Обобщение опыта Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя
Воспитание активной гражданской позиции через систему работы классного руководителя
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
(Н.А. Некрасов)
Давным-давно существовал на земле город Добрых Мастеров. Много жило в нём умелых людей – каменщиков и кровельщиков, гончаров и столяров, портных и башмачников…
Даже обыкновенные подметальщики улиц были в этом городе Мастерами. Они так здорово вычищали улицы и дворы, что нельзя было не залюбоваться их работой. Но – самое главное – все эти Мастера были людьми добрыми и отзывчивыми, умеющими дружить, помогать друг другу. Так бывает, когда люди заняты своим делом, живут достойно и в достатке. И ещё они очень любили свой город, гордились им, с добрым сердцем приглашали к себе в гости таких же тружеников, как они сами. Они были поистине добрыми горожанами.
Но вот однажды на город напали чёрные рыцари, промышлявшие разбоем, налётами на города и селения. Их вожак – старый хромой воин – объявил себя правителем города Добрых Мастеров, потребовал в жёны самую красивую девушку, а жителей города сделал своими рабами. На сразу осознали горожане, какая беда приключилась с ними. Некоторое время они надеялись, что рыцари возьмут, что им нужно и уйдут. Но когда все горожане были объявлены рабами, в них проснулись граждане.
Вооружившись, кто чем мог, они дружно напали на захватчиков, перебили самых жестоких из них, а остальных выгнали из города.
То есть все они почувствовали себя гражданами.
- Что значит быть гражданином?
Гражданин – житель страны, который признаёт её законы, он любит свою страну, вместе с неё переживает её горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордится.
- У каждого гражданина должна быть сформирована гражданская позиция.
На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция». Осознанное участие каждого в жизни общества, реальные действия, направленные на осуществление ценностей, - вот основа этого понятия. Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:
- патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
- гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
- активная жизненная позиция;
- нравственность;
- творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Формирование гражданской позиции у студентов приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
- понятия основных социальных ролей - дочери, сына;
- преемственность поколений, семейные традиции;
- любовь к Родине, гордость;
- гражданский долг;
- активность жизненной позиции;
- соблюдение правил и норм поведения;
- верность долгу;
- профессиональное самоопределение и польза обществу;
- призвание и успех в жизни;
- роль коллектива;
- уважение других людей;
- сопереживание и участие;
- лидерская позиция и др .То есть формирование гражданской позиции, а точнее активной гражданской позиции, начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем.
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». Задача каждого педагога. Классного руководителя сформировать у студентов активную гражданскую позицию.
Формальное образование затрагивает каждую гражданскую ценность, подаётся общепризнанными методами, знакомыми всем. Традиционный урок, классный час - форма работы с учащимися.
Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а, следовательно, и социальной активности личности, предполагает формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от гражданина наличия таких специфических морально-нравственных качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Это возможно через неформальное образование (дополнительное)
Неформальное образование требует особого изучения, интерес к нему вызван новаторским характером методов обучения, практическим и насущным целям. Перед нами образовательный процесс, который организован для получения знаний определённой группы людей. Неформальное образование является разносторонним стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека. Основными признаками неформального образования можно назвать добровольность, доступность, взаимодополнение, приоритет активной деятельности, опора на опыт, стремление к удовлетворению запросов обучающихся. Посещение музеев, театров, кинотеатров, экскурсионные поездки - вот неполный перечень работы с учащимися.
Дополнительное образование детей ориентировано на их свободный выбор какой-либо области знаний и умений, на формирование собственных представлений о мире обучающимися, на развитие познавательных мотиваций и способностей. Более эффективно решаются проблемы духовно-нравственного, интеллектуального и физического воспитания. При дополнительном образовании ребята приглашаются к участию в массовых мероприятиях, концертах, праздниках, соревнованиях, защите проектов, демонстрации результатов освоения программ.
Конечно, каждый педагог и классный руководитель использует в своей работе индивидуальные образовательные стратегии, посещение музеев, выходы в театр, спортивные мероприятия, работу с учреждениями культуры. Всё это помогает сформировать активную гражданскую позицию.
В чём же заключается моя система работы как классного руководителя по становлению активной гражданской позиции?
Выбор направления воспитательной работы в группе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений. Среди направлений воспитательной работы могут быть следующие разделы: труд; культура и личность; я - гражданин; безопасное поведение, здоровье и другие.
Как руководитель клуба «Истоки», я вовлекаю своих студентов в участие работы данного клуба.
Цели:
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию студентов;
- воспитывать уважение к заслугам перед Родиной старшего поколения, чувство гордости за нашу страну;
- формировать интерес и уважение к истории Отечества, гордости за свой народ, воспитывать любовь к Родине, неприятие войны;
Задачи:
- воспитывать у подрастающего поколения чувство Родины, патриотизма через исследование истории семьи, ее причастности к военному времени;
- развивать речь, творческие способности студентов, личную ответственность за выполнение коллективной работы;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности одаренных детей;
- совершенствовать коммуникативные навыки студентов (инициативу, активность, умение работать в группе), способность презентовать подготовленный материал.
