Конспект урока русского языка в 1 классе на тему Профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»
Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 1 «Б»
Дата: 16.03.17 г.
Учитель: Ильина С.И.
Тема урока: Профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению нового материала.
Цель: создать условия для овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие действия, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать, сравнивать звук, слог, слово, решать учебные и практические задачи - выделять предложение и слово из речевого потока, переносить слова, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться различать слова, называющие действия, задавать вопросы к словам, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные - уяснение представления о профессиях родителей; освоение навыка находить слова, называющие действия; моделирование на основе приведенного текста небольшого монологического высказывания о профессиях родителей; логические - осуществление анализа слогоударных схем; использование алгоритма порядка учебных действий при списывании.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно -деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
.
Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
На сегодняшнем уроке мы отправимся в полет,
А поможет в этом деле, нам – волшебный самолет.
В самолете пассажиры необычные летят, они варят, они лечат, учат строят и творят.
С ними вместе мы на остров интересный попадем, много нового узнаем о профессиях на нем, мы ответим на вопросы: кто?что делает? Зачем?, поиграем и попишем трудности приодолев.
Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.
Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: волевая саморегуляция..
Актуализация знаний учащихся
Побуждение к осознанию темы и целей урока. Подсказка для определения целей. Мотивация на успех. Формулирование темы и целей урока
- Кто оказался самым внимательным? О чем будем говорить? Чем заниматься?
- Что нам поможет узнать новое на уроке?
Кто определит тему урока?
- Какую задачу поставим?
- учиться различать слова, называющие предметы, действия и признаки.
Минутка чистописания
- Ребята, а кто управляет самолетом?
- Пилот с помощью самолета рисует в небе красивые линии и ведет аккуратные записи в специальном журнале – бортовом.
- Представим себе виражи, которые может совершать спортивный самолёт (упр. 2)
- Представляете, как это сложно? Сейчас вы будете пилотами своих мыслей, своих ручек.
- Но сначала вспомните правила посадки при письме:
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я берусь.
- Откройте свои бортовые тетради, пропишите аккуратно линии по 5 на двух строчках. Линию нужно писать за один приём, не отрывая ручки от листа тетради. Следите за точками пересечения петель с линиями рабочей строки.
- Подчеркните удавшуюся линию.
- При написании каких букв нам пригодятся эти элементы?
- Напишите по одной такой букве на строке
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему и цели урока
Выполнение работы в тетрадях.
самооценка
в, з, у, д
Личностные: умение слушать учителя.
Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос.
Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Изучение новых знаний и способов действий
1. Работа по учебнику.
Послушайте разговор ребят (упражнение 1).
Учитель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
Какие профессии упоминают ребята? (Лётчик, милиционер, повар, инженер.)
Чем занимаются представители этих профессий?
В милиции служат отважные люди.
Милиция дружных, находчивых любит.
Пусть дождь проливной или тёмная ночь -
Всегда и везде я смогу вам помочь. * * *
Повар вкусный суп готовит,
Жарит сочный антрекот,
И своим чудо-искусством
Всюду радует народ!
А кем работают ваши родители? Что вы знаете об этих профессиях?
- Какая же из профессий самая важная? Почему? Какой же вывод делаем?
Работа в парах (упражнение 2).
Прочитайте вывод в рубрике «Обрати внимание» (П.).
Словарно-орфографическая работа (П. + К.).
Буквы знать, уметь читать,
Честным быть, трудолюбивым.
Кто же это учит вас
Быть и умным, и счастливым?
(Учитель.)
Знакомство со словом «учитель».
Сколько букв в слове? А сколько звуков? Назовите безударный гласный. Его можно проверить?
Запишите слово «учитель» в тетрадь и подчеркните букву, правописание которой надо запомнить.
Составьте предложение со словом «учитель».
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Профессий очень много, и с некоторыми вы уже познакомились. Что означают выражения «спустя рукава», «засучив рукава»? Зародились эти выражения в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин - до 95 см, а у женщин - до 40 см. (Показ иллюстрации.)
