Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР на тему: Перелетные птицы


Тема: Перелетные птицы.
Цели:
Коррекционно- образовательные:
- познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятие «перелетные»;
- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.
Коррекционно- развивающие:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы;
- согласовывать числительные с существительными;
- подбор слов-антонимов;
- развивать словарь, внимание.
Коррекционно- воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч, картинно- графический план(схема) для составления описательного рассказа о перелетных птицах.
Организационный момент.
- Какое время года?
- Назовите осенние месяцы, признаки осени?- Куда улетают птицы осенью? Почему?
- Как называются эти птицы?
- Почему они так называются?
- Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв).
- Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом).
- Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело).
2. Рассказ логопеда. (По очереди выставить картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану):
- Как называется?
- Какая птица по размеру?
- Какие перья?
- Какой хвост?
- Чем питается?
(Ласточка, скворец, грач, аист, чиж, лебедь).
3. Физкультминутка.
***
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях,
Тоже не сидится.
Целый день сегодня,
Все летят, летят…
Видно тоже в Африку
Улететь хотят.
4. Упражнение «Скажи наоборот».
Аист большой, а соловей..У аиста длинная шея, а у кукушки…
У соловья серая грудка, а у ласточки…
Аист белый, а грач..Перелетные птицы осенью (что делают?) -…
Перелетные птицы весной (что делают?) -…
5. Упражнение «Нелепицы»:
- Послушайте предложения, скажите, чего не бывает. И как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодилы.
Дети сделали для аистов скворечник.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнезда.
Скворец живет в будке.
6. Дид. игра «Назови ласково» (с мячом).
Скворец, журавль, чиж, кукушка, соловей, гнездо, перо, голова, лапы, крыло, хвост, клюв.
7. Упражнения на развитие внимания и элементарных математических представлений:
За лесом, за лесом, У птички было 6 птенцов,
К цапле на урок Шесть веселых молодцов,
Прилетело 7 сорок Но случилась вдруг беда,
И только 3 сороки Один птенец упал с гнезда,
Хорошо выучили уроки. Скорей ответ найди,
Сколько лодырей сорок Сколько их теперь в гнезде? (5).
Прилетело на урок. (4).
8. Образование приставочных глаголов:
Птичка с веточки (что сделала?) – слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) – подлетела.
Птичка с ветки на ветку (что сделала?) – перелетела.
Птичка в теплые края (что сделала?) – улетела.
Птички в окошко (что сделала?) – залетела.
Птичка из гнезда (что сделала?) – вылетела.
Птичка к кормушке (что сделала?) – прилетела.
9. Дид. игра «Скажи, какая?».
Короткий хвост – короткохвостая утка, острый клюв – остроклювый грач, черное крыло – чернокрылый грач, красные лапы – краснолапый гусь, тонкие лапы – тонколапая ласточка, длинные лапы – длиннолапая цапля и т.д.
10. Развитие мелкой моторики «Журавли»:
Летят лениво журавли, Взмахи перекрещенными кистями рук.
Летят они прощаются:
С елками зелеными, Загибают по одному пальчику, начиная с
С березами и кленами, большого.
С долинами, с озерами,
С родимыми просторами.
11. Итог:
- Назовите перелетных птиц. Почему они так называются? Когда птицы улетают в теплые края? А когда они вернутся?