Оздоровительно-развивающие игры в ДОУ
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, повышению эмоционального состояния детей и получению удовольствия от процесса и результатов игры, формированию навыков честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.
Особое место подвижные игры занимают в комплексной программе лечебной физической культуры для детей с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Подобные игры получили самые разнообразные названия — лечебные игры, игротерапия, оздоровительно - развивающие игры. Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции.
Ценность оздоровительно-развивающих игр заключается в:
•обеспечение здоровья ребенка посредством развития дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем и через стимулирование обменных процессов организма;
•развитие основных двигательных навыков на основе формирования оптимального двигательного стереотипа статики и динамики основных форм движений (ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья и др.);
•содействие развитию базовых двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, точности, координации);•укрепление мышечного корсета и сводов стопы, формирование правильной осанки, коррекция нарушений физического развития ребенка;
•формирование телесной идентификации и произвольной регуляции движений.
•развитие речевой моторики
•формирование навыков графических движений на основе развития кинестетической основы движения
О.В.Козырева предлагает следующую классификацию оздоровительно-развивающих игр (в ней заложены виды игровой деятельности, связанные с наличием или отсутствием соперничества (индивидуального или группового)).
Оздоровительно-развивающие игры: соревновательные, кооперативные и несоревновательные.
Для здоровых детей дошкольного возраста и детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, данные игры используются как в завершении основной части занятия по физическому воспитанию (первичная профилактика) или занятий по лечебной гимнастике (вторичная профилактика), так и как самостоятельное занятие, состоящее из одной (сюжетной) или нескольких разновариативных игр.
Соревновательные игры непосредственно связаны с соперничеством, состязанием.
Главная цель — выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные: с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях по лечебной гимнастике в условиях сложной игровой деятельности; с достижениями в отдельном виде соревнования. Поощряется точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях. Победитель должен знать, что он смог победить не только потому, что он самый ловкий, самый сильный и т. д., но и потому, что были другие, которые проиграли. Проигравший должен знать, что тот, кто учится проигрывать, — побеждает.
При использовании соревновательных игр необходимо учитывать существующие различия по оптимальной длительности таких игр с учетом возраста детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее предпочтительной является длительность 15 мин, для детей среднего дошкольного возраста (5 лет) — 15—20 Мин и для Детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 25 мин . Кооперативные игры — игры сотрудничества, в которых может условно присутствовать командное соперничество (по времени, в сравнении с предшествующим результатом и т. д.). При проведении таких игр учитываются не личные достижения отдельных участников, соревнующихся друг с другом, а достижения команд или всех участников, объединенных в единую команду. Это игры, призванные уничтожить боязнь личного поражения и ощущения неудачи.
Главная цель — взаимодействие всех участников в достижении общего результата или определение лучшего показателя (время, дистанция и т. д.) всех игроков
Кооперативные игры исповедуют сотрудничество и сопереживание, сплачивают детей, любой детский коллектив духом сотрудничества. Игры дают прекрасную возможность для роста самооценки, успеха, просто общего веселья.
Кооперативные игры также носят название «совместные игры», «игры друг с другом — друг против друга», «связующие игры», «творческие игры», «игры доверия». Для их обозначения иногда используют другие термины.
Кооперативные игры направлены на обеспечение активного интегрированного развития социальной и двигательной (физической) сферы детей.
Необходимо при проведении таких игр учитывать существующие различия в их длительности, связанной с возрастом детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее оптимальной является длительность 15 мин, для детей среднего дошкольного возраста (5 лет) — 25 мин и для детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 20—25 мин
Несоревновательные игры — игры, в которых отсутствует разделение участников на соперничающие команды. В этих играх всемерно поощряются рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, что ориентирует детей на сотрудничество, исключает проявление агрессивности.
Главная цель — получить удовольствие от самого процесса игры.
В несоревновательных играх могут участвовать на равных дети с разным уровнем физической подготовки, здоровые дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья.
Необходимо учитывать существующие различия по длительности таких игр в зависимости от возраста детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее оптимальной является длительность 25 мин, для детей среднего дошкольного возраста (5 лет) — 20 мин и для детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 15—25 мин
Дошкольникам нравятся любые предлагаемые оздоровительно-развивающие игры. Но в каждом возрасте существуют наибольшие предпочтения тех или иных разновидностей игр
Наиболее предпочтительными для младших дошкольников являются несоревновательные игры.
Шестилетним детям кооперативные и соревновательные игры доставляют наибольшее удовольствие по сравнению с несоревновательными играми
Игра естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным в развивающимся организме самой природой, - потребности в движении. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр , усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, щитовидную железу и всю эндокринную систему.
Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию