Тесты по истории России (конец XVI – конец XVIII века). 7-й класс
есты по истории России (конец XVI – конец XVIII века). 7-й класс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Контроль – важнейшая сфера практической деятельности педагога, позволяющая оценить эффективность работы. Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений.
В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII века для 7 класса. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля.
Задание № 1. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени.
1) “Семибоярщина”.
2) Освобождение Москвы от поляков.
3) Восстание под руководством Ивана Болотникова.
4) Царствование Лжедмитрия I.
5) Земский собор 1613 г.
Ответы: 4, 3, 1, 2, 5.
Задание № 2. Расположите в хронологической последовательности следующие события.
1) Воссоединение Украины с Россией.
2) Северная война.
3) Избрание Михаила Романова царем.
4) “Жалованная грамота дворянству”.
5) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
Ответы: 3, 1, 2, 5, 4.
Задание № 3. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны.
1) Сражение у мыса Гангут.
3) Полтавская битва.
4) Ништадтский мир.
5) Сражение у острова Гренгам.
2) Прутский поход.
Ответы: 3, 2, 1, 5, 4.
Задание № 4. Расположите имена правителей в порядке их царствования.
1) Анна Иоанновна.
2) Павел I.
3) Петр II.
4) Екатерина I.
5) Елизавета Петровна.
Ответы: 4, 3, 1, 5, 2.
Задание № 5. Определите, что было раньше.
1) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (А) или восстание С.Т.Разина (Б).
2) Соляной бунт (А) или Медный бунт (Б).
3) Великое посольство, направленное Петром I в Западную Европу (А) или походы Петра I на Азов (Б).
4) Семилетняя война (А) или Северная война (Б).
5) Образование губерний (А) или создание коллегий (Б).
Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Б, 4-Б, 5-А.
Задание № 6. Установите соответствие между именами современников.
1) Федор Иоаннович 2) Алексей Михайлович 3) Петр I 4) Анна Иоанновна 5) Екатерина II
А) Кондратий Булавин.Б) Емельян Пугачев.В) Борис Годунов.Г) Э.И.Бирон.Д) патриарх Никон.
Ответы: 1– в, 2 – д, 3 –а, 4 – г, 5 – б.
Задание № 7. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия
1) “Заповедные лета”
2) Черносошные крестьяне3) Приписные крестьяне
4) Ассамблея
5) Вотчина
Определения
А) Дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты податей должны были работать на казенных или частных заводах, т.е. были прикреплены к ним.
Б) Собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.
В) Лично свободные крестьяне, владевшие обширными землями и несшие государственные повинности.
Г) Запрет свободного перехода крестьян от одного хозяина к другому в Эти годы.
Д) Родовое земельное владение боярина.
Ответы: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – б, 5 – д.
Задание № 8. Установите соответствие между событиями Смутного времени и датами:
События
1) Начало правления В.И.Шуйского 2) Вступление Лжедмитрия I в Москву 3) Приход к власти Боярской думы (“Семибоярщина”)4) Восстание И.Болотникова 5) Начало вторжения иностранных войск в Россию.
Даты
А) 1610 г.Б) 1609 г.В) 1605 г.Г) 1606 г.Д) 1606–1607 гг.
Ответы: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание № 9. Укажите правильную последовательность смены правителей после смерти Петра I.
1) Анна Иоанновна.
2) Елизавета Петровна.
3) Петр III.
4) Екатерина I.
5) Екатерина II.
Ответы: 4, 1, 2, 3, 5.
Задание № 10. Дайте определение следующим терминам:
1) Кондиции.
2) “Верховники”.
3) Фаворит.
4) Гвардия.
5) Регент.
Ответы:
Кондиции – условия приглашения Анны Иоанновны на российский престол.
“Верховники” – члены Верховного тайного совета.
Фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.
Гвардия – отборная привилегированная часть войска (Преображенский и Семеновский полки).
Регент – временно осуществляющий полномочия главы государства при малолетнем императоре или в случае болезни монарха.
Задание № 11. Дайте определение следующим терминам:
1) Уложенная комиссия.
2) Вольное экономическое общество.
3) Секуляризация.
4) Нейтралитет.
5) Коллегии.
Ответы:
1) Уложенная комиссия – комиссия для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное уложение 1649 г.
2) Вольное экономическое общество создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего опыта ведения сельского хозяйства.
3) Секуляризация – передача в государственное управление монастырских и церковных земель.
4) Нейтралитет – неприсоединение ни к одной из враждующих сторон в войне.
5) Коллегии – органы управления, образованные при Петре I. В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно (коллегиально).
Задание № 12. Дайте определение следующим терминам и составьте из этих слов кроссворд.
1) Дворяне.
2) Барщина.
3) Приказ.
4) Воевода.
5) Стрельцы.
6) “Семибоярщина”.
7) Вотчина.
8) Местничество.
9) Ополчение.
10) Бояре.
Ответы:
1) Дворяне – привилегированное сословие, получавшее за службу право на владение землей с жившими на ней крестьянами.
2) Барщина – работа крестьян на феодала.
3) Приказ – распорядительный орган государственного управления.
4) Воевода – должностное лицо в гражданском и военном управлении, осуществляющее административную, полицейскую, судебную и финансовую власть.
5) Стрельцы – первое войско, действующее на постоянной основе.
6) “Семибоярщина” – правление семи бояр в период Смутного времени.
7) Вотчина – наследственное земельное владение.
8) Местничество – особый порядок назначения на должность, при котором учитывались происхождение и заслуги предков или система распределения государственных должностей с учетом происхождения предков.
