Метолдическая разработка урока литературное чтение лирические стихи А.А. ФетаМама, глянь—ка из окошка
МБОУ «Большегнеушевская СОШ»
Сценарная разработка урока литературного чтения
на тему:
«Лирические стихи А.А.Фета.
«Мама! Глянь-ка из окошка».
2 класс
Подготовил:
учитель начальных классов
Тютюнчикова В.Н.
2014 г
Цель: знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
Задачи:
познакомить с творчеством А. Фета;
создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;
познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;
добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;
способствовать развитию эмоций и чувства детей.
Оборудование:
презентация к уроку; аудиозаписи; компьютер , интерактивная доска.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивированное начало урока.
- Прозвенел звонок и позвал нас на урок литературного чтения.
- Какие желания вы бы хотели исполнить на нашем уроке? ( дети высказывают свои желания)
- Я желаю вам успеха.
2. Актуализация знаний.
1)Проверка домашнего задания
– Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь)
– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике?
– Кто подготовил другое произведение? (Читают наизусть)
2). Речевая разминка
-Прочитайте строки стихотворения на доске.
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
- Назовите тему стихотворения.
- Научимся читать его красиво.
(Дети выполняют задания)
-«Жужжащее чтение»,
-Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса.
-А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.
– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.
3. Определение темы урока. Постановка задач.
Прослушивание музыки П.Чайковский «Времена года. Зима»
-Какие картины вам представились, слушая музыку?
– Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке ?- Определите тему сегодняшнего урока.
-Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со дня рождения.
- Сформулируйте задачи урока.
4. Знакомство с биографией и творчеством поэта . (просмотр презентации)
(В течение рассказа учителя, дети просматривают слайды.Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)-известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года в селе Новоселки Орловской Губернии. Его отцом был богатый помещик Афанасий Шеншин, мать-Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам.
Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.
Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени», сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
В 1840 г. появился в Москве первый сборник стихов Фета: "Лирический пантеон А. Ф.". Сборник успеха в публике не имел, но обратил на себя внимание журналистики, и с 1842 г. в Погодинском "Москвитянине" нередко помещались стихотворения Фета (сохранившего эту фамилию, в качестве литературного псевдонима, до конца жизни) и А. Д. Галахов внес некоторые из них в первое же издание своей "Хрестоматии", 1843 г. Наибольшее литературное влияние на Афанасия Афанасьевича, как лирика, оказывал в то время Гейне.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя В. Боткина — М. Боткиной. Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. В доме супругов всегда царило взаимное уважение. Мария Петровна с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился ее спокойный доброжелательный характер.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии имение у потомков генерала П.М.Ртищева в Воробьевке недалеко от Коренной пустыни, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву и приезжая в Воробьевку к началу марта.
Когда поэт решил приобрести усадьбу, его предупредили, что крепостных в имении нет. Однако писателя привлекала не выгода покупки, а красоты сада, пруда. Дом был запущен, к тому же Афанасий Афанасьевич решил пристроить второй этаж. Поэтому первое время поэт жил в кухонном флигеле. Через некоторое время приехала жена Афанасия Фета - Марья Боткина. Она полюбилась крестьянам, ее часто приглашали стать крестной. Марья Петровна никому не отказывала и всегда щедро одаривала крестников. Барыня устроила настоящую оранжерею. В ней выращивали редкие цветы, персики. Афанасий Фет в Воробьевке считался хорошим хозяйственником. Именно при нем на полную мощность запустили мельницу, построили кирпичный завод, начали выращивать племенных лошадей, крупный рогатый скот. В усадьбе поэта часто гостили известные деятели русской культуры Лев Толстой, Яков Полонский, художники Досекины, видные политики того времени. В гости к поэту пешком приходил Петр Чайковский, который часто гостил у брата в Уколово. Современник Фета поэт А.Толстой отмечал: «Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе».
. Сегодня в Воробьевской основной школе действует музей А.А.Фета. В кабинете создана обстановка конца XIX века. Правда, не сохранилось ни одной подлинной вещицы Афанасия Афанасьевича - «все забрал Орел». Фета здесь помнит только посаженный неподалеку от дома старый вяз, который, словно благодарный слуга, склоняет свою роскошную крону перед всеми, кто пришел почтить память его барина.
Ежегодно в деревне Воробьевка собираются его многочисленные почитатели. Здесь проходят традиционные фетовские чтения. В июле 2012 года в Воробьевке в восемнадцатый раз прошел ежегодный литературно-музыкальный праздник, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта Афанасия Фета. Среди гостей праздника были народный артист России Борис Симичев и лауреат Государственной премии Аристарх Ливанов, любители поэзии из Орла, Белгорода, Брянска, Твери, Ижевска, представители курского регионального отделения Союза писателей России, коллективы областной государственной филармонии. На книжной ярмарке можно было купить сборники стихов Афанасия Фета, сувениры, сделанные руками курских мастеров народного творчества, а на импровизированной сцене все желающие могли прочитать свои собственные стихи. По традиции в имение Афанасия Фета была принесена икона Курской коренной Божией Матери и отслужен молебен.
А.А.Фет прожил долгое время вблизи святых мест, общаясь с простым народом, который был носителем христианской православной культуры. Поэт разделял христианские взгляды народа на жизнь, восхищаясь и прославляя красоту Божьего творения в своих произведениях. Курские ученые филологи исследуя язык фетовских текстов на основе применения компьютерной программы автоматизированного составления и обработки словников выявлен лексический состав и частота употребления слов религиозной сферы во всех текстах А.А. Фета. Всего в процессе обработки материала было зафиксировано 574 лексемы с общим количеством словоупотреблений 4228. Это еще раз подтверждает, что автор не находился в стороне от православной веры, призывая в своих произведениях любить весь окружающий мир и друг друга, как велел нам Господь. Мы же должны гордиться тем, что такой известный человек является нашим земляком. А, испытывая гордость, нужно стремиться стать похожими, людьми высоко нравственно-духовными. Я думаю, что только в этом случае наш мир станет лучше и добрее.
5. Подготовка к восприятию текста.
– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)
Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?
– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.
6. Первичное чтение произведения .Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей закрыты)
7. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)
– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)
– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)
– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)
– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)
– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?
– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)
– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)
– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)
8. Физкультминутка .9. Подготовка к выразительному чтению .Самостоятельное чтение стихотворения.
10. работа над пониманием лирического стихотворения.
– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)
– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)
Обсуждение понятия РИФМА.
– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)
– Найдите рифму в стихотворении.
Выразительное чтение стихотворения.
– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо.
– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.
11. Итог урока. Рефлексия .– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)
– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.
– Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.
12. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, найти стихи других поэтов о зиме.