КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ: СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ПОМОЩЬЮ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ МО «ШЭТ»)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
НА ТЕМУ:
СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ПОМОЩЬЮ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Разработал
Рудик Н.В. педагог-психолог, преподаватель спец. дисциплин
Тема: Содержание и способы общения людей с помощью невербальных средств.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
- образовательные: изучить понятие невербальные средства общения; сформировать знания о невербальных средствах общения
- воспитательные: воспитание культуры общения со сверстниками и другими людьми, культуры поведения и социальной чувствительности.
- развивающие: развитие навыков невербального общения, коммуникативных способностей студентов: развития навыков понимания окружающих людей, , развитие навыков восприятия партнера по общению, развития наблюдательности; развитие кругозора студентов; умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.
Ход урока:
Организационный момент (2 мин.).
Проверка ранее изученного материала, 10 мин
Изучение нового материала.
Понятие – невербальные средства общения
Виды неречевых (невербальных) средств общения
оптокинетические:
паралингвистические:
экстралингвистические:
проксемические:
предметные контактные, тактильные действия:
ольфакторные
Закрепление пройденного материала (10 минут).
Обобщение и выводы (3 мин.).
Домашнее задание (2 мин.).
Основные этапы, время Методы Содержание учебного материала, деятельность преподавателя Содержание учебного материала, деятельность студентов Примечание
Организационный момент, 2 мин. Вхожу. Здороваюсь: «Здравствуйте! Садитесь. Дежурный, кто отсутствует?»
Отмечаю отсутствующих в журнале Встают, приветствуют. Дежурный называет отсутствующих. Проверка ранее изученного материала, 10 мин Тестирование Выполняют тестовые задания по теме «Вербальные средства общения».
Оцениваю ответы, корректирую в случае необходимости. Выполняют задания Задания см. приложение
Изучение нового материала
Беседа
«Итак, темой сегодняшнего нашего занятия является «Содержание и способы общения людей с помощью невербальных средств».
(СЛАЙД 1).Запишите эту тему в тетрадь.
План занятий (СЛАЙД 2).
Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. ( СЛАЙД 9). Запишите эти понятия .
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).
Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. (СЛАЙД 4). Комментирую слайд
II . Hеречевые (невербальные) средства общения
1) оптокинетические:
жестикуляция,
мимика,
пантомимика - движение и позы,
направление взгляда,
визуальный контакт,
покраснение и побледнение кожи,
стереотипы моторики).
В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:
2) паралингвистические:
интенсивность,
тембр,
интонация голоса,
качество голоса,
диапазон голоса,
тональность голоса.
3) экстралингвистические:
паузы,
темп речи,
связность речи,
смех,
покашливание,
заикание.
4) проксемические:
физическая дистанция контакта:
персональное пространство:
интимная (0-40-45см)
личная (45 -120-150см)
социальная (150-400 см)
публичная (400-750-800см)
угол поворота к собеседнику
5) предметные контактные, тактильные действия:
рукопожатия,
объятия,
поцелуи,
похлопывание,
толчки,
поглаживания,
касания,
пощечины,
удары.
6) ольфакторные - связанные с запахом.
К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.
Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.
Звездочки и просветы на погонах - о высоком воинском звании.
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.
Записывают тему занятия в тетрадь.
Записывают определение
Записывают информацию в тетрадь.
Записывают оптокинетические невербальные средства общения .
Слушают и записывают паралингвистические невербальные средства общения .
Слушают и записывают экстралингвистические невербальные средства общения .
Слушают и записывают проксимические невербальные средства общения .
На доске тема: «Содержание и способы общения людей с помощью невербальных средств»
.
Закрепление пройденного материала, 10 мин. Ответы на вопросы по рядам. А теперь чтобы определить, как вы усвоили данную тему выполним несколько упражнений:
Через стеклоЦель упражнения: - формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.
Упражнение "Рассмешить партнера"Выберем первую пару игроков. Один из выбранных игроков должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Итак, по удару гонга один игрок пытается рассмешить другого. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. Если замысел удался, то смешащий удаляется, а тот, кого рассмешили, выбирает себе нового партнера для того, чтобы его рассмешить. Если рассмешить не удалось, то на место игрока, которого не удалось рассмешить, выбирают нового игрока и так далее. Внимание! Начали! Спасибо, игра закончена. Ведущий! Определите самого насмешливого и самого смешливого игрока.
Выполняют упражнения. Обобщение и выводы, 3 мин. На данном уроке мы с вами изучили «Содержание и способы общения людей с помощью невербальных средств»
Выставляю оценки. Задание на дом, 2 мин.
Глава 2. стр.49-60. Подготовить краткие сообщения по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам»
(СЛАЙД 19).
Всем спасибо. До встречи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тестовые задания по теме «Вербальные средства общения».
Процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка это:
а) непосредственное общение
б) косвенное общение
в) речевое общение
г) невербальное общение
2. Формулировка мыслей, компоновка сообщения - это функция языка:
а) конативная;
б) конструктивная;
в) эмотивная;
г) коммуникативная.
3. Выражение в речи говорящего его установки, на собеседника, стремление на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений, оказать влияние - это функция языка:
а) конативная;
б) конструктивная;
в) эмотивная;
г) коммуникативная.
4. Функция обмена информацией - это функция языка:
а) конативная;
б) конструктивная;
в) эмотивная;
г) коммуникативная.
5. Выражение самооценки, переживаний, отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию общения - это функция языка:
а) конативная;
б) конструктивная;
в) эмотивная;
г) коммуникативная.
6. Специализированное употребление языка в речи, в процессе взаимодействия между людми, частный случай деятельности и общения – это
а) речевая коммуникация;
б) речевая деятельность
7. Возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления-
а) логический барьер
б) стилистический барьер
в) семантический (смысловой) барьер
г) фонетический барьер
8. Препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.) это:
а) логический барьер
б) стилистический барьер
в) семантический (смысловой) барьер
г) фонетический барьер
9. Возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур
а) логический барьер
б) стилистический барьер
в) семантический (смысловой) барьер
г) фонетический барьер
10. Несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации
а) логический барьер
б) стилистический барьер
в) семантический (смысловой) барьер
г) фонетический барьер