Конспект открытого урока на тему А.С.Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный
02.12.2015 год
Тема: "А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Цели:
1.Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина.Познакомить с биографией А.С.Пушкина.
2.Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.
Развитие речи устной и письменной, логического мышления, памяти.
3.Воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы.
Оборудование:
•тексты стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”
•стикеры, кластеры,плакаты;
•мультимедийный проектор, на доске записан эпиграф.
Ход урока
“У нас все от Пушкина”. (Ф.М. Достоевский)
I. Орг. момент.1. Подготовить класс к уроку.Приветствие.
. Сообщение цели урока. Психологический настрой
-Ребята на листочках напишите свои плохие эмоции. А теперь помните бумагу всей силой и выкиньте в коробку. Таким образом мы выкинули все самое плохое , что у нас было и начнем урок с хорошим настроением.
3. Оформление записей в тетрадях.
II.Опрос домашнего задания
На прошлом уроке мы проходили с вами басню И.А.Крылова.
1группа- «Исследователи» должны были исследовать биографию И.А.Крылова
2группа- «Художники» должны были нарисовать сюжет из басни «Стрекоза и муравей».
3группа- «Актеры» должны были прочитать басню по ролям.
III.Объяснение новой темы
Слово учителя
-Ребята ,мы с вами сегодня поговорим о великом русском поэте и писателе, основоположником русской литературы,чьё имя мы открываем с детства, он первый кто написал сказку в стихотворном виде.
- О ком идет речь?
-О Пушкине
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу».
После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел.
В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе Михайловское.
4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, и был смертельно ранен и 10 февраля в свои 38 лет скончался в своем доме на Мойке. Русский народ называет А.С. Пушкина «наше всё» . В этих словах выражены не только любовь и признание народа, но и понимание исключительной роли Пушкина в культуре.Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.
Ответить на вопросы по биографии А.С.Пушкина
Где родился А.С.Пушкин?
В каком году родился А.С.Пушкин?
Кто и когда отправили Пушкина учиться ?В какой лицей?
В каком году было опубликовано первое стихотворение Пушкина и как оно называлось?
В каком году Пушкин закончил лицей?
Ребята, а теперь проверим, как вы знаете произведения Пушкина?
А теперь, ребята посмотрите на доску
-из каких сказок взяты отрывки мультфильмов?
1. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама - то величава, Выступает, будто пава. (слайд) (Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)2.В дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка.Жемчуга огрузили шею,На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (слайд) (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)2. Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась - и расцвела.Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого. (слайд) (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)Составление кластера. Работа в группах.
«Сказка о царе Салтане» \\ «Сказка о рыбаке и рыбке»\\ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1 группа - найдите мне героев из сказки «Сказка о царе Салтане»
2 группа -найдите мне героев из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
3 группа -найдите мне героев из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Ребята вы правильно нашли героев данных сказок.
- А сейчас посмотрите на доску, что вы видите?
Конечно, ребята это памятники. Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение А. С. Пушкина
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
В стихотворении нам встретятся неизвестные слова, давайте разберем эти слова.
2. Словарная работа. Записать в словарные тетради новые слова
а)муза – богиня поэзии, вдохновение.
б) пиит – поэт.
в) “всяк сущий” - существующий.
г) клевета - ғайбат, жала, өсек.
д) нерукотворный – ерекше, мәңгілік.
е) оспорить – келіспеу ,қарсы болу.
Теория литературы
Есть всегда что-то особенно, благородное краткое, нежное.
Незадолго до своей смерти Пушкин написал произведение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Лирическим героем данного стихотворения является сам автор. Сюжет стихотворения составляет его судьба, осмысленная на фоне исторического движения. Каждый поэт задумывается о своем месте в этом мире об отношениях с обществом, с его читателями.Он хочет быть уверен в том, что его творчество не было напрасным, что память о нем сохранится. «Нет, весь я не умру…». Пушкин как бы подводит итог своему творчеству.
В этом стихотворении раскрыта тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, преодоление смерти через известность. Поэт гордился тем, что его поэзия была свободной: «что в мой жестокий век восславил я свободу…». Он писал не ради славы, а считал, что: «Поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества».
