Урок литературного чтения К.И.Чуковский «Телефон», «Путаница».


Урок литературного чтения, 1 класс, программа «Школа России»
Тема: К.И.Чуковский «Телефон», «Путаница».
Тип урока: ОНЗ.
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; формировать умение определять жанр и тему произведения; работать над выразительностью речи, интонацией;
- развивать речь, мышление, внимание;
- воспитывать наблюдательность.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текста, анализировать, обобщать и классифицировать жанр произведения по признакам.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других, умение работать в паре.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оборудование: интерактивная доска, демонстрационный материал; раздаточный материал.
.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организационный момент. Включение в учебную деятельность. 3 мин
Цель: формирование мотивации к учебной деятельности.
Речевая разминка. Цель: формировать умение проводить дыхательную гимнастику, артикуляционную разминку, работу над дикцией.
II. Работа с текстом до чтения. Актуализация знаний учащихся и самоопределение к учебной деятельности. 7 мин
Цель: формировать умение определять цель и прогнозировать предстоящую работу.
II. Работа с текстом до чтения.
2.Знакомство с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. Цель: познакомить с биографией К.И.Чуковского.
III. Работа с текстом во время чтения. 4 мин
3.Чтение диалога из сказки «Телефон» с.96 (учитель спрашивает, класс хором отвечает).
Цель: формирование навыка осознанного выразительного чтения.

Анимационная физминутка для глаз. 1 мин
Цель: снять зрительное напряжение;          внести эмоциональный заряд.
Задачи:
1.Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;
2.Необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку;
3.Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.
IV. Работа с текстом после чтения. 7 мин
4. «Вспомни сказку». Задание на карточках. ( Работа в парах.)Цель: формировать умение применять ранее полученные знания на практике.
V. Работа во время чтения. 3 мин
5. Чтение отрывка из сказки «Путаница» с.97.Цель: формирование умения навыка осознанного выразительного чтения, различать жанры литературного творчества.
IV. Работа во время чтения. 5 мин
6.Чтение и анализ стихотворения «ЗАКАЛЯКА». Задание на карточках.
Цель: формирование умения навыка осознанного выразительного чтения, формировать умение определять жанр и тему произведения.
IV. Работа во время чтения.
7.Подготовка к выразительному чтению.
V. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин
Цель: оценить результаты собственной деятельности на роке.
VI. Итог урока. 2 мин
Цель: зафиксировать новые знания, полученные на уроке.
- Сегодня мы будем читать стихи детского поэта Корнея Чуковского, а также узнаем о его жизни и творчестве.
Развитие речевого аппарата.
1. Дыхательная гимнастика «Озябшие пальцы».
2.Артикуляционная разминка «Сластёна»
3.Работа над дикцией «Распевка».
1.Чтение стихотворения.
Деятельность учителя
- Прочитайте стихотворение (Слайд 1.).
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг.
В. Берестов.
- О ком это стихотворение?
( Слайд 2.)
- Почему Корней Иванович Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?
- Какие произведения Чуковского вы уже читали?
- А что бы вы хотели узнать на уроке?
- Какую цель урока мы поставим?
- Смогли мы узнать о жизни Чуковского?
- Что нового узнали?
- А какую ещё цель мы ставили на уроке?
- Попробуйте предположить, о чём мы будем читать?
-А хотите ли вы узнать совпадёт ли ваше предположение с текстом автора?
- А что для этого нужно сделать?
- Какие ожидания оправдались?
- Вы говорили о том, что вы много читали сказок. А сейчас проверим, как вы их запомнили.
- Какое задание нам предстоит выполнить по карточкам, которые лежат перед вами?
До чтения.
- Почему так называется произведение?
- Что мог напутать автор?
После чтения.
– А для чего писатель всё перепутал?
- Какие строки были самые весёлые?
- Кто стал мяукать? хрюкать? квакать? крякать? (Выборочное чтение)
- К какому типу мы отнесём сказки Чуковского?
- В каком жанре написаны произведения, которые мы вспомнили? Докажите.
- Я предлагаю прочитать вам ещё одно произведение «Закаляка» и подумать, в какой форме написано оно.
- Попробуйте предположить, о ком или о чём пойдёт речь в произведении?
ЗАКАЛЯКА.
Дали Мурочке тетрадь, - Как вы думаете, что она будет с ней делать?
Стала Мура рисовать.
– Что она нарисует?«Это – ёлочка мохнатая.Это – козочка рогатая.Это – дядя с бородой.Это – дом с трубой». - Что ещё можно нарисовать?«Ну, а это что такое,Непонятное, чудное,С десятью ногами,С десятью рогами?» - Как думаете, кто это?«Это Бяка-Закаляка Кусачая, - Кто это?Я сама из головы её выдумала». – Как думаете, понравилась Закаляка Мурке?«Что ж ты бросила тетрадь,Перестала рисовать?» - Почему она бросила тетрадь?
- Мы с вами уже знаем, что в лирических стихотворениях поэты выражают свои чувства. В них обязательно есть настроение. Попробуйте выбрать из ряда слов те, которые называют чувства и настроение наиболее точно.
На доске магнитами крепятся слова:
удивление, радость, восхищение, восторг, умиление, огорчение, отчаяние, грусть, сочувствие, счастье, ненависть, тоска. - Прочитайте стихотворение выразительно.
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорика»
- Прокомментируйте свою деятельность на уроке. (Я выбрала зелёный цвет, потому что…)
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Что узнали нового на уроке о творчестве К.Чуковского?
- Какие виды жанров встречаются в творчестве Корнея Ивановича?
- Знаю некоторые произведения писателя.
- Хочу узнать новые произведения.
- Думаю, что смогу это сделать.
Выполняют дыхательную гимнастику «Озябшие пальцы», артикуляционную разминку «Сластёна», работу над дикцией «Распевка».
«Жужжащее» чтение стихотворения.
- О К.И.Чуковском.
- Перечисленные произведения написал Чуковский.
- «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Тараканище», «Крокодил».
- Другие произведения писателя, его биографию.
- Познакомиться с другими произведениями Чуковского, с биографией писателя.
Заранее подготовленные дети читают биографию писателя. (Слайд 3,4,5,).
- Смогли.

