Конспект. Б.Пастернак. Краткие сведения.Тема поэта и поэзии в лирике.



Б.Л.Пастернак. Краткие сведения о поэте. Тема поэта и поэзии в лирике Б.Пастернака. (анализ стихотворения « Февраль достать чернил и плакать»).


Цели:
1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака.
2. Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся.
3. Воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:  выставка произведений Б. Л. Пастернака, презентация, аудиозапись стихотворения, видиоролик, приложение к уроку.
Ход урока

I часть: ввод в тему
1.1. Здравствуйте, ребята! В начале урока я предлагаю вам прослушать стихотворение.
1.2. Звучит аудиозапись стихотворения Б.Пастернака «Гамлет»
II часть: актуализация знаний учащихся
2.1.Вопросы после прочтения стихотворения
- Знакомо ли вам это стихотворение?
-Какие чувства оно в вас вызывает?
-Какое впечатление производит?
-Какие слова вам запомнились?
- В какое историческое время оно было написано?
- Как называется поэзия начала 20-го века?
III часть: Знакомство с новым материалом.
3.1. Объявление темы урока и задач
Слайд №1
Слайд №2


Оценивание ваших ответов на уроке:
-за активную работу ;
-за умение ставить вопросы;
-за умение анализировать текст;
- за умение выражать свои мысли и чувства;
-за умение составлять связный текст.
3.2. У вас на партах лежат листочки с приложением к уроку, отроем их на 2-ой странице. А теперь прослушаем внимательно биографию Б.Л.Пастернака и заполним хронологическую таблицу (Приложение №1).
- Звучит видиоролик
- А теперь проверим вашу память. После хронологической таблицы запишите два вопроса, связанные с жизнью и творчеством Б.Пастернака. зададим теперь эти вопросы друг другу, соблюдая хронологическую последовательность. Ответы должны быть развёрнутыми, связными, полными. (ученики задают друг другу вопросы).
- Итак, мы видим, что Б.Пастернак жил в сложный период развития нашей страны, когда изменения в политической и экономической сфере требовали определённых перемен и в литературе. Поэтому лирика начала 20-го века изобилует различными направлениями и разнообразием тем.
3.3. - Какие из направлений в литературе 20-го века вы уже знаете? ( символизм, футуризм, акмеизм).
- Перечислите тематическую направленность стихотворений ( тема Родины, природы, историческая тематика, философская лирика, тема поэта и поэзии).
- Вспомним , какая тема есть в лирике любого поэта, начиная от М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина(тема поэта и поэзии).
- Откройте приложение №2. Здесь у вас даны цитаты из стихотворений разных поэтов, посвящённых теме поэта и поэзии. Прочитаем их и определим, кому они принадлежат.(М.Ломоносов, Г. Державин, А.Пушкин, М.Лермонтов).
- А теперь обратимся к лирике Б.Пастернака и посмотрим, как эта тема звучит у него. (Слайд №3). Прослушайте стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» (чтение учителя).
- В каких строчках, по вашему мнению, наиболее отчётливо прозвучала тема поэта и поэзии? Прочитайте их. (Приложение №4).
(Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд).
- А теперь мы с вами посмотрим как эта тема развивается в стихотворении, какими образами пользуется автор для раскрытия внутреннего состояния лирического героя. Для начала поработаем над словами (Слайд №4)
- Перейдём к анализу стихотворения. Прочитаем первую строфу (Слайд №5).
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.
- Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе? ( конец февраля, наступает весна, она наполняет людей чувством радости полноты жизни, обновления, начала чего-то нового, половодьем чувств, которые нахлынули).
- Каким словом поэт передаёт сильные чувства лирического героя? (навзрыд).
- Прочитаем вторую строфу

Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
-Как тема порыва чувств лирического героя передаётся во второй строфе? Какую часть речи использует автор для передачи движения? (Лирический герой не сидит на месте, он весь в движении. О нём рассказывают глаголы. Обратим внимание, что они стоят в форме инфинитива, которая имеет оттенок побуждения к действию со стороны природы).
- Лирический герой бросается навстречу природе, её стихии, его не останавливает даже Благовест. Он мчится через него в неизведанную даль, тревожную, полную испытаний.
- Прочитаем третью строфу
Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.

- Куда же мчится герой? ( герой мчится навстречу весне, навстречу чему-то новому, неизведанному)
- Как вы понимаете строчки:
Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей? ( Поэт всегда рисует не просто картину, а состояние души. Состояние природы раскрывает состояние самого героя. Образ «сухой грусти» , обрушившейся на «дно очей» предполагает рождение ассоциации с глазами влажными от слёз).
- Какими средствами художественной выразительности пользуется автор в этой строфе?( эпитет – «грохочущая слякоть», сравнение – «грачи, как обугленные груши», метафора – 2сухую грусть на дно очей»).
- Мы видим, что герой переполнен эмоциями. Его эмоциональность автор подчёркивает, употребляя приём аллитерации ( повтор звука \ р\ : груши, деревьев, грачей, сорвутся, обрушат, грусть). Звук \р\ сближает голос природы с голосом лирического героя, рыдающего навзрыд. Звук \л\ рядом с плачем звучит как благовест, клик колёс, ливень, шумней чернил, лужи. Этот звук рождает чувства благости, умиротворения.
-Прочитаем четвёртую строфу
Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд

-Какая картина предстаёт перед нами в последней строфе?
( Весна вступает в свои права и чем больше чувств, переживаний испытывает поэт, тем вернее слагаются его стихи. Потому что только в творчестве поэт может выразить свои чувства. Для поэта в жизни всегда опорой будут стихи и в этом поможет ему природа, с которой он составляет неразрывное целое.)
- Такая противоречивость ( тревога, навзрыд – благость, умиротворение) была свойственна Б.Л.Пастернаку. Отсюда неслучайно в его творчестве приёма антитезы. Например, образ «сухой грусти», обрушившейся «на дно очей» в 3-ей строфе противопоставлен с «глазами влажными от слёз» в 1-ой строфе.


- Что в стихотворении становится средством сближения таких вещей как весна, грачи, проталины, чернила? ( Чёрный цвет.
Он у Б.Пастернака не лишён мрачности, он знаменует победу весны над зимой).
- Итак, творчество по Б.Пастернаку – это продолжение процессов, происходящих в природе через чувства поэта.


IV часть: Итоги урока
- А теперь ещё раз прочитаем стихотворение Б.Пастернака «Февраль. достать чернил и плакать» (читает ученик, выучивший предварительно стихотворение наизусть).
- Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть, подготовить его анализ.
РЕФЛЕКСИЯ
- Звучит аудиозапись стихотворения Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до сути»
- Что вы думаете о поэзии Б.Пастернака?
- Что вам понравилось в его стихотворениях?