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположения. Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского. (СЛАЙД)
Одно из стихотворений «Чудо-дерево», на котором росли чулки и башмаки.
У вас сегодня тоже есть чудо-деревья, на которых растут…. телефоны. В течение урока вы их раскрасите.
Так какое стихотворение Корнея Чуковского мы будем сейчас читать?
«Телефон» (Не случайно на дереве телефоны)
Знакомо вам это стихотворение?
Если стихотворение вам знакомо, зачем мы будем его читать? Повторяют по вопросам и слайдам информацию о Чуковском, узнают новое.
Определяют цели урока: учиться лучше читать, учиться читать по ролям, развивать память Слайды о Чуковском, его произведения. Выставка книг.
Работа над стихотворением
1)первичное чтение по цепочке и слушание записи– чтение про себя
Физминутка музыкальная
2)выборочное чтение по ролям
3)работа в группах «Литературное чтение. Часть 2» с 17
Почему стихотворение называется «Телефон»?
Помните, кто участвует в разговоре?
Проверим, всех ли мы назвали? (Слайд)
Откройте учебник с.17
Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор. Это поможет нам правильно озвучить каждого героя.
Старайтесь следить по тексту и обращайте внимание на интонации, с которыми читает актер.
Объяснение слов ДЮЖИНА, ПУД, ДРЕБЕДЕНЬ, ГАЗЕЛИ
Каких знаков препинания очень много в стихотворении? Почему? (Герои разговаривают очень эмоционально)
А как по ходу стихотворения меняется настроение, а значит интонация автора? (Он устает от пустых вопросов, волнуется, когда есть повод для волнения)
«Телефон» - это стихотворение или сказка? (Сказка в стихах)
Хотите прочитать эту сказку по ролям?
Вернемся к вопросу: “Почему стихотворение называется «Телефон»? Учит ли оно нас общению по телефону?
Можно сформулировать правила общения по телефону.
Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вписать по смыслу пропущенное слово.
1.Не звоните по пустякам.
Звоните только по важным вопросам
2. Внимательно слушайте собеседника.
3. Используйте в разговоре вежливые слова.
Вспоминают тех, кто не вошел в сокращенный вариант
Читают по цепочке, оценивают своё чтение, затем раскрашивают очередной телефон.
Работа в парах.
Читают по ролям
Дети работают в 3-хгруппах, каждая группа зачитывает получившееся правило самооценка
Взаимооценкасамооценка
Картинки с действующими персонажами вывешиваются на доску
Гимнастика для глаз Подведение итогов.
Домашнее задание
Рефлексия Урок подходит к концу.
Как вы думаете, внимательно ли вы читали сегодня стихотворение? Проверьте себя: выполните задание в тетради на с.49 (написать, кому из героев принадлежат слова)
Оцените, пожалуйста, свою работу за весь урок.
Вы уже многие отрывки, наверное, запомнили. Выучите дома понравившийся отрывок наизусть.
Что на уроке вам больше всего понравилось?
Вокруг нашего телефона прикрепите свои чудо-деревья магнитиками красного или синего цвета. Дети выполняют задание в тетради
Оценивают свою работу цветными фишками по преобладающему цвету раскрашенных телефонов, полученных за урок. Проверка и самооценка
Работа в тетрадиоформить на доске