ЗАНЯТИЕ объединения «Математическая шкатулка» на тему: «Математические игры, лабиринты, ребусы»
МБОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)»
ЗАНЯТИЕ
объединения
«Математическая шкатулка»
на тему:
«Математические игры, лабиринты,
ребусы» во 2 «Б» классе.
Учитель: ШПАКОВА О.А.
Цели и задачи:
Развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, объем памяти).
Развитие математической речи, познавательной деятельности;
Развитие ориентировки в пространстве;
Развитие логического мышления и концентрации внимания.
Воспитание усидчивости и дисциплинированности.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
Наборное полотно.
Таблички с направлением в царства.
Цветик – семицветик.
Макет яблони с золотыми яблоками.
Плакат со снежинками.
Плакат с лабиринтом.
Буквы «П», «А», «М», «Я», «Т», «Ь».
Головные уборы для сказочных персонажей.
Раздаточный материал:
Карточки с изображением снежинок (по количеству детей).
Карточки с изображением лабиринта (по количеству детей).
Вводное занятие.
Ход занятия.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Психологический настрой. Знакомство с задачами занятия.
Ребята, послушайте загадку:
Ее нельзя пощупать,
Ее нельзя потрогать.
Людям всем она нужна
Без нее, увы, беда!
Ее с детства развивай
И стихи запоминай.
Вы догадались, что это такое? И я, ребята, тоже не знаю. Для того чтобы отгадать эту загадку, нам с вами предстоит трудное, но увлекательное путешествие в волшебную страну “Сказка”.
Фея сказок прислала нам волшебный цветик – семицветик, с помощью которого мы с вами должны попасть в волшебную страну.
Давайте произнесем сказочное заклинание:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг –
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы
Оказались в сказке.
Но куда же нам с вами идти дальше?
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
А вот и стражник. Он то, ребята, и укажет нам путь, по которому мы будем двигаться дальше.
Ну-ка, стражник, прочти нам, в какую сторону отправиться (Даю карточку, - стражник читает).
- “Направо, в царство царя Еремея”. Дальше куда, уважаемый стражник?
- “Направо, в царство царя Кощея”. Затем куда?
- “Направо, в царство царя Берендея”. Потом куда?
- “Направо, в ледяное царство Морозко”. Дальше в какую сторону?
- “Направо, в подводное царство царя Нептуна”. А дальше куда?
- “Направо, к бабе - Яге”.
Ну, что же, теперь маршрут нам известен, как вы уже догадались, нам с вами нужно идти всегда куда? (Направо).
Но что это? Стражник не пропускает нас. Оказывается, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо назвать пароль. А для этого нужно выполнить задание:
Вспомните и назовите сегодняшнее:
- время года,
- день недели,
- число,
- месяц,
- год (летоисчисление).
(осень, пятница, 4-е, сентябрь 2009 г).
1. Верно. А теперь мы отправляемся в первое царство.
Куда мы должны идти? (Направо).
Покажем все правую руку.
К кому же мы с вами попадем? (В царство царя Еремея).
Войдем в царство и присядем на стульчики.
У царя Еремея, ребята, была дочь. Она никогда не смеялась.
Как ее звали? (Несмеяна). Одеть на нее корону.
Покажите, какое лицо было всегда у Несмеяны (Серьезное).
Какой была Несмеяна? (упрямой, плаксивой, капризной и т.д.).
1-е задание.
Царь Еремей предлагает нам первое задание:
Если мы сможем рассмешить его дочь, то он отдаст нам первую букву нашей отгадки.
Надо прочитать слова, которые написаны на карточках (отгадать ребусы). (столица, стриж, родина).
Ну, вот и заулыбалась наша Несмеяна и мы получаем первую букву нашей отгадки.
1подсказка - (Ставлю букву «П» на наборное полотно).
Мы прощаемся с Несмеяной и отправляемся дальше.
2. Ребята, дальше по плану мы с вами идем в какую сторону? (Снова направо).
Покажем правую руку и пойдем направо в царство царя Кощея. (Садятся за стол).
А вот и он,сам Кощей Бессмертный. (Одеть корону).
Ребята, вы испугались? (Изобразите мимикой страх перед Кощеем).
Давайте скажем, какой Кощей. (Злой, страшный и т.д.).
