Исследовательско-творческий проект «История одного картофеля»


Краевое государственное образовательное казённое учреждение
"Камчатская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья"
Исследовательская работа
ИСТОРИЯ ОДНОГО КАРТОФЕЛЯ
Выполнили:
Учащийся 6 б класса - Поляков Максим
Учащийся 4 б класса – Соложеницин Андре
Учащаяся 2 б класса – Калина Прискилла Руководитель:
Учитель начальных классов – Высокая А.Н.
Петропавловск – Камчатский
2015
Содержание
Введение..................................................................................................................2
Этапы выполнения исследовательской работы...................................................6
І этап. Подготовка к исследовательской работе .................................................6
ІІ этап. Планирование исследовательской работы..............................................7
ІІІ этап. Процесс исследования..............................................................................8
ІV этап. Выводы.......................................................................................................9
V этап. Отчет и защита работы..............................................................................9
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы...............................................10
Заключение.............................................................................................................11
Используемая литература.....................................................................................12
Приложения...........................................................................................................13
Введение
В осуществлении задач воспитания, образования и развития глухих учащихся, в формировании и развитии представлений об окружающем мире, в котором они живут, важную роль играет курс природоведения. Проектная деятельность служит средством комплексного решения задач, формирующее научно-теоретическое, нестандартное мышление, особенно важного для детей с нарушением слуха. Через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской деятельности, создаётся ситуация успеха.
Таким образом, при изучении курса природоведения в начальной школе с использованием приемов и методов проектной деятельности, расширяется кругозор, словарный запас обучающихся как в области предмета, так и в окружающей действительности, формируется социальный опыт в труде и общении.
В процессе изучения природы в 3 классе устанавливается, какие изменения происходят в разное время года в неживой природе, какое влияние они оказывают на характер и содержание сельскохозяйственных работ. В этом случае в учебном процессе комнатные растения и овощи находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений.
Раздел "Весенние изменения в природе" предполагает проведение практических работ, в том числе и выращивание клубней картофеля.
Таким образом, была определена проблема, которая заключается в необходимости выявления педагогических условий эффективного формирования базовых социальных компетенций у обучающихся младших классов с нарушением слуха.
Это позволило сформулировать тему: "История одного картофеля".
Актуальность данной исследовательской работы - привлечение внимания к миру растений, к взаимосвязи человека и растительного мира.
Объект исследования: клубень картофеля.
Предмет исследования: процесс размножения, роста и развития картофеля в разных природных условиях.
Цель: выявить влияние различных условий на урожайность картофеля.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений за процессом роста, созревания картофеля;
раскрыть взаимосвязь растений и условий их произрастания;
показать связь, взаимодействие и влияние человека на окружающую природу;
выяснить влияние различных условий на урожайность картофеля.
активизировать и расширять словарный запас у учащихся по темам "Размножение растений", "Весенние работы на полях", "Весна в Камчатском крае".
Коррекционно-воспитывающие:
воспитание групповой сплочённости, межличностной симпатии;
воспитание открытости для новых контактов и культурных связей.
Коррекционно-развивающие:
формировать у детей способность самостоятельно мыслить;
формировать у детей умения добывать и применять знания;
формировать у детей способность тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия;
работать над формированием связной речи;
развивать слуховую речь учащихся.
Коррекционно-социализирующие:
приобщение к нормам и ценностям общества;
обучение общению.
В ходе проектной деятельности использовались следу следующие группы методов:
теоретические:
изучение и анализ литературы, моделирование и проектирование различных этапов поисковой работы;
экспериментально-теоретические:
создание экспериментальных участков, эксперимент;
эмпирические:
наблюдение, беседы, объяснение, демонстрация, практическая работа, фотографирование, анализ творческих работ.
Результаты исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое значение - применение фотографий, поученных результатов и выводов на уроках и внеклассной деятельности учащимися, педагогами при изучении растений, ухода и условий их выращивания; улучшению отношения обучающихся к окружающей природе.
Практическая значимость проекта определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких коррекционно-развивающих задач образования, как
преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности глухого ребенка, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;
актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления глухого обучающегося;
развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой в процессе проектной деятельности;
формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, в том числе как ученика, члена детского коллектива, члена своей семьи, растущего гражданина нашего государства;
развитие представлений о коммуникации людей, речевом этикете, умений реализовывать сформированные знания при общении в различных видах деятельности с детьми и взрослыми.

Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе
1. Выбор темы исследования.
У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности в формировании движений в связи с нарушением слухового анализатора. В процессе выполнения какой-либо деятельности у глухих учащихся наблюдаются трудности в соотнесении цели деятельности, результата и рациональных способов осуществления этой деятельности. Поэтому при выборе темы детских проектов и исследований ребятами, учитывается и мнение педагога, который выступает для учащихся младших классов главным советчиком и помощником, исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Наиболее "благодатным" для детей с нарушением слуха, по моему мнению, является курс природоведения.
Не каждая семья имеет в собственности дачу, огород или возможность наблюдать процесс посадки, ухода и сбора урожая овощей. Откуда берутся овощи на нашем столе? Как размножаются овощи? - вопросы, на которые могут ответить родители, педагоги, старшие товарищи. А можно помочь обучающемуся найти ответ самому.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Учитывая, что глухих детей младшего школьного возраста, также, как у слышащих, ведущей деятельностью является игра, название творческо-исследовательского проекта предполагает быть кратким, понятным и интересным, вызывающим интерес к содержанию, а именно: "История одного картофеля"(см. Приложение 1) .
2. Постановка проблемы.
Учащимся предлагается:
рассмотреть виды размножения растений;
подобрать способ размножения клубней картофеля;
предположить, каким будет урожай при посадке разных видов картофеля;
предположить, каким будет урожай при посадке одного вида картофеля;
предположить, каким будет урожай при посадке частей одного картофеля;
обсудить, какие необходимы условия для выращивания картофеля;
подобрать необходимую информацию, литературу для исследования;
создать необходимые и возможные для исследования условия выращивания картофеля;
выяснить время сбора и место сбыта будущего урожая.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
Учащимися совместно с педагогом прогнозируется продолжительность, сроки, участники эксперимента и составляется общий план деятельности по разработке проекта.
Вид проекта: Творческо-исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки проведения: 27.04.2015 - 17.09.2015
Участники: педагоги, учащиеся, родители.
Возраст: обучающиеся младших и средних классов.
План.
1. Подбор, анализ информации и литературы.
2. Приобретение и прорастание клубня картофеля.
3. Выбор материала, оборудования для проведения эксперимента.
4. Деление одного клубня картофеля на три равные части и высадка их на экспериментальные участки (см. Приложение 2).
5. Наблюдение за процессом роста, цветения, созревания картофеля.
6. Уход, создание благоприятных условий для картофеля.
7. Сбор урожая (см. Приложение 3).
8. Обработка собранных сведений (см. Приложение 4).
9. Дегустация собранного урожая (см. Приложение 5).
10. Оформление проекта (см. Приложение 6).
ІІІ этап. Процесс исследования
На этом этапе педагог грамотно и ненавязчиво осуществляет руководство работой, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети (с помощью учителя) обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочниками и пр.), за помощью к родителям, друг к другу, используют Интернет.
Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления глухих детей приводит к большим трудностям в процессе исследования. Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображения достигается неслышащими с трудом.
Многие моторные акты глухих детей в младшем школьном возрасте формируются при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и кинестетического анализаторов. Следовательно, особое значение в процессе исследования приобретают рече-кинестезические ощущения и восприятия - кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).
Другой важной задачей педагога является развитие у детей с нарушением слуха осязательного восприятия, которое выступает как средство компенсации.
ІV этап. Выводы
Большие различия между глухими и слышащими детьми возникают при выполнении заданий, где требуется сделать умозаключение о причине, следствии или цели события на основе сопоставления сведений, содержащихся в разных местах рассказа. Часто смешивают причину события и его следствие, нередко в их описаниях встречается лишь перечисление обстоятельств, сопутствующих данному событию. Во многих случаях глухие дети склонны привлекать для объяснения причин поступков людей сведения, известные им из их привычного жизненного опыта, хотя такие сведения могут иметь лишь внешнее сходство с содержанием рассказа.
Для ребят, участвующих в проекте, продукт (урожай картофеля), выращенный своими руками (см. Приложение 7) в результате проделанной работы (проращивание, посадка, окучивание, полив, сбор урожая) активизирует их познавательную способность, обогащает личный опыт, расширяет словарный запас у учащихся, раскрывает взаимосвязь растений и условий их произрастания, показывает связь, взаимодействие и влияние человека на окружающую природу, приобщает к нормам и ценностям общества.
V этап. Отчет и защита работы
Отчет о наблюдениях, эксперименте и успехах в сельскохозяйственных работах был представлен участниками проекта обучающимся и педагогам Камчатской школы-интерната во время прохождения традиционной "Тропы здоровья".
По заключению отчета, картофель был запечен в костре и роздан, уставшим от спортивных состязаний, обучающимся школы. Вкусный, золотистый, свежеиспеченный картофель имел положительные отклики у ребят. Материал проектной работы в настоящее время используется на различных этапах уроков природоведения, ознакомления с окружающим миром и развития речи.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
Активное применение проектно-исследовательских технологий на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у учащихся всех видов базовых учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социальных компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.
Конечно, младший школьный возраст и физические возможности накладывают естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Заключение
Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества.
Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов - необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение глухими учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.  

Используемая литература
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых, Т.Д. Файн // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – 274с.
Богатов В.В. организация научно-исследовательских работ : учебное пособие для студен- тов высших учебных заведений / в.в. Богатов. – владивосток : дальнаука, 2008. – 259 с.
Граш Н.Е. Чтение и развитие речи: учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I вида / Н.Е. Граш. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 208 с.: ил.
Клепинина З.А., Титова М.Ф. Природоведение. Учебник для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М.: Владос, 2008,159 с.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) – М.: Просвещение, 2003.
Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.