В одежде с такими рукавами работать было очень неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ это приметил и стал говорить о людях, которые работают лениво, что они работают спустя рукава. Об умелом же работнике и сейчас говорят, что он работает засучив рукава.
Вывод: чтобы стать хорошим специалистом, надо много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо учиться (JI.).
Задание «Как устроен наш язык» (упражнение 3) (Л. + П.).
Фронтальная работа.
Дети отвечают
Обсуждение, дискуссия
Работа в парах
Познавательные : поиск и выделение информации
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные : Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Личностные: умение слушать учителя, одноклассника.
Физкультминутка
Буратино
Организация отдыха детей
Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.
Закрепление новых знаний и способов действий
Можно сразу и учиться, и мечтать!
Каждый может дело выбирать.
И такое выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Все профессии важны, Все профессии нужны.
Учитель читает следующий отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
Прочитайте выделенные слова. Какой вопрос к ним вы зададите? Эту «тайну языка» вы откроете во второй части нашего урока. Прочитайте названия профессий: маляр, продавец, артист, дворник. Какой вопрос поможет получить информацию об этих профессиях? (Что делает?)
Помните, что ответы должны быть точными.
Раскрытие новой «тайны языка», с. 58.
Приведите примеры слов, отвечающих на все вопросы, о которых вы узнали. (Называют по цепочке слово и вопрос к нему.)
Упражнение 4 рубрики «Если осталось время».
Самостоятельная работа (упражнение 5). (Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
Упражнение 6 рубрики «Если осталось время».
Самостоятельная работа
Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей.
Познавательные : логические универсальные действия: решение проблемы, вывод-ответ.
Коммуникативные :
сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Физкультминутка
2 мин
Электронная
Выполняют движения
Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке
Обобщение и систематизация знаний и способов действий
Работа в тетради «Русский язык».
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
А. Барто
Упражнение «Напиши красиво» (Р.).
Рассмотрите линии. Запишите их в воздухе. Следите за движением руки.
Запишите линии в тетради, не отрывая ручки от листа. Придумайте свои сложные линии. Запишите их на третьей и четвертой строках.
Упражнение «Поменяй местами слоги в словах». (Работа в парах.) (К. + П.)
Составьте и запишите новые слова. (Насос - сосна, рады - дыра, сыро - росы, навес весна, камыш - мышка, кабан - банка, ласка - скала, нитка - ткани.)
Работа по цепочке.
Поставьте во всех словах знак ударения. Изменился ли ударный слог в словах? (Ударный слог не изменился в четырех случаях: рАды - дырА, камЫш - мЫшка, лАска - скалА, кабАн - бАнка.)
Упражнение «Найди слова, которые нужно добавить».
Проверка выполненной работы (Р.).
Поставьте в словах ударение.
Упражнение «Определи, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.)
На доске записан текст упражнения.
Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)
Прочитайте начало и определите, где кончается первое предложение. О ком в нём говорится? Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Точку.)
Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву о, сверху напишите заглавную букву О.
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.
Прочитайте измененный текст.
Упражнение «Спиши текст». (Самостоятельная работа.) (Р.)
Лёня мечтает стать капитаном корабля. Он будет плавать в разные страны. Это так интересно! А пока ему нужно хорошо учиться.
При списывании подчеркните знак конца предложения и заглавную букву в начале.
Переменка «Ребус» (П.).
Учитель демонстрирует картинку с изображением фрака.
Фрак- верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.
Фокусник, во фрак одет,
Факел превратит в букет.
В. Берестов
Работают самостоятельно.
Осуществление самопроверки
Регулятивные: самостоятельно организовывать свою деятельность, оценить свои знания.
Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос.
Познавательные: работать с разными видами информации в тетради.
Итог урока
- Над какой темой работали на уроке?
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели?
- Где мы можем применить знания, полученные на уроке?
Какую роль в нашей речи играют слова - названия действий?
Отвечают на вопрос учителя
Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам
Рефлексия деятельности.
1. Рефлексия деятельности.
- Оцените себя по лесенке успеха.
-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?
Дети оценивают свою деятельность.
.
Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
15