Ребята, вы знаете, что в плену у Кощея находится царевна Марьюшка. Вот она! (Одеть корону).
Ей грустно и она плачет. (Изобразите плачущую Марьюшку).
Нам жалко ее. (Изобразите жалость на вашем лице).
Ребята! А скажите, какая Марьюшка? (Добрая, хорошая, красивая и т.д.).
2-е задание
Но для того, чтобы вызволить Марьюшку из плена, нам необходимо выполнить следующее задание:
Запомнить расположение цифр в магическом квадрате в течении 3 минут, а затем воспроизвести их в той же последовательности. Молодцы! Вы справились с этим заданием.
2 подсказка - (В сундучке «А»).
3. Ну, что же. Теперь мы с вами отправляемся дальше.
Давайте вспомним, куда же лежит наш путь? (Опять направо).
К кому мы теперь направляемся (К царю Берендею; садятся за стол).
А теперь проверим, как вы знаете эту сказку.
- Жил – был – кто? (Царь Берендей).
- У него было сколько сыновей? (Три сына).
- Младшего звали как? (Иван-царевич).
- И был у царя великолепный – что? (Сад).
- Что росло в том саду? (Яблоня).
- Какие яблоки были на ней? (Золотые).
- Кто повадился воровать чудо – яблоки? (Жар – Птица).
Молодцы! Знаете эту сказку.
3-е задание.
Испугался царь Берендей за свои яблоки и приказал Ивану – Царевичу собрать все яблоки на ночь в лукошко, чтобы Жар – птице нечем было ночью поживиться у Берендея в саду.
Но царь Берендей хитрый был и все яблоки подписал примерами, сосчитав которые, полученные ответы необходимо расположить по порядку, для того, чтобы на ночь яблоки снять, а утром развесить их снова по своим местам, да не перепутать, иначе яблоки могут потерять свою волшебную силу.
Но вот беда! Иван – Царевич неграмотный. Не умеет он считать. по порядку.
Поможем, ребята, Ивану – Царевичу. (Да).
А он нас за это отблагодарит и даст подсказку.
Ну, что же. Задание мы выполнили. Покажи нам, Иван – Царевич, еще одну подсказку.
3 подсказка – «М».
Спасибо тебе, Иван – Царевич, и до свидания.
А мы отправляемся дальше.
°4. А идем мы дальше снова направо.
К кому мы попадаем? (В ледяное царство Морозко; садятся за столы).
Отправила злая мачеха Настеньку – неродную дочку – в лес. И попала девочка в ледяное царство Морозко.
А вот и Настенька. (Одеть платочек).
Холодно было девочке. (Изобразите вместе с Настенькой, как ей было холодно).
Полюбил Морозко Настеньку и не захотел отпускать ее из своего ледяного царства.
- За что Морозко полюбил Настеньку? Какая она была? (Добрая, ласковая, трудолюбивая).
Но хоть и хорошо было девочке у Морозко, но все равно тосковала
Настенька по дому.
Вот Морозко и придумал трудное задание и сказал девочке:
- “Если выполнишь – отпущу тебя домой и щедро вознагражу!“.
Ребята, но, конечно же, одной Настеньке никак не справиться с этим заданием. Давайте поступим так: - мы поможем девочке, а Настя поможет нам с подсказкой к загадке.
4-е задание
- У каждого из вас на карте есть листочки – в них вам необходимо вставить в пустую клетку недостающую снежинку. (Дети выполняют задание).
Ну вот, Настенька, мы справились с этим заданием. Покажи нам, пожалуйста, подсказку.
4 подсказка - «Я».
Вот спасибо тебе! Теперь ты можешь идти домой. До свиданья.
Да и нам пора спешить.
5. Итак, как мы уже запомнили, нам опять нужно идти направо.
В царство кого мы с вами попадаем? (Царя Нептуна – повелителя морей и рек).
А вот и сам царь. (Одеть корону).
Ребята, царь Нептун очень гостеприимен и предлагает нам сыграть с ним в игру «Море волнуется». (Дети играют).
Но для того, чтобы нам с вами получить новую подсказку, необходимо пробраться через запутанные владенья вод царя. Для этого давайте присядем за столы.
5-е задание.
- У вас на столе у каждого лежит лист с нарисованным лабиринтом. Возьмите карандаш и отметьте путь, по которому вы будете пробираться за подсказкой.