- Жил писатель недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино.
- Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. - Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков. - Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
- Узнать новые произведения К.И.Чуковского.
Прогнозирование.
- Хотим.
- Прочитать произведение.
Чтение диалога из сказки «Телефон» с.96(хоровое чтение).
Ответы детей.
- Дополнить отрывки из произведений Чуковского нужными словами.
Работа в парах. «Вспомни сказку». Задание на карточках.
1)Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого …(Комара, « Муха-Цокотуха»)
2)Нет-нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позови-ка ты лучше ворону. (« Телефон»)
3)И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (Детей, «Бармалей»)
4)Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит, «Айболит»)
5)Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полейПрилетает Воробей. («Тараканище»)
6)А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
« Я дальше идти не могу».
7)А за ними-то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище? ( «Крокодил»)
8)Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. ( «Краденое солнце»)
9)Свинки замяукали – мяу-мяу
Кошечки захрюкали – хрю-хрю. («Путаница»)
Проверка при помощи слайдов 6,7,8.
Прогнозирование.
-Что-то перепуталось; какие-то события перепутаны и т.д.
Чтение отрывка из сказки «Путаница»
- Чтобы было смешно.
Ответы детей.
Выборочное чтение.
-Если автор известен, сказки называются литературными.
-Сказка.
- Животные разговаривают.
-Кто-то закаляется.- О кляксе.
Чтение стихотворения «Закаляка»,
Писать, решать примеры, рисовать.
-Дом, машины, цветы….
Девочку, мальчика, маму……
Чудище, страшилище.
Некрасивый рисунок.
-Не понравилась.
-Разочаровалась, расстроилась
Испугалась.
Огорчение, отчаяние, грусть, тоска.
Выразительное чтение стихотворения.
-Я выбрал жёлтый цвет, потому что знаю не все произведения Чуковского.
- Я выбрал зелёный цвет, потому что сегодня я научился читать выразительно.
- Я выбрал жёлтый цвет, потому что не очень хорошо читаю выразительно, мне надо больше работать над этим.
-Познакомиться с новыми произведениями К.И.Чуковского, узнать его биографию.
-Жил писатель недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.
Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков и т.д.
- Сказки и стихи.
Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Познавательные УУД: учить внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать звуки.Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе представленного материала (стихотворение В.Берестова о К.И.Чуковском) Слайд 1
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные УУД: формирование навыка осознанного чтения.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре.Регулятивные УУД: формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания.Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов.
Познавательные УУД: формировать умения ориентироваться в своей системе знаний.Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текста, анализировать, обобщать и классифицировать жанр произведения по признакам.
Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию; развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать их эмоции.
Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других.