Рабочая программа по внеурочной деятельности Математические ребусы
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса «Математические ребусы» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 в ред. От 29.12.2014).
2. Письма Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
3. Письма Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «Методические рекомендации по вопросам введения государственных образовательных стандартов основного общего образования».
4. Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
5. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС 5-6 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова – на – Дону «Школа № 10».
6. Положения о внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 10».
Цель программы - углубление и расширение математических знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике.
Задачи программы
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие практико-деятельностных умений в области геометрии;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; привитие интереса учащимися к математике;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Программа «Математические ребусы» рассчитана на 35 часов.
Личностные и метапредметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- самостоятельность (в т. ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
- способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации.
Тематическое планирование
№ п/п Дата Тема занятия Основные виды деятельности
1 гр. 2 гр. Из истории математики
1 Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Узнает о месте математики в истории цивилизации и в нашей жизни
2 Система счисления. Читать, записывать числа различных систем счисления
2. Делимость чисел
3 Числа. Чётность и нечётность. Решение олимпиадных задач, связанных с числами.
4 Делимость и остатки. Решение оригинальных задач на числа
3. Задачи на переливание, разрезание, взвешивание. Задачи со спичками
5 Задачи на взвешивание. Решение задач на взвешивание
6 Задачи на переливание. Решение задач на переливание.
7 Задачи на разрезание. Решение олимпиадных задач на разрезание.
8 Задачи со спичками. Решение нетрадиционных задач со спичками.
9 Составление выражений. Составление выражения к решению задачи.
4. Задачи -шутки, задачи-загадки
10 Головоломки и числовые ребусы. Решение числовых ребусов. Развивать смекалку, математическую зоркость
11 Головоломки и числовые ребусы. Решение задач нетрадиционного характера.
12 Числовые неравенства. Решение олимпиадных задач с составлением неравенств.
13 Интересные свойства чисел. Применение признаков делимости на 4 и на 7.
14 Головоломки и числовые ребусы Использование различных приёмов для решения нестандартных задач.
15 «Много» или «мало». Решение олимпиадных задач. Развивать математическую интуицию.
Задачи на движение
16 Путь и движение. Решение задачи на движение нестандартного характера.
17 Задачи на движение Решение нетрадиционных задач
18 Задачи на движение Решение нетрадиционных задач.
Логические и комбинаторные задачи
19 Логические задачи. Использование различных приёмов для решения нестандартных задач.
20 Комбинаторные задачи. Решение задачи, используя метод полного перебора вариантов.
21 Комбинаторные задачи Решение задачи, используя метод полного перебора вариантов
22 Комбинаторные задачи Решение задач
Графы
23 Графы. Решение задачи с использованием графов
24 Графы. Использование различных приёмов для решения нестандартных задач.
Задачи на уравнивание
25 Задачи на уравнивание. Решение олимпиадных задач.
26 Задачи на уравнивание Решение задачи на части различными способами.
Задачи на составление уравнений
27 Составление уравнений. Составление математической модели.
28 Составление уравнений. Составление математической модели.
Старинные русские задачи
29 Суммы и среднее арифметическое. Нахождение среднего в задачах.
30 Старинные русские занимательные задачи. Нахождение среднего в задачах.
Задачи на части и проценты
31 Части и проценты. Решение задачи на проценты нестандартного характера.
32 Части и проценты Решение нетрадиционных задач.
Составление кроссвордов
33 Головоломки и числовые ребусы
Решение нестандартных задач.
34 Составление кроссвордов Решение олимпиадных задач.
35 Составление кроссвордов. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса внеурочной деятельности
№
п/п Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения Количество
1. Печатные пособия 1.1 Олимпиадные задания по математике. 6 классы.
Г.М.Киселёва – Волгоград: Учитель, 2013. Д
1.2 4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин – М.: Просвещение, 2012. Д
1.3. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2010. Д
1.5. 3. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко – М.: АСТ – ПРЕСС, 2010. Д
1.6 Математические олимпиады: методика подготовки А.В. Фарков – М.: ВАКО, 2014. Д
1.7. Комплект таблиц по математике «Спектр» по разным темам курса. Д
2. Экранно-звуковые пособия 2.1. Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
Д
3. Цифровые образовательные ресурсы 3.1 http://school-collection.edu.ru/3.2 http://www.fsu.edu.ru–3.3 http://www.pish.ru3. Технические средства обучения 3.1 Интерактивная доска Д
3.2 Компьютер Д
3.3. Телевизор Д
4. Учебно-практическое оборудование 4.1. Доска магнитная Д
4.2. Комплект чертежных инструментов Д
4.3. Комплекты планиметрических и стереометрических тел. К