А теперь перевернем листочки и вспомним по памяти, как и в каком направлении мы двигались по лабиринту. (Направо, вниз, налево, вверх и т.д.).
Ну, что же, Великий Нептун, мы справились с заданием.
Покажи нам подсказку.
5 подсказка «Т».
6. А мы с ребятами продолжаем наше путешествие.
И путь наш дальше следует снова куда? (Направо).
Куда путь – дорожка нас приведет? (К бабе Яге).
А давайте, ребята, вспомним, как же выглядит баба Яга.
А поможет в этом нам физ. минутка про бабу Ягу! (Давайте встанем возле стульчиков и произнесем эти слова).
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка –
Стоит задом наперед.
В этой избушке есть старушка –
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
Ну, вот, кажется, мы и пришли!
Баба Яга, покажись!
Вот она! (Одеть маску).
Напугай нас, баба Яга! (О – о – о).
Ребята, какая баба Яга? (злая, страшная и т.д.).
Баба Яга, Нам, конечно, страшно. Но, пожалуйста, отдай нам подсказку, которую ты держишь у себя в сундучке, а за это мы выполним любое твое желание.
6-е задание
А предлагает нам баба Яга сыграть в игру на смекалку.
Слушайте внимательно!
-Как колхозник переправился на другой берег?
Колхознику нужно переправиться через реку. Вдруг он увидел двух двух мальчиков, катающихся на лодке. Он попросил перевезти его через реку. Но лодка была так мала, что могла выдержать на воде только одного взрослого или двух мальчиков. Подумали ребята и сами догадались, как можно переправить взрослого колхозника на другой берег, а потом продолжать кататься на лодке.(дети переезжают на противоположный берег. Один мальчик остается на том берегу, а другой переезжает на этот берег, выходит из лодки. Колхозник переезжает на лодке на другой берег. Мальчик, находящийся на противоположном берегу, переезжает через реку, сажает в лодку второго мальчика, и они продолжают кататься.)
Ну, что, баба Яга. Мы все сделали правильно. Верни нам, пожалуйста, подсказку к отгадке.
6 подсказка - «Ь».
Спасибо большое. До свиданья.
А нам теперь необходимо возвращаться в класс.
Для этого мы с вами встанем опять около стульчиков и обратимся к волшебному цветику – семицветику. (Произносим заклинание).
(Дети садятся на стульчики).
III. РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ.
Ну, вот, ребята, закончилось наше путешествие и мы с вами снова находимся в нашем классе.
Давайте вспомним с вами, для чего же мы сегодня отправлялись в сказочное путешествие. (Отгадать загадку).
Давайте, я вам ее напомню. ().
Посмотрим на доску!
Получилось слово «Память».
И правда, смотрите: для того, чтобы получить все подсказки, мы с вами всегда напрягали нашу память.
- Встретившись со стражником, мы вспоминали: число, месяц, год и т.д.
1. Мы смешили Несмеяну, вспоминая, что может обозначать тот или иной знак.
2. В царстве Кощея мы запоминали расположение цифр в магическом квадрате.
3. В царстве Берендея мы вспоминали мысленно расположение чисел в числовом ряду.
4. В ледяном царстве мы по памяти глазками смотрели на снежинки и определяли, какой из них не хватает.
5. Мы запоминали маршрут, по которому шли в подводном лабиринте царя Нептуна.
6. Мы запоминали и удерживали в памяти текст задачи, который должны были воспроизвести на слух по памяти, чтобы решить заданную задачу.
Итак, если сказать коротко, мы с вами сегодня много запоминали, т.е. тренировали свою память.
Но запоминали мы по-разному:
- Мы смотрели, - значит, запоминали чем? (Глазами).
- Мы слушали, - значит, запоминали чем? (Ушами).
- Мы показывали разные действа, - значит, запоминали с помощью чего? (Движений).
И чем больше мы будем с вами запоминать, тем лучше будет наша (Память).
Не зря в нашей загадке звучат слова:
«Ее с детства развивай
И стихи запоминай».
Ой, ребята, Морозко из ледяного царства обещал нас щедро наградить, он исполнил свое обещание и прислал нам из своего ледяного царства сладкие леденцы. (Чупа – Чуп).
А прислал он их в память о нашем с вами путешествии.
15