Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: Мир детей в рассказе И.М. Пивоваровой Мы пошли в театр
Методическая разработка
Учитель: Потапова Наталья Александровна, первая квалификационная категория, стаж работы – 12 лет
Образовательное учреждение: МБОУ лицей №5 г. Воронеж, ул. Молодогвардейцев, 18
Предмет: литературное чтение, 2 класс (система Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой)
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Тема Мир детей в рассказе И.М. Пивоваровой «Мы пошли в театр»
Цель урока:
познакомить детей с новыми видами искусства на основе анализа рассказа И.М. Пивоваровой «Мы пошли в театр» Образовательные задачи:
познакомить детей с новыми видами искусства: театром, архитектурой, скульптурой, показать связь разных видов искусств между собой;
продолжить знакомить учащихся с понятиями олицетворение, сравнение, гипербола;
продолжать учить определять жанр произведения, умению ориентироваться в структуре произведения, разбивать текст на смысловые части;
продолжать учить ориентироваться в тексте, умению находить строчки, подтверждающие мысль ученика, строки, выражающие отношение автора к происходящему;
продолжать учить умению находить в тексте слова, придающие эмоциональную окраску произведению;
продолжить знакомство со спецификой художественной литературы.
Задачи, ориентированные на развитие личности учащегося:
развивать многообразие психических процессов: внимание, логическое мышление, литературную речь, память, восприятие, воображение;
формировать интерес к предмету;
создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления;
создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
развития умения кратко излагать свои мысли;
создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательности.
Воспитательные задачи:
обучение умению общаться между собой;
воспитание внимания, усидчивости, любознательности;
воспитание интереса к разным видам искусства
Планируемый
результат
Ученик должен знать несколько видов искусств, понимать их взаимосвязь, знать отличительные особенности художественной литературы Предметные умения
УУД
Учит умению находить характерные признаки художественных произведений Ожидаемые результаты:
Предметные: формирование умения находить характерные признаки художественных произведений.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность.
Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией.
Основные понятия Литература, искусство, художественное произведение, рассказ, олицетворение, сравнение, гипербола, синонимы, завязка, кульминация, развязка, архитектура, скульптура, театр, живопись, музыка
Организация пространства
Межпредметные связи изобразительное искусство, музыка, русский язык, окружающий мир. Методы, приёмы и формы работы
Приёмы технологии развития критического мышления: кластер, кроссенс, синквейн.
Проблемный, диалоговый; индивидуальная, групповая, парная, фронтальная Ресурсы
Компьютер, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение.
Использовались ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru.
Оборудование Мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart, авторская презентация, разрезные карточки с именем и фамилией Ирины Пивоваровой (один набор на парту), Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Структурный анализ урока
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Примечания
1.Орг. момент - Что такое? Что случилось?- Почему звенит звонок?
Ждут вопросы и загадки,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
- Давайте повернёмся, поприветствуем наших дорогих гостей и приступим к работе. - Мы готовы. Всё в порядке. Начинается урок.
Ученики поворачиваются к гостям, делают наклон головой, поворачиваются назад, садятся на места
2.Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Посмотрите видео ролик, обратите внимание, чем похожи все участники этого сюжета?
Слайд 2.
– Как вы думаете, какова вообще роль книги?
- Вы правы, роль книг настолько велика, что 2015 год объявлен годом литературы. Слайд 3.
- Вы узнаёте профили на логотипе? Ещё здесь изображены писатель Н.В. Гоголь и поэтесса Анна Ахматова, с их творчеством мы будем знакомиться позже.
- Итак, в масштабе нашей страны весь год будет годом литературы, а в масштабе нашего класса начинается урок…
- Как вы понимаете, что такое литература?
Слайд 3.
- Какие ещё виды искусства вы знаете?
- Что используют авторы произведений разных видов искусств, чтобы выразить свои мысли, чувства, эмоции, показать своё отношение к тому или иному событию?
- Давайте расставим всё по своим местам.
- Как вы считаете, есть ли связь между видами искусств? Какая?
- Как называют авторов музыкальных произведений?
- Угадайте, кто это?
