Лирические страницы советской музыки. Исполнители военной песни. Урок по музыке 8 класс


ФГКОУ Санкт – Петербургское суворовское военное училище МО РФ
МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ
ТЕМА: ЛИРИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ.
ИСПОЛНИТЕЛИ ВОЕННОЙ ПЕСНИ.
ОМЕЛЬЯНОВИЧ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Преподаватель- руководитель ОД
Искусство, МХК, технология
Преподаватель Музыки
ФГКОУ СПб СВУ МО РФ
Урок проводится в 8 классе.
Тема: Новые области музыки XX века. Лирические страницы советской музыки. Исполнители военной песни.
Планирование деятельности на уроке
Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизует актуализацию знаний по теме Лирические страницы военной музыки. Военная песня и ее исполнители». Организовывает краткое повторение, стадия вызова, подводит к восприятию и осознанию основных понятий урока
ПЕСНЯ И ВОЕННАЯ ПЕСНЯ
Обращает внимание на то, что учащиеся должны знать и уметь в результате изучения данной темы.
Смотрят презентацию,
отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой опыт
Экспресс-беседа по теме. Создание проблемной ситуации.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи, связанной с темой урока.
Формулирует тему и цель урока вместе с суворовцами.
Отвечают на поставленный учителем проблемный вопрос.
«Военная песня и её исполнители, их вклад в советское искусство военного периода и культуру в целом»
Музыкальный Практикум Web- qwest.
Организует самостоятельную исследовательскую работу по группам, Объясняет учебную задачу для творческого задания, сопровождая свой рассказ показом слайдов, демонстрируя приемы работы в информационном ресурсе linoit.com. Проводит распределение ролей в группах.
Выполняют исследование по предложенной теме «Лирические страницы военной музыки. Военная песня и ее исполнители», при этом каждая группа суворовцев делает информативное представление с определенной информацией об одном из заявленных исполнителях военной песни, их вкладе в искусство советского периода 1941-45гг. В работе используют раздаточный материал. Звучит музыка в исполнении Л.Руслановой, К.Шульженко, М.Бернеса, Л.Утесова.
Веб-квестПреподаватель консультирует суворовцев индивидуально во время творческой работы по группам.
Выполняют творческое задание по группам, формируя навыки работы в информационном ресурсе linoit.com.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Организует рефлексивную стадию.
Предлагает выполнить самооценку своей работы на уроке и представить результаты деятельности группы, Представитель каждой группы докладывает по теме исследования, рассказывает о военной песне 1941-45гг, исполнителях военной песни.
Суворовцы дают оценку результатам своей деятельности, личному и групповому вкладу в исследование темы.
Предлагает сделать вывод по теме урока Делают вывод
Веб-квест.
Разработчиком веб-квеста как учебного пособия является Барни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан – Диего (США). Им определены различные виды заданий веб – квестов.
Quest в переводе с английского языка – продолжительный, целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями и игрой; так же служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб - квест (webquest) в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Цель данного веб – квеста – углубить знания о советской музыке 1941-45гг – как направлении современной музыки XX века. Выявить стилистические особенности военной песни на примере знаменитых исполнителей (4-5 персоналий) с позиции историков, литераторов, художников, музыковедов.
Предполагаемый результат: отчет (в виде информационной доски) о творчестве и наиболее интересных фактах биографий великих исполнителей военной песни.
Работа на уроке проходит on line на сайте linoit.com.
Дети распределяются по группам и ролям (карточки с обозначением каждой роли). Выбрав одну из предложенных ролей перейти к досье по этой роли и изучить её:
Ознакомиться со списком интернет-ресурсов.
Составить персональный план поиска информации по своей роли.
Заранее продумать: какие артефакты, фото, рисунки, музыкальные примеры и другую информацию можно включить в свою работу.
Поскольку участники проекта работают в группе – рекомендуется собирать «худ.совет» - и обсуждать детали проекта.
Распределение ролей.
Преподаватель – консультант по интернет – ресурсам, наблюдает за работой суворовцев, координирует её.
Литераторы – подбирают высказывания музыкантов или искусствоведов.
Художники – находят 2 интересные картинки или афиши, относящиеся к проектному заданию. Это могут быть фото исполнителей военной песни прошлых лет, афиши с концертов. Объяснить (по возможности) происхождение этих картин и афиш.
Музыковеды- подбирают информацию об исполнителях, видеоролики. К.Шульженко, Л.Утесов, М.Бернес, Л.Русланова.
Историки- Подбирают информацию о музыкантах, исполнителях, интересные факты из их биографии 7-8 предложений.
Инструменталисты (знатоки музыкальных инструментов) – проводят поиск информации о музыкальных инструментах, используемых в то время.
Для поиска информации каждой из групп отводится 15-20 минут.
В итоге – худ.совет каждой группы выбирает представителя, который отчитывается о работе группы в виде устного доклада (результат на информационной доске linoit.com).
Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.audiopoisk.com/artist/lidia-ruslanovahttp://www.peoples.ru/art/music/national/ruslanova/history2.htmlhttp://www.aphorisme.ru/about-authors/ruslanova/?q=4096http://ru.wikipedia.org/wiki/Бернес,_Марк_Наумовичhttp://bernesmark.narod.ru/index.htmhttp://www.peoples.ru/art/music/stage/berneshttp://mark-bernes.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikihttp://klavdia-shulzhenko.narod.ru/index.htmlhttp://www.audiopoisk.com/artist/klavdia-6ul_jenkohttp://utesovsongs.narod.ru/index.htmhttp://www.audiopoisk.com/artist/leonid-utesovhttp://www.rusactors.ru/u/utesovДля выполнения задания учащиеся должны обладать навыками работы на компьютере: владеть программой Microsoft Word, знаниями таких программ –браузеров, как Internet Explorer и др. Учащиеся должны уметь сохранять текстовую информацию и изображения из интернет – ресурсов в память компьютера. Так же требуется умение использовать интернет – ресурса Linoit.com для создания так называемой «Доски информации». Для выполнения задания преподаватель может предложить учебную и дополнительную литературу по теме.
Выступление групп проходит по следующему плану: выбирается один суворовец, который представляет весь материал, найденный для освещения темы:
Имя исполнителя военной песни.
Краткая историческая справка о нем (биография кратко).
Фото музыканта, картинки или афиши с его выступления (или картинки о его творчестве вцелом) – объяснить происхождение этих картин.
Стихи или слоганы об этом музыканте.
Его музыкальный инструмент.
Видеоролик исполнителя.
В заключение урока учащимся предлагается ответить на вопрос: какую роль сыграла военная песня в целом для советского народа во время Великой Отечественной войны?
Беседа на закрепление: О каких знаменитых исполнителях военной песни вы сегодня узнали на уроке?
Чем знамениты эти музыканты?
Планируемые результаты


Литература
1.Байкова А.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Москва 2001 г.
2.Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. М., 2008г.
3.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.
4.Колякина В.И. Методика организация уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2002 г.
5.Павлова М.Б., Питт Дж. и др.Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва Издательский центр «Вентана-6.Граф»2003г.Проснякова Т.Н. Методические рекомендации для учителя. Уроки мастерства. Москва 2003 г.
7.Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Москва 1987г.