Это стихотворение можно представить в ярких и серых тонах, потому что, с одной стороны, создана торжественная атмосфера, радость того, что искусство будет жить вечно: «К нему не зарастет народная тропа», а с другой стороны, это же является его последним словом,концом творчества Пушкина.
По своей теме и построению стихотворение А.С.Пушкина близко к стихотворению Державина «Памятник» и Квинта Горация «Я воздвиг памятник», но Пушкин отступил от прежних образов, произведение наполнено безграничной любовью к России, к читателю, верой в могущество поэтического слова, осознанием выполненного долга перед народом.
Я считаю, что творчество Пушкина – это неисчерпаемый источник, который дает духовные знания не одному поколению людей. Оно открывает добрые чувства, помогающие осознавать и любить жизнь.
В своих сочинениях Пушкин постоянно размышлял о предназначении поэта и природе поэтического творения. Поэзия понималась Пушкиным как главное условие духовного самоутверждения.Творчество великого русского поэта – постоянная работа над собой, недовольство собой, движение вперед. Пушкин считал себя поэтом и видел в этом труде смысл всей своей жизни.В августе 1836 года он пишет стихотворение, в котором наиболее открывает свое отношение к роли поэта в истории. Это стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».В основе произведения лежит метафора уподобления поэзии памятнику. Именно эту метафору и заимствовали у Горация Пушкин и Державин. Подводя итог своему творчеству , поэт говорит о том, что его «памятник нерукотворный», его поэзия останется и после его смерти: « к нему не зарастет народная тропа». И он останется жить в своих творениях.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лиреМой прах переживет и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит.
Метафоры использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными («памятник нерукотворный», «народная тропа», «тленья убежит», «чувства лирой .. пробуждал», «не требуя венца» ). Поэт также использовал эпитеты («жестокий век», «заветной лире»).
Пушкин предвидел бессмертие своей поэзии. Сегодня нельзя встретить ни одного человека, который не знал бы Пушкина. Это ли не мечта любого поэта: обрести вечную жизнь в сердцах людей?
Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычнопоэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что – то такое, что присуще лишь ему одному.
А сейчас, ребята прослушайте стихотворение.
А теперь прочитаем сами.
Чтения стихотворения учащимися.
IV. Закрепление
Ответить на вопросы
- Какое значение несет эпитет “нерукотворный”? Священный, возвышенный.
Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.
- Где будет жить душа поэта после смерти?
В поэзии.
- К кому обращена поэзия Пушкина? “…доколь в подлунном мире…” т.е. ко всему человечеству.
- Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.
- Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.
- Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”
V. Итог.Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.
VI. Домашнее задание.Выучить стихотворение наизусть.Комментирование оценок за урок.
-Молодцы, ребята и в завершении урока я хочу вам сказать, что скоро наша республика отмечает свой праздник. Праздник Независимости. 24 года назад 16 декабря 1991 года Казахстан объявил себя Независимым суверенным государством. Казахстан открыл новую веху в своей истории : окреп, достиг больших результатов в своем развитии. Сегодня каждый человек республики гордиться своей страной и своей независимостью.
Независимость нашей страны – это самое святое приобретение казахского народа.
Песня на мотив «Песенка мамонтенка»
1. Нам трудно поверить, и словно во сне,
Живем мы в счастливой, прекрасной стране,
В счастливой прекрасной стране,
В счастливой прекрасной стране.
2. В стране Казахстана сейчас солнце светит
Здесь с доброй улыбкой всегда тебя встретят.
В стране, где всегда солнце светит,
С улыбкой, конечно, вас встретят.
3. Вот праздник настал и пора веселиться.
Мы будем играть, и, конечно резвиться.
Мы будем играть, веселиться
И дружно смеяться, резвиться.
4. Здесь солнце сияет, смеются все дети.
Ведь лучшего праздника нету на свете.
Ведь лучшего праздника нету,
Нет больше нигде на планете!
Мой Казахстан любимый,Где я родился, где я учусь.
Ты - небо!Ты – земля!Ты – солнце!Ты – звезда! Ты – Родина моя!
Все: Мой Казахстан! Люблю тебя!
- У казахов есть хороший обычай: любое хороший урок сопровождается «Шашу» (разбрасывание конфет на счастье, благополучие), так пожелаем всем «Денсаулыкзорболсын, бакытболсын, достыкболсын». Счастья, удачи, успехов вам и здоровья».
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»