-Как называют авторов живописных произведений?
- Угадайте этого художника.
- А этого автора вы знаете?
- Попробуйте сами составить его имя и фамилию, используя разрезанные карточки у вас на партах:
на зелёном фоне – имя, на розовом фоне – фамилия
- Что у вас получилось?
- Послушайте краткую биографию Ирины Михайловны Пивоваровой
Краткая биография.
- Ирина Михайловна Пивоварова (1939-1986) - русская детская писательница.Родилась 3 марта 1939 г. в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.После института Ирина несколько лет работала на киностудии «Мосфильм» художником по костюмам, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она познакомилась со своим будущим мужем — представителем неофициального искусства — Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начала писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а её муж создавал иллюстрации к её произведениям. Сначала рассказы Ирины печатали в небольших, не очень известных журналах. И только после того, как её стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получила известность. Как в прозаических произведениях Ирины Пивоваровой, так и в её поэзии, присутствуют чувства красоты мира и красоты человеческих отношений, а также необыкновенное чувство юмора. Слайд 5.
- Давайте вернёмся к видам искусства, как вы думаете, есть ли ещё виды искусства?
- Правильно, есть, одно из них будет связано с названием произведения И.М. Пивоваровой , с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, а чтобы узнать какое, вам нужно будет разгадать кроссенс. Слайд 6.
- Напомните, что такое кроссенс?
- Что объединяет 8 картинку и 1 картинку?
- Какие театры вы знаете?
- Сделайте предположение, в какой театр могли отправиться герои произведения?
- Знаете ли вы, как вести себя в театре?
- У них у всех в руках книги, все герои читают.
- Надо уметь читать, чтобы быть грамотным, узнавать что-то новое, если бы не книги, мы бы не знали, что было много лет назад, из книг мы узнаём, что думают другие люди, их мысли, впечатления, чувства и т.д.
- А.С. Пушкин
… литературного чтения.
- Один из видов искусства
- Живопись, музыка
- В музыке: звуки, ноты, музыкальные инструменты, в живописи: краски, кисти, разные оттенки, свет и тень, в литературе: слова, художественные приёмы (олицетворение, сравнение, гиперболу, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).Есть, в книгах часто можно встретить иллюстрации, к стихам пишется музыка, получаются песни и т.д.
- Композиторы
- П.И. Чайковский
- Художники
- В.М. Васнецов
- Нет
- Ирина Пивоварова
Учащиеся внимательно слушают биографию И.М. Пивоваровой
-Да, конечно есть
- «Кроссенс» означает «пересечение смыслов», каждая картинка имеет связь с предыдущей
- На 1 «Приключения Буратино» автор А.Н. Толстой, на 2 Л.Н. Толстой – однофамильцы
На 2 автор, на 3 произведение, (Лев и лев)
На 3 быль, она написана, на 4 книги
На 4 перо, на 5 перо
На 5 произведение, на 6 автор
На 6 автор, на 7 произведение
На 7 «Лукоморье», на 8 ТЮЗ спектакль «Лукоморье»
- Театр
- ТЮЗ, оперы и балета, кукольный, драмтеатр и т.д.
- ТЮЗ, кукольный
Не разговаривать, выключить телефон, не баловаться Выслушиваются мнения всех учащихся, поднявших руки
Выслушиваются мнения всех учащихся, поднявших руки
Выслушиваются мнения всех учащихся, поднявших руки
На слайде 4 появляются серые «кнопочки» с названиями приёмов, учащиеся выходят к ИД, выбирают «кнопочку» с названием приёма, говорят к какому виду искусства она относится, нажимают, и она перемещается к тому виду искусства, к которому она относится
Слайд 4
Дети работают в парах
Кластер - понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока. На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал
Слай 5
Разгадывание кроссенса. Ячейки поля с картинками закрыты. Картинки открываются постепенно (по часовой стрелке): 1 и 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Кроссенс - слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления;
3.Первичное знакомство с текстом
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Встретились ли вам какие-то незнакомые или непонятные слова? Как вы думаете, почему таких слов мало (или нет)?
