Разработка урока по математике на тему Сложение и вычитание десятичных дробей (6 класс)
Конструкт урока
тема «Сложение и вычитание десятичных дробей»(6 класс)
Составитель: учитель математики
МОУ – СОШ №6 Артемова Л.И.
2014 г.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.(6 класс)
УМК: Ю.М.Колягин, Л.М. Короткова, Н.В. Савинцева Математика.6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
М.: «Вента – Граф»,2013.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающее обучение, критическое мышление ,ИКТ.
Форма: фронтальная, работа в парах, индивидуальная (самостоятельная работа).
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный.
Эвристический.
Проблемный.
Практический.
Объяснительно – иллюстративный.
Оборудование и материалы: нетбук, мультимедийный проектор, презентация Power Point, кластер «Дроби», раздаточные карточки с заданиями и ключ к заданиям (приложение 1) .
Цели урока:
Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Формировать способность практического применения алгоритма.
Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Задачи:
образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, учить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;
воспитательные: воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.
Планируемые результаты:
предметные: сформировал умение складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
метапредметные:
- регулятивные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
- коммуникативные: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;
- познавательные: анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы),понимать информацию;
- личностные: самоопределение, осознание ответственности за общее дело.
личностные: проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
План урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач.
Самостоятельная работа. Самопроверка.
Домашнее задание.
Итог. Рефлексия.
Технологическая карта урока
Вводно-мотивационная часть урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент.
Цель – создать положительный эмоционально-психологический настрой ,проверить готовность к уроку, включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Добрый день. Проверьте, все ли учебные принадлежности у вас на парте. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, составив и проанализировав кластер «Дроби». (фронтальная работа, один у доски).
Задаёт наводящие вопросы.
ДРОБИ
Обыкновенные Десятичные
Запись, перевод Запись, перевод
Сравнение Сравнение
Сложение и вычитание ???
- Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)
- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)
- Молодцы! Сформулируйте цели урока. (построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и т.д.)
- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока, сл.1)
Актуализация знаний.
Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.
-Сейчас предлагаю вам выполнить задание №1 в карточках, которые у каждого на парте.
Проговаривает задания.
Задание 1. (сл.2)
-Запишите десятичные дроби : три целых семь десятых ,две целых пятьдесят одна сотая.
-Сравните эти дроби.
-Запишите данные дроби в виде смешанных чисел.
-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.
-Проверка результатов.
-Молодцы. Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей, делают запись в тетради.
Отвечают на наводящие вопросы учителя ,составляя кластер.
Анализируя составленный кластер, дети формулируют тему и цели урока.
Записывают тему урока.
Выполняют задание №1 самостоятельно с последующей проверкой. Один у доски.
Проверяют правильность выполнения. Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: планирование, целеполагание,
Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
Основная часть урока (операционная)
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Изучение нового материала.
Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
- Ребята, работаем дальше. Выполняем задание №2 .Это задача. Прочитайте её.
Задание 2.
Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?
- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 1,5 - 2 мин.
ПЛАН
Яб. – 2,7 кг
Бан. – 3,580 кг
2,7 + 3,580 = ?- Проблема: как сложить десятичные дроби?
- Как вы думаете,что необходимо сделать, чтобы справиться с затруднением?(перевести в обыкновенные и сложить)
- Выполните действие в тетради(один у доски)
- А нельзя ли проще выполнить вычисление?(ответы детей)
- Хорошо. Молодцы. Внимание на доску. Объяснение нового материала на примере.(сл.4-5)
-Откройте учебник на с.17.
- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Расскажите алгоритм друг другу. Решите задачу, используя этот алгоритм .Проверка у доски.
Физкультминутка для глаз+разминка.(сл.7)
Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.
Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
- Выполним задания у доски и в рабочих тетрадях с пошаговым комментарием. (по одному ученику выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради)
Рабочая тетрадь стр. 12 №3
- Прочитайте задание.
- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.
1) 9,741 + 0,432
2) 28,3 + 0,792
3) 136,561 + 4.25
№4
- Прочитайте задание.
- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.
1) 11,647 – 2,166
2) 17,033– 8,749
3) 18,37 – 4,793
Задание 4.
- Ребята, посмотрите на алгоритм, который представлен на доске.
- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.(сл.9-10)
Алгоритм
Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
Уравнять количество знаков после запятой.
Поставить в ответе запятую под запятой
Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
Ответ: 4, 2, 1, 3
Самостоятельная работа. Самопроверка.
Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
- Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Выполняем следующее задание на карточке. Посмотрите внимательно. Нужно заполнить таблицы самостоятельно.
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. У кого возникнут затруднения при выполнении задания, так же поднимает руку, я подойду.
Вариант 1
+ 0,8 1,2 0,45 - 0,2 1,5 0,04
1,2 1,8 0,6 2,2 Вариант 2
+ 0,3 1,6 0,05 - 0,6 1,1 0,14
1,4 1,9 0,6 2,7 Дополнительно дается задание рабочая тетрадь стр. 13 №7
После того ,как все выполнят задание ,учитель предлагает детям оценить себя. Оценку поставить в звёздочке.
Домашнее задание.(сл.12)
Цель – записать и обсудить домашнее задание.
- Домашнее задание будет практическое.
- Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.
Читают задачу.
Один пересказывает.
Составляют план вместе , проговаривая.
Высказывают свои предположения.
Выполняют действие.
Высказывают свои предположения.