Направления клуба:
- Историко – патриотическое воспитание
- Литературное творчество
Наши ключевые дела:
- реферативное творчество и исследовательская работа на историческую и литературную тематику;
- выпуск тематических газет;
- посещение музеев города;
- проведение пресс – конференций; конкурсов;
- военно – исторические и литературные викторины;
- встречи с интересными людьми,
- издание газеты Юность»
- встречи в клубе ветеранов с участниками Великой Отечественной войны
- встречи с воинами-афганцами, областной организацией «Боевое братство»
- конкурсы чтецов стихов собственного сочинения и различных авторов
- литературное творчество
- участие в городских исторических играх и т.д.
С группой ТК-41 было проще-они очень активно принимали участие во всех внутриколледжских, городских и областных конкурсах. Активная гражданская позиция в данной группе, на мой взгляд, сформирована. Этому способствовали совместные дела, хотя и в рамках клуба – посещение театров, музеев – например, музей боевой славы, музей Грина и М.Е. С.- Щедрина, краеведческий музей и т.д. ; встречи с интересными людьми – ежегодные встречи с воинами-афганцами; участие в конкурсах: ежегодном конкурсе чтецов и презентаций «Истории Отечества сыны» с приглашением представителей «Боевого братства», также ежегодном конкурсе авторских стихотворений и эссе «Милая моя мама!», в конкурсе «Добровольцы вперёд», организованном партией коммунистов – проходил в течение всего года, где мы выполняли со студентами различные конкурсы (волонтёрство, месяц добрых дел, писали творческие и исследовательские работы, создавали видео и т.д – большее участие, правда приняли студенты Ю-21), по окончании которого мы приняли участие ещё и в последнем этапе - «Товарищ песня», где наш колледж представили студенты ТК-21-получили диплом, участие в конкурсе чтецов «Баллада о солдате», который проходил в библиотеке им. Грина; чествование ветеранов, возложение цветов к памятнику в День Победы,. ежегодное посещение военной части с концертом, выступление студентов в городском Клубе ветеранов . посвящённое празднованию Дня Победы; участие в различных конференциях и форумах. Издание газеты «Юность», участие в исследовательских работах, например, «Судьба моей семьи в годы ВОв», «Памятники Великой Отечественной войны г. Кирова»; участие в ежегодных акциях: - «Дари добро детям», в рамках которого собираем игрушки, покупаем канцелярские принадлежности и т.д. и относим в детский дом. В том году мы приняли участи вместе с группой ТК-21.
. С группой ТВ-12 всё сложнее. Очень много времени тратится на сформирование в данной группе чувства коллективизма, взаимопомощи, нравственных ценностей. Для этого проводятся классные часы, беседы с представителями разных ведомственных структур МВД, волонтёров (беседа о наркотиках – Лихачёв М., группа Ю-21) Группа активно старается участвовать как внутриколледжских, так и в спортивных мероприятиях. В рамках клуба, в который вовлечены почти все студенты группы, были проведены различные мероприятия, как раз способствующие формированию активной гражданской позиции:
- посещение Клуба ветеранов (2 раза) – одной из тем была тема «Холокост в Восточной Украине»(Катастрофа — понятия, широко используемые для характеристики трагедии, когда в результате нацистскойполитики геноцида в годы Второй мировой войны были уничтожены миллионы евреев), сначала была проведена беседа, затем показан небольшой фильм, составленный нашим ветераном, когда-то работающим на телевидении в г. Кирове – это было в октябре; второй раз слушали о поэтах Великой Отечественной войны, в том числе и вятских(ветераны не только читали стихи, но и пели песни на слова этих поэтов) – эту литературно-музыкальную композицию посетили 19.12.16. Нами было дано ответное слово: выступили с небольшим концертом);
- посещение кинотеатра, просмотр фильма «28 панфиловцев» - воспитывает в детях чувство патриотизма, выносливости, гуманизма;
- приняли участие в конкурсе авторских стихотворений и эссе «Милая моя мама!»»
-сейчас готовимся принять участие в конкурсе АРТ-ПРОФИ – пишем сочинения и авторские стихотворения о своей профессии- работы будут отправлены в январе;
- провели акцию совместно с группой Т-11 «Обменяй сигарету на конфету»;
- запланировано посещение воинской части и городского Дома ветеранов, которые посещаем в феврале, началась подготовка к концерту в воинской части, к конкурсам чтецов с приглашением «Боевого братства» и т.д.
Впереди у нас еще несколько активных, насыщенных групповыми событиями лет. Как классный руководитель я продолжу курировать индивидуальное личностное становление детей моей группы. При этом считаю, что главным средством, которым я могу корректировать гражданскую активность ребёнка, является моя собственная жизненная позиция. Готовность участвовать в конкурсах, акциях, фестивалях, вдохновлять студентов на подготовку и проведение различных мероприятий, совместная творческая деятельности и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый ребенок группы приобрел действенный опыт гражданской активности.