- К какому литературному жанру относится это произведение?
- С чего он начинается (завязка)?
- От чьего лица ведётся рассказ?
- Давайте посмотрим на иллюстрацию, кто из этих девочек автор? Докажите. Найдите в тексте и прочитайте описания девочек.
- По слайдам читать неудобно, к какому источнику информации мы часто обращаемся на уроке? Открываем учебник на стр. 123. Для какого возраста характерно такое поведение?
- Какие краски использовал художник, почему?
- А какая мелодия подошла бы лучше именно к этому эпизоду? Выберите и обоснуйте свой выбор.
- Хотите попробовать проинсценировать этот отрывок все вместе?
(Проводится физ. минутка под музыку с прыжками).
- Продолжим работу, чтобы восстановить события, давайте почитаем продолжение рассказа по цепочке. Найдите место, где начинается следующая смысловая часть.
- Вспомним правила чтения по цепочке.
Начинается чтение по цепочке.
Слайд 8. О чём идёт речь в этом отрывке? В нём описывается ещё один вид искусства, который делает здания красивыми. Слайд 13.
- А что за вылепленные над подъездами тётеньки в длинных платьях и печальные дяденьки? Это что за вид искусства?
- Найдите в тексте примеры слов, которые показывают отношение детей к тому, что их окружает. Как узнать эти слова, что для них характерно?
Слайд 9. Продолжаем чтение по цепочке. Что описывается в этой части? Как в тексте отражены эти эмоции, при помощи каких приёмов? Найдите примеры в тексте.
- Давайте обобщим, на какие части можно условно поделить весь рассказ?
- Как вы думаете, о чём этот рассказ? О театре?
- Да, кукольный театр
- Нет, потому что рассказывал ребёнок, может быть даже ровесник
- Рассказ
- Дети пошли в театр
- От лица девочки
- В синих колготках и красных туфлях
- К учебнику
- Для детей
- Цвета яркие, но холодные, потому что весна, прошёл дождь
Дети слушают два отрывка
- Да
- Читаем от точки до точки, по одному предложению, друг за другом (кроме «.» ещё в конце предложения может быть «!?…»
- Архитектура.
- Скульптура.
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы (учащиеся ищут в тексте и приводят примеры таких слов)
- Любовь девочки к Москве, к Родине
- Завязка – Прыжки через лужи. Начало пути.
- Развитие действия – Архитектура Москвы.
- Кульминация – Как я люблю Москву!
- Развязка – Интересный спектакль. Дорога домой.
- Рассказ про детство, радость, любовь к Москве, Родине, про архитектуру Москвы Работа по ИД со слайдом 7
Прослушивается два отрывка : А. Вивальди «Времена года. Весна» и детская песня «Солнечные зайчики» группа «Улыбка». Дети делают свой выбор и обосновывают его.
Слайд 8
Переход к данному слайду осуществляется по гиперссылке со слайда 8.
Слайд 13
4. Рефлексия (подведение итогов занятия) - Вам понравился этот рассказ? Какие чувства он вызвал у вас? Предлагаю вам выразить своё отношение к данному произведению, составив синквейн. Предложите темы для синквейнов.
- Как удобнее будет работать?
- Назовите правила работы в группах.
На работу даётся 3-4 минуты.
Слайд 11.
Проверка синквейнов.
- Наш театральный занавес закрывается. Вам понравилось занятие? Прореагируйте. Вы узнали что-то новое, ранее вам неизвестное, что можно было бы положить в вашу копилку знаний?
- Закончить хочется словами известного русского театрального режиссёра К.С. Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве…» - Понравился, он смешной, про детей, вызывает чувство радости, лёгкости, любви.
- Лужи, Москва, архитектура
- В группах
- Думаю сам.
- Говорю товарищам.
- Договариваемся.
- Делюсь с классом.
Например:
Лужи
Холодные, мокрые
Брызгаются, мочат, радуют
Дети прыгали по лужам
Веселье!
- Очень понравилось!
- Узнали новые виды искусств: театр, скульптура, архитектура, биографию И.М. Пивоваровой Учащиеся работают в группах
Слайд 11