Слушают объяснение нового материала.
Работают с учебником. Решают данную задачу по алгоритму. Один у доски.
Выполняют физминутку.
Работают с учебником. Задают вопросы.
Выполняют задание учителя.
Выполняют задание на карточке. Задают возникшие вопросы.
Проверяют свои ответы по ключу, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки.
Оценивают себя.
Записывают задание в тетради и делают об этом пометку в дневнике.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.
Итог урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяУУД
8.Рефлексия.
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- Удалось ли вам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?
- Проанализируйте свою работу.
(заполняются карточки рефлексии)
Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________
Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________
- Молодцы, сегодня мы работали как пчелки. Урок хочу закончить вот таким стишком(сл. 13). Отвечают на вопросы учителя.
Заполняют карточки рефлексии. Задают вопросы.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: аргументация своего мнения
Используемый ресурс:
1. Электронный ресурс: http://liubavyshka.ru/ , http://www.proshkolu.ru/user/marenina-t-73/folder/71867.
2. Методическое пособие для учителя 6 класс: Ю.М.Колягин, Л.М.Короткова, Н.В.Свинцова, М., «Вента – граф»,2014
3.Рабочая тетрадь: Ю.М.Колягин, Л.М.Короткова, Н.В.Свинцова Математика. 6 класс (в двух частях), М., «Вента – граф»,2014
4.Тульчинская Е.Е. Математика. Тесты. 5 – 6 класс. – М.: Мнемозина, 2012
5.Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5-6 классов. – Ростов-на-Дону, 2007.
6.Комплект цифровых образовательных ресурсов для обеспечения фронтальной работы учителя на уроке к учебнику «Математика 6» Ю.М.Колягин, Л.М.Короткова, Н.В.Свинцова, М., «Вента – граф»,2014, Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».:http://school-collection.edu.ru7.Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Ю.М.Колягин, Л.М.Короткова, Н.В.Свинцова, М., «Вента – граф»,2014
Индивидуальная карточка учащегося 6 класса ___________________________________
Задание 1.
Мама купила 1,3 кг сахара и 4,580 кг картофеля. На сколько больше весит картофель?
Задание 2.
Мама купила 1,3 кг сахара и 4,580 кг картофеля. Сколько кг продуктов купила мама?
Задание 3.
Восстановите алгоритм по шагам.
Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
Уравнять количество знаков после запятой.
Поставить в ответе запятую под запятой
Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
Задание 4.
Вариант 1
+ 0,8 1,2 0,45 - 0,2 1,5 0,04
1,2 1,8 0,6 2,2 Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________
Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________
Индивидуальная карточка учащегося 6 класса ___________________________________
Задание 1.
Мама купила 3,1 кг яблок и 4,580 кг груш. На сколько кг яблоки легче груш?
Задание 2.
Мама купила 3,1 кг яблок и 4,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?
Задание 3.
Восстановите алгоритм по шагам.
Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
Уравнять количество знаков после запятой.
Поставить в ответе запятую под запятой
Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
Задание 4.
Вариант 2
+ 0,3 1,6 0,05 - 0,6 1,1 0,14
1,4 1,9 0,6 2,7 Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________
Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________
Ключи к самостоятельной работе
Вариант 1 Вариант 2
1,2+0,8=2
1,2+1,2=2,4
1,2+0,45=1,65
0,6+0,8=1,4
0,6+1,2=1,8
0,6+0,45=1,05
1,8-0,2=1,6
1,8-1,5=0,3
1,8-0,04=1,76
2,2-0,2=2
2,2-1,5=0,7
2,2-0,04=2,16
1,4+0,3=1,7
1,4+1,6=3
1,4+0,05=1,45
0,6+0,3=0,9
0,6+1,6=2,2
0,6+0,05=0,65 1,9-0,6=1,3
1,9-1,1=0,8
1,9-0,14=1,76
2,7-0,6=2,1
2,7-1,1=1,6
2,7-0,14=2,56
Вариант 1 Вариант 2
1,2+0,8=2
1,2+1,2=2,4
1,2+0,45=1,65
0,6+0,8=1,4
0,6+1,2=1,8
0,6+0,45=1,05
1,8-0,2=1,6
1,8-1,5=0,3
1,8-0,04=1,76
2,2-0,2=2
2,2-1,5=0,7
2,2-0,04=2,16
1,4+0,3=1,7
1,4+1,6=3
1,4+0,05=1,45
0,6+0,3=0,9
0,6+1,6=2,2
0,6+0,05=0,65 1,9-0,6=1,3
1,9-1,1=0,8
1,9-0,14=1,76
2,7-0,6=2,1
2,7-1,1=1,6
2,7-0,14=2,56
Вариант 1 Вариант 2
1,2+0,8=2
1,2+1,2=2,4
1,2+0,45=1,65
0,6+0,8=1,4
0,6+1,2=1,8
0,6+0,45=1,05
1,8-0,2=1,6
1,8-1,5=0,3
1,8-0,04=1,76
2,2-0,2=2
2,2-1,5=0,7
2,2-0,04=2,16 1,4+0,3=1,7
1,4+1,6=3
1,4+0,05=1,45
0,6+0,3=0,9
0,6+1,6=2,2
0,6+0,05=0,65 1,9-0,6=1,3
1,9-1,1=0,8
1,9-0,14=1,76
2,7-0,6=2,1
2,7-1,1=1,6
2,7-0,14=2,56