Внеклассное мероприятие классный час на тему Как слово наше отзовётся (7-9 класс)


Ток-шоу «Как слово наше отзовётся…»

Ведуший 1. Речевой этикет – один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье…
Итак, тема нашего ток-шоу «Как слово наше отзовётся…»!!! (слайд 1)
- Мы часто говорим и слышим:
«Язык мой – враг мой!» Какой смысл мы вкладываем в эту фразу?
А можно сказать и по-другому:
«Язык мой – друг мой!» (слайд 2)
- А ваш язык вам друг? Или враг? (высказывания учащихся).
Сценка «Язык» (о Ксанфе и Эзопе)
Ведущий: Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. (выходят Ксанф и Эзоп):
Ксанф: - Эзоп, раб мой, я пригласил к себе гостей. Отправляйся на рынок и приготовь к обеду самое лучшее!... (Эзоп кланяется и уходит. Возвращается с подносом в руках, на котором стоят три блюда)Ксанф: - Три блюда?... Из чего же ты их приготовил?
Эзоп: - Из языка, господин мой!
Ксанф: - Из языка? Но почему из языка?
Эзоп: - Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка!»
Ксанф: - Что ж, ответ достойный для раба философа!
(улыбается, хлопает его по плечу).
Завтра я снова жду гостей. Иди и приобрети к обеду самое худшее!
(Эзоп, поклонившись, уходит, и возвращается с подносом)
Ксанф: - Что в этот раз? (заглядывая на поднос и гневно) Как?! Опять языки?
Эзоп: - Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, сориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Ведущий: Предание говорит, что не все гостям было приятно слышать ответ Эзопа.
«Слово – дело великое! Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей».
(Л.Н. Толстой) слайд 3.
Чтец 1 читает стихотворение Я. Козловского «Слова умеют плакать и смеяться».
Чтец 2 читает стихотворение В. Шефера «Слова»
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
На экране слова ЭКОЛОГИЯ (объясните значение). (слайд 4)
- Когда мы чаще всего употребляем это слово?
ЭКОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРИРОДЫ.
- А существует ли проблема экологии речи, языка?
- Актуальна ли сегодня проблема сохранения, сбережения языка?


Слайды (фото убогих, грязных, нищих, калек) ( слайд 5,6)
- какие чувства вызывают у нас люди на этих фотографиях?
- физическое убожество вызывает у некоторых презрение, отвращение, брезгливость, а у кого-то сочувствие, жалость.
- но ведь бывает и духовное убожество… в чём оно проявляется?
В поведении, а прежде всего в речи, в языке.
Отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев». ( слайд 7)
- какие мысли возникли у вас после просмотра эпизода из фильма?
Ведущий читает отрывок из книги: К.И. Чуковского «Живой как жизнь».

- Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. А как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами. На Руси матерщину называли сквернословием.
При царе Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие для всеобщего назидания ругателей на улице наказывали розгами. Матершинников называли богохульниками.
Слайд 8 СКВЕРНА – мерзость, гадость, пакость, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное»Слайд 9: Афоризмы:
«От привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков» (Аристотель).
«От гнилого сердца и слова гнилые» (русская пословица)
«Воздержание языка показывает человека мудрого»
Слайд 10. «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом» В.И. Даль.
Слайд 11. Ты хотел бы быть рабом?
А рабом МАТА?
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО МАТ? Или ЕГО УБОЖЕСТВО МАТ?
Что выбираешь ТЫ?
Чтец 3 читает стихотворение «Ищу слова»
Конкурс «Ищу слова». Кто последний назовёт этикетное слово, тот и выиграет.
Чтец читает стихотворение «На доброе слово не надо скупиться» Н. РыленковаСлайд 12. Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте калечить язык
Эллочкам-людоедкам!
К. Чуковский.
Слайд 13. Давайте говорить друг другу комплименты!