Развивающая викторина для учащихся 4-х классов Самый умный


МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Развивающая викторина
для учащихся 4-х классов
«Самый умный»
2013-2014 учебный год
Составила и провела: педагог-психолог Зазулина Ю.А.
Саранск 2013 г.
Автор и ведущий: педагог-психолог Зазулина Ю.А.
Дата проведения: 8 ноября 2013 года.
Аудитория: учащиеся 4-х классов.
Цели:
Развитие познавательных процессов учащихся (внимания, мышления, восприятия, воображения, памяти).
Развитие устной речи.
Расширение кругозора.
Привитие интереса к учебно-познавательной деятельности.
Ход мероприятия
Организационный момент
Приветствие участников, сообщение темы и цели викторины (выявить ученика, достойного звания «Самый умный»). Знакомство.
На экране тема мероприятия, слайд №1.
Основная часть
Разминка «Дети наоборот»
Детям предлагается выполнить действия, обратные тем, что производит педагог. Например, ведущий присаживается, дети должны встать, ведущий прячет руки за спиной, дети должны показать свои руки и т.д..
Конкурс «Отгадайте стихотворение»
Работа идет в 2-х командах. Каждой команде дается набор слов из загаданного стихотворения. Задача команд поменять местами слова в стихотворении так, чтобы другой команде было сложнее догадаться какое это стихотворение. А самим необходимо понять, слово из какого стиха запутали противники.
На экране слайд №2
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (А. Барто)
слайд №3
травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В гости к нам летит (А. Плещеев)
слайд №4
Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо,
И что такое плохо?» (В. Маяковский)
слайд №5
…и днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом… (А. С. Пушкин)
слайд №6
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!" (К. Чуковский)
слайд №7
Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка как лягушка
Ускакала от меня (К. Чуковский)
слайд №8
«Логические задачи» слайд №9
Аудитории задаются вопросы, первый ответивший ребенок получает балл (цветной жетон) за правильный ответ.
Вопросы:
Сколько букв в слове «школа»?
Сколько десятков в числе 18?
Сколько слогов в слове «карандаш»?
Как называется результат при вычитании?
Как назвать число, в котором 10 десятков?
Сколько лет длилась столетняя война? (100 лет)
Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное? (10 – 9 =1)
Зачем в Древнем Китае на раненую кожу здорового человека капали немного крови больного оспой? (Прививка)
Древнерусский чайник (Самовар)
Что символизирует двуглавый орел на гербе России? (Две стороны света Восток-Запад, Европа-Азия)
Задание для гостей мероприятия «Пословицы-перевёртыши» слайд №10
Догадайтесь, какие пословицы спрятаны.
1. С ленью достанешь птицу с дерева \Без труда не выташишь и рыбку из пруда\
2. Начал развлечение-работай робко \Кончил дело-гуляй смело\
3. Отдых-ягненок, на поля побежит \Работа-не волк, в лес не убежит\
4. У честного человека ботинки промокают \На воре шапка горит\
5. Украденной кобыле под хвост заглядывают \Дареному коню в зубы не смотрят\
6. Мужик на телегу-коню тяжелее \Баба с возу-кобыле легче\
7. Векликое безделье хуже крошечного бизнеса \Маленькое дело лучше большого безделья\
8. Когда ближе к полю-меньше деревьев \Чем дальше в лес, тем больше дров\
9. У собаки сплошной пост \ все коту масленица\
Мозговая гимнастика слайд №11
Упражнение «Шарик»
Дети руками закрывают глаза, вдыхают воздух и, медленно выдвхая его, поизносят звук «Ш», как будто сдувается шарик.
Упражнение «Ленивые восьмерки».
Дети рисуют восьмерки в воздухе сначала правой, затем левой рукой. Потом восьмерки рисуются в воздухе, но в горизонтальной плоскости.
Конкурс «Спички детям не игрушка.., а головоломка» слайд №12
Переставь лишь одну палочку, чтобы равенство получилось верным
III-II=IV
Переставь лишь одну палочку, чтобы равенство получилось верным
VI+II=III
Перемести две спички, чтобы луковичка оказалась вне стакана
I o I
I
Перемести три спички, чтобы стрелка поменяла направление.
/_/
\ \
Игра «Фрагмент» слайды №13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23
Ребятам предлагается по фрагменту определить предмет или картину (чашка, кошка, пылесос, картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке»).
Заключительный тур «Придумай рифму (проводится, если возникают спорные моменты по количеству баллов у игроков)
Детям предлагается придумать рифму к словам:
Кошка
Паровоз
Цветок.
На конкурс отводится 1 минута.
слайд №24
Заключительная часть слайд №25
Подводятся итоги конкурсов, выявляются обладатели наибольшего количества баллов (жетонов), они занимают 1-е, 2-е и 3-е места в развивающей викторине «Самый умный». Остальные ребята награждаются грамотами участников.
Рефлексия « Мое отношение»
Все участники мероприятия и гости на предложенных цветных кружочках рисуют смайлик с положительными или отрицательными эмоциями, выражая свое отношение к данному мероприятию, смайлики собирает ведущий.
Заключительная речь ведущего о необходимости получать новые знания, добрые пожелания участникам и гостям викторины.
Список использованных источников
Образцова, Т. Н. Психологические игры для детей. / Т. Н. Образцова – М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005. – 192 с.
Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т. И. Линго. – Ярославль: академия развития, 2006. – 192 С.
Рыбинский, В. Н. творческое мышление. Развивающие занятия с детьми 9-14 лет. / В. Н. Рыбинский, И. В. Мельченко. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 112 с.