Урок литературы: И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Тематика, художественное богатство стихотворений. Нищий
ТЕМА: И.С. ТУРГЕНЕВ. «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ». ТЕМАТИКА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО СТИХОТВОРЕНИЙ. «НИЩИЙ».
ЦЕЛИ:
Углубление представлений о жанровой принадлежности стихотворений в прозе.
Выявление художественной идеи и художественного своеобразия «Стихотворений в прозе».
Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, таблицами и терминами, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления художественной идеи произведения, состоящей в утверждении мысли о равенстве и братстве всех людей.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.
2. Работа над темой урока.
Итак, тема нашего урока «Стихотворения в прозе». Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии)
- Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности);
2.1. История создания цикла «Стихотворения в прозе».
Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.
Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.
Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».
Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.
Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.
Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».
2.2. Жанровые особенности стихотворений в прозе.
В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».
Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.
Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.
Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.
Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.
2.3. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.
Сегодня мы обращаемся к стихотворению Нищий». Перед его прочтением хочу процитировать слова автора: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.
Обратимся к лексическому значению слова «нищий».
Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.
Объясните значение слов подаяние, милостыня. Какова их этимология?
Подаяние - от подать, дать. У слова милостыня есть родственные слова милость, милостивый, т.е. добрый, щедрый. Подать милостыню – значит поделиться чем-то с ближним, сделать это от души, из естественной человеческой потребности творить добро.
Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка? (Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия).Приходилось ли вам встречаться с нищими? Давайте сообща создадим портрет такого человека? (Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек).
Каково отношение к ним в обществе? (Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить). А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».
Прослушивание стихотворения.
Какие чувства вы испытали при прочтении произведения? (Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь).Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение.
Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их (произведение имеет небольшой объём; оно разделено на мелкие абзацы; присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица; произведение отличается эмоциональностью).
Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.
Давайте поговорим о героях стихотворения. Какие художественные детали помогают представить лирического героя? (Их три: платок, часы, кошелёк).
Каким предстает перед нами ЛГ? (Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин).
А каким увидел герой нищего? (Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука». Одежда: «шершавые лохмотья». Состояние здоровья: «нечистые раны».
Посмотрите, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали
-А теперь давайте посмотрим, как автор использовал выразительные возможности частей речи. Слова какой части речи преобладают в тексте? (В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину в мельчайших подробностях).
В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.
Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».
Особенный оттенок искренности, взволнованности придают стихотворению местоимения «я», «меня», «моего».
Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика? (Потрясение, неловкость, смятение, ужас…).
Как автор передаёт это состояние? (Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!»). Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.
Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? (7 раз). Для чего? (Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему).Как называет ЛГ нищего? (нищим – 3 р., братом – 5 р.). о чем это говорит? (ЛГ способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания). Каждый получает своё подаяние. Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.
5. Подведение итогов урока.
В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?
6. Домашнее задание.
Сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».
ТЕМА: ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: правильно писать глаголы повелительного наклонения, устно и графически объяснять написание.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.
2. Словарный диктант. Стр. 75,76.
Акварель, ватман, карикатура, колорит, натюрморт, обрамление, палитра. Пейзаж, эскиз, этюд, мольберт, мозаика, миниатюра, маринист, плакат, контраст, аскетизм, гуманизм, магнетизм, пессимизм, цинизм, деспотизм, индивидуализм, энтузиазм.
ЛЗ: 1в.: аскетизм, маринист.
ЛЗ: 2 в.: пессимизм, карикатура.
3. Объяснение нового материала.
3.1. АОЗ. Повелительное наклонение.
Прочитайте. Спишите предложения с глаголами повелительного наклонения.
Берегите землю любимую, как мать родимую. Пожар снежком не погасишь. Не спеши языком, торопись делом. Куда бы ворона не полетела, везде она будет хуже сокола. Век живи – век учись.
3.2. Наблюдение над языковым материалом.
Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?
Глагол Спряжение Изъяв., 2 –е л., мн.ч. Повел., 2-е л.. мн.ч.
Клеветать 1 клевещетеклевещите
Выбрать 1 выберете выберите
Подыскать 1 подыщете подыщите
Осмотреть 2 осмотрите осмотрите
Трепетать 1 трепещете трепещите
Плясать 1 пляшете пляшите
Какой вывод вы можете сделать? (Во 2-м л. мн ч. у глаголов 2 спр. изъявительного и повелительного наклонения пишется –ИТЕ). Почему? (Потому что глаголы повелительного наклонения образуются от основы глаголов настоящего времени путем прибавления суффикса –и).
3.3. Закрепление.
На карточках: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы.
1) Пойдите в лес, пополн_те свой гербарий. 2) Спляш_те польку? Не уме_те? Я вас научу. 3) Вытеш_те конек на фронтон своего дома. Когда вытеш_те, дом преобразится, оживет. 4) Напиш..те небольшой рассказ о вашем любимом занятии.
3.4. Наблюдение над языковым материалом.
Образуйте формы 2го л. ед. и мн.ч. повелительного наклонения от глаголов каждого столбика:
поставить- поставь - поставьте отрезать – отрежь - отрежьте
сесть - сядь - сядьте спрятать - спрячь - спрячьте
– В чём отличие между образованными формами глаголов 1го и 2го столбика? (Оканчиваются на мягкий согласный и шипящий.)
–Что общего между ними? (На конце и перед _ТЕ пишется мягкий знак).
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь.
3.5. Закрепление.
Упр. 309,310.
4. Итог.
5. Д.З.: п. 56, упр. 312. Сл.сл. стр. 79
3.2. Наблюдение над языковым материалом.
Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?
Глагол Спряжение Изъяв., 2 –е л., мн.ч. Повел., 2-е л.. мн.ч.
Клеветать 1 клевещете клевещите
Выбрать Подыскать Осмотреть Трепетать Плясать 3.2. Наблюдение над языковым материалом.
Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?
Глагол Спряжение Изъяв., 2 –е л., мн.ч. Повел., 2-е л.. мн.ч.
Клеветать 1 клевещете клевещите
Выбрать Подыскать Осмотреть Трепетать Плясать 3.2. Наблюдение над языковым материалом.
Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?
Глагол Спряжение Изъяв., 2 –е л., мн.ч. Повел., 2-е л.. мн.ч.
Клеветать 1 клевещете клевещите
Выбрать Подыскать Осмотреть Трепетать Плясать