9) Ополчение – войско, собранное из добровольцев.
10) Бояре – представители высшей земельной аристократии.
Задание № 13. Дайте определение следующим терминам и составьте из этих слов кроссворд.
1) Уезд.
2) Воевода.
3) Волость.
4) Стан.
5) Казаки.
6) Сенат.
7) Генерал-прокурор.
8) Синод.
9) Ближняя канцелярия.
10) Коллегии.
Ответы:
1) Главная административно-территориальная единица, которая делилась на более мелкие звенья – станы и волости.
2) Возглавлял уезд и некоторые приграничные города.
3) Административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом.
4) Административно-территориальная единица. Два-три стана составляли уезд.
5) Военное сословие, пользовавшееся особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
6) Высшее правительствующее учреждение при Петре I.
7) “Око государево” в Сенате, осуществлял контроль за деятельностью Сената.
8) Коллегия, управлявшая церковными делами.
9) Канцелярия заменила Боярскую думу.
10) Органы управления, заменившие приказы.
Задание № 14. В каждой строчке одно слово лишнее. Найдите его и объясните, почему вы так решили.
1) Архангельская, Ирбитская, Свенская, Смоленская, Макарьевская ярмарки.
2) Оружейная палата, Пушечный, Хамовный, Бархатный дворы.
3) Ремесленники, торговцы, крестьяне, стрельцы, купцы.
4) А.В.Суворов, П.А.Румянцев, Д.И.Фонвизин, Г.А.Потемкин, Ф.Ф.Ушаков.
5) Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Ф.И.Шубин, И.П.Аргунов.
Ответы:
1) Смоленская, все остальные – всероссийские ярмарки.
2) Пушечный двор – первая русская мануфактура появилась в XV в., все остальные – в XVII в.
3) Крестьяне, все остальные – жители города.
4) В.И.Фонвизин – писатель, все остальные – полководцы.
5) Ф.И.Шубин – скульптор, все остальные – художники-живописцы.
Задание № 15. В каждой строчке одно слово лишнее. Найдите его и объясните, почему вы так решили.
1) Посадское население включало в себя ремесленников и торговцев, стрельцов, купцов, крестьян, духовенство, дворян и бояр.
2) В XVII в. По мере развития торговли начали употребляться и новые продукты: перец, корица, лимоны, изюм, картофель, рис.
3) В Северной войне участвовали стрельцы, Семёновский и Преображенские полки, полки “нового строя”.
4) В 1718–1724 годах вместо налога со двора была введена подушная подать. Ею должны были облагаться мужчины и женщины. Эта реформа значительно повысила сумму собираемых налогов.
5) В 1703 г. Начала издаваться первая печатная газета “Ведомости”, которая печаталась по новой гражданской азбуке.
Ответы:
1) Крестьяне, все остальные – жители посада.
2) Картофель стал употребляться позже.
3) Стрельцы, вместо стрелецкого войска Петр I ввел полки “нового строя”.
4) Женщины, по реформе подушной податью облагались лишь мужчины.
5) Гражданская азбука вводилась с 1710 года.
Задание № 16. Выберите из архитектурных сооружений те, которые были созданы в XVII веке.
1) Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.
2) Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге.
3) Церковь Покрова в Филях.
4) Теремной дворец Московского Кремля.
5) Дом Пашкова в Москве.
Ответы; 1, 3, 4.
Задание № 17. Выберите из словосочетаний те, которые характеризуют политику “просвещенного абсолютизма” Екатерины II.
1) Просвещение народа, распространение научных знаний в общества.
2) Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков.
3) Проведение губернской реформы.
4) Разрешение создания вольных типографий.
5) Создание ассигнационных банков, начавших выпуск бумажных денег.
Ответы: 1, 2, 4.
Задание № 18.Соотнесите название приказа и его функции.
1) Посольский приказ.
2) Приказ Большого дворца.
3) Казенный приказ.
4) Разрядный приказ.
5) Поместный приказ.
А) Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу.
Б) Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи.
В) Ведал дворцовым хозяйством и имуществом царя.
Г) Ведал вопросами внешней политики сбором налогов с поместий и вотчин.
Д) Ведал земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин.
Ответы: 1– Г, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – Д.
Задание № 19. Соотнесите название коллегии и ее функции.
1) Коллегия иностранных дел.
2) Юстиц-коллегия.
3) Воинская коллегия.
4) Берг-коллегия.
5) Адмиралтейств-коллегия.
А) Занималась гражданским и уголовным судом.
Б) Ведала внешней политикой.
В) Морским флотом.
Г) Сухопутной армией.
Д) Горно-заводской промышленностью.
Ответы: 1– Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – Д, 5– В.
Задание № 20. Ответьте “Да” или “Нет”.
1) В XVII веке господствующим сословием в России оставались феодалы.
2) При Михаиле Романове Земские соборы собирались редко.
3) Соборное уложение 1649 года устанавливало срок розыска беглых крестьян.
4) В 1687 году было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (позже – академия).
5) Согласно указу о единонаследии 1714 года поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.
Ответы: 1 – да, 2 – нет, 3 – нет, 4 – да, 5 – да.
Задание № 21. Вставьте пропущенные буквы в исторические термины и понятия и дайте им определение,
1) вантюрист,
2) Мнуфактура,
3) Абслютизм,
4) Кндиции,
5) Меркантлизм.
Ответы:
1) Авантюрист – человек, занимающийся беспринципным, рискованным делом в расчете на случайный успех.
2) МАануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
3) АбсОлютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть.
4) КОндиции – условия.
5) МеркантИлизм – экономическая политика, выражающаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявляющаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.